Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Развитие осознанного нравствен...

Развитие осознанного нравственного поведения обучающихся через школьные предметы гуманитарного цикла


Мамонова Ирина Федоровна
учитель русского языка и литературы
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков»
г. Ноябрьск

В романе американского писателя Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту» показано тоталитарное общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление. В этом обществе все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению, а люди, способные критически мыслить, оказываются вне закона. Если у кого-то находят хоть одну книгу, её сжигают вместе с домом, а хозяина предают смертной казни.

Свое выступление я начала с обращения к этому роману, потому что усматриваю некую связь между этим антиутопическим произведением и некоторыми реалиями нашего времени. А именно: приоритет потребительского мышления и уход в массовую культуру с ее легкими, развлекательными жанрами и отсутствием какой бы то ни было морали.

Тема моего выступления «Развитие осознанного нравственного поведения обучающихся через школьные предметы гуманитарного цикла».

Что значит «нравственное поведение»? Это поведение, учитывающее ценность другого человека, не ущемляющее его интересы, не наносящее кому-либо нравственный (или, как принято сегодня говорить, моральный) ущерб. Другими словами, это поведение, в основе которого лежат этические нормы.

Всегда ли наши дети выбирают нравственное поведение? К сожалению, нет. Иногда они поступают безнравственно неосознанно, иногда (и это очень настораживает) – осознанно и получают удовольствие от того, что унизили, оскорбили. Я хочу привести вам цитату из работы одного выдающегося русского философа, который пытается объяснить причину осознанного безнравственного поведения. «Люди совершали самые безнравственные поступки и ни в коей мере в них не каялись, и поступали они так потому, что последним критерием для человеческого поведения считали собственную личность. Обожествление свободной личности привело к торжеству индивидуализма, который раскрепощает не только созидательные, но и разрушительные инстинкты человеческой природы».

Вывод очевиден: нравственное поведение всегда связано с самоограничением, с заботой не только о себе любимом, но и о тех, кто рядом.

Задача и семьи, и школы – развивать осознанное нравственное поведение. В школе задачи образования и воспитания неразделимы. Особым воспитательным потенциалом, безусловно, являются предметы гуманитарного цикла: литература, психология, обществознание, Основы религиозных культур и светской этики.

Я являюсь преподавателем литературы и мировой художественной культуры, и по логике я должна рассказать о том, как посредством данных предметов формируется нравственное поведение. Напомнить о том, что литература способствует возникновению интереса к своему внутреннему миру; учит человека строго и тщательно анализировать собственные поступки и осуществлять правильный выбор. Можно привести огромное количество примеров, иллюстрирующих как нравственное, так и безнравственное поведение. Вспомните, как отвечает Татьяна Онегину:

Я вас люблю, к чему лукавить,
Но я другому отдана, я буду век ему верна.

 

Это пример осознанного нравственного поведения, она не может поступить иначе, не может строить собственное счастье на несчастье своего мужа.

Итак, литература - предмет, обладающий мощным воспитательным эффектом. В этом смысле его значение трудно переоценить. Но есть существенная оговорка: этот эффект мы можем получить в том случае, если дети читают. Констатация сегодняшнего дня – малочитающие дети. Чтобы не быть голословной, я сошлюсь на результаты анкетирования, которое проводилось учащимися нашей школы в рамках исследовательской работы «Изучение читательского спроса».

В качестве респондентов выступали учащиеся 10-11 классов моу сош № 2, всего – 150 человек. Вопросы, которые были заданы респондентам:

1. Каждый ли день ты читаешь?
• Да 134 – 89%
• Нет 16 – 11%

2. Каждый день ты читаешь: 
• Учебники 147
• художественную литературу 37

3. Что ты любишь читать:
• Классику 26 – 17 %
• приключенческую литературу 17 – 11%
• детективы 43 – 28%
• фэнтези 14 – 9 %
• журналы 38 – 25 %
• другое 12 – 8%

4. Как часто ты читаешь произведения художественной литературы?
• Каждый день 37 – 25 %
• 1-2 раза в неделю 96 – 64%
• Вообще не читаю 16 – 11%

5. В свободное время ты отдашь предпочтение:
• Чтению 35 – 23 %
• Компьютерным играм 21 – 14%
• Интернет-общению 67 – 44%
• Просмотру ТВ – 43 – 29%
• Прогулке 26 – 17%
• Спорту 50 – 34%

  • Кроме того мы интервьюировали работников библиотек и продавцов книжных магазинов. Мнение работников библиотек:
  • интенсивность пользования библиотечной книгой падает по мере взросления подростка,
  • девочки-подростки являются более активными пользователями абонемента, чем их ровесники мальчики;
  • на формирование читательской культуры негативно влияет так называемая литература "массового спроса";
  • подростки нуждаются в помощи при выборе книг и ждут более активного влияния библиотекаря на формирование их круга чтения;

Опрос работников книжных магазинов

Какие же книги пользуются спросом в книжном магазине?

Девушки предпочитают фэнтези, мистику, романы для девушек и готовые домашние задания по школьным предметам, КИМы. Юноши чаще всего интересуются готовыми домашними заданиями

  • Анализируя данные, полученные при исследовании, мы пришли к выводу:
  • Происходит спад читательской активности;
  • Чтение направлено на удовлетворение информационно-прагматических потребностей;
  • «Конкурентами» чтения стали компьютерное общение и досуговые занятия (спорт и занятия по интересам);
  • Рейтинг литературы как учебного предмета невысокий (6 место). Объясняется это опять же прагматическим подходом: литература не входит в число предметов, обязательных для сдачи ЕГЭ. И как предмет по выбору литература необходима для очень ограниченного перечня специальностей. Как следствие – снижение интереса к предмету. Это тоже немаловажный фактор, влияющий на читательскую активность.

Вот такие выводы! На один великий вопрос, поставленный нашей литературой, - «Кто виноват?» мы ответили. Другой великий вопрос – «Что делать?» остается пока риторическим. Нашим респондентам мы задали еще один вопрос: С кем бы ты был, если бы оказался в фантастическом Городе Рея Бредбери?

  • С теми, кто спокойно обходился без книг 43%
  • С теми, кто читал бы книги и хранил их в памяти 53.5%
  • С теми, кто уничтожал бы книги 3.5%

Ответ на этот вопрос говорит, что еще не все потеряно!

Заставить читать, можно, труднее сделать так, чтобы чтение сделалось потребностью, удовольствием. Но это «вдруг» не происходит, это долгая, кропотливая работа и только совместными усилиями семьи и школы, заинтересованных, неравнодушных сторон мы сможем прийти к желаемому результату. И только тогда мы можем рассчитывать на сострадание наших детей, а не столкнуться с их разумным эгоизмом.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт