Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Православие и проблемы духовно...

Православие и проблемы духовного и нравственного воспитания в семье и обществе


Пинаева Любовь Васильевна
социальный педагог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Лабытнанги ЯНАО

«Семья — это фундамент любого общества, любого государства».

В эпоху глобальных перемен, охвативших все мировое сообщество, в том числе и российский социум, приоритетным становится вопрос о ценностях, формирующихся в условиях семейного социума. Семейные духовно-нравственные ценности — это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на отношениях людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народов России.

Социально-экономический и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного воспитания: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, господство в современной семье материальных ценностей над духовными; происходит девальвация семейных ценностей, снижается социальная значимость отцовства и материнства.

Так, согласно результатам исследований В. Базарного, руководителя научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Московской области, у 79% молодых матерей (до 35 лет) отсутствует чувство самоотреченной (абсолютной) любви к своему ребенку. По данным Госкомстата РФ ежедневно распадается более 1 тыс. семей, 31,4% детей имеют только одного родителя. Ежегодно 63% детей в стране подвергаются насилию в семье, увеличивается количество нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей.

Нарушение процессов формирования духовно-нравственной сферы приводят к таким негативным последствиям в поведении детей и подростков, как проституция, наркомания, алкоголизм, криминал, гражданская пассивность, уход из семьи. За последние десять лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения страны ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. По мнению ведущих ученых в области демографии (А. И. Антонов, В. В. Бойко, В. А. Борисов, В. А. Медков), потребность в родительстве, стремление к продолжению фамильного рода, качественное своеобразие воспитательных установок в подготовке потомства к жизни мотивируется национальным и культурным багажом социума. На современном этапе общественного развития происходит изменение у подрастающего поколения ценностных ориентаций на создание семьи: низкий престиж материнства и отцовства; направленность выбора супругов на бездетную семью; создание иллюзии «новых» форм семьи («гражданский брак», «гостевая семья» и др.); внебрачное рождение детей и др.

В последние годы во многих регионах Российской Федерации широкое распространение получило преподавание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях специальных учебных предметов и курсов православной культурологической направленности («Основы православной культуры», «Православная традиция», «Основы православия», «Традиционная русская культура», «Православная этика», «Православное искусство» и др.). Этот процесс обусловлен объективными обстоятельствами, выдающимся значением православной христианской религии в истории и современной жизни российского общества и государства.

Православная культура — одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь историческим ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, — невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви.

Содержание же духовно-нравственного воспитания и детей, и родителей ориентируется на сферу православной культуры, которая не сводится только к вероучительным моментам, но живится подлинно христианским Духом. Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности. Ответственность эту мы сможем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере культуры и духовно-нравственного воспитания, при условии собственного духовного укоренения в святоотеческих традициях и непрекращающихся трудов над своей душой[3,14].

Возрождению семейной педагогической культуры содействует создание семейных клубов, семейных воскресных школ, родительских и объединений, в которых возможно возрождение элементов традиционного духовно-нравственного уклада; Организация совместных экскурсий, каникулярных поездок и трудов; введение семейных традиций и праздников в дни памяти святых покровителей семейного благополучия — преподобных Кирилла и Марии Радонежских, благоверных Петра и Февронии, составление семейных родословных и фотоальбомов, семейных журналов.

Современная система духовно-нравственного воспитания не может быть оторвана от многовековой традиции православного воспитания.

Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль [2,104].

Из истории образования. «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению».

На весь мир было известно славянское почитание рода, семьи. По единому уставу (устному закону) — «Домострою» — жители нашей страны строили свои семейные отношения до начала XХ века.

  • Мужчина — глава семьи, нес?т ответственность за всю семью перед Богом и государством.
  • Женщина нес?т ответственность за воспитание детей и за моральный климат в семье;
  • Каждый член семьи призна?тся, как имеющий равные права быть выслушанным и услышанным;
  • Между членами семьи главенствуют доверие, честность и открытость;
  • Внутрисемейное общение строится на уважении ее членов;

Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.

«Традиция» (от лат. tratitio — передача) — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. [1,639].

Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, после 7 ноября 1917 года, дня октябрьской революции, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталось, трансформировавшись. Ну и, конечно же, появились новые.

Многие традиции, которые делали семью семьёй, были потеряны. Поэтому, традиции — это основа уклада семьи, семьи — дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому-то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Так как они выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей.

Роль семейных традиций в жизни детей.

Дети гордятся своей семьёй.

Ребёнок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято.

Детские воспоминания передаются в следующее поколение.

Девочка перенимала у матери стиль поведения в семье, училась строить взаимоотношения с другими членами семьи, подчиняясь безусловному авторитету мужчины — главе семьи. С раннего детства девочка заботилась о будущей семейной жизни, готовила приданое — пряла, ткала, вышивала.

Мальчик также с детства осознавал ответственность за семью. В 7 лет он участвовал в обработке пашни, в 8–9 — убирал хлеб и кормил скот, в 14 — владел косой, серпом, молотом. Достоинствами юноши считались ловкость, сила, трезвость, трудолюбие, ум и смекалка — качества, необходимые для успешного труда. Таким образом, дети осваивали в семье трудовые обязанности. Родительская семья служила для них прообразом будущего жизненного устройства.
Если вспомнить традиции дореволюционной семьи, то они таковы: Это традиции семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, эписто, составления генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях, камней и других материалов и создания на их основе детского музея и многие другие. Некоторые из этих традиций начинают возрождаться. Так, в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т. д.).

Таким образом, семейные традиции — это основное средство трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами и мощное средство воспитания нового поколения.

Традиции и обычаи — два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев, к примеру, традиция читать на ночь.

Вспомните, именно семейные традиции в семье слушать рассказы родственника о боях с армией Наполеона подтолкнули маленького Мишу Лермонтова впоследствии создать шедевр русской литературы «Бородино». А кто не знает о замечательной няне Арине Родионовне? Традиция рассказывать на ночь сказки, русские сказки зародила любовь к России и всему русскому в сердце маленького одаренного мальчика, чьи корни в далекой Эфиопии…

Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма.

Список литературы

  1. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 12. — С. 104 — 110.
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: «Оникс», «Мир и образование», 2007. — 639 с.
  3. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитатние. — 2006. — № 1. — С. 14 — 16.
  4. Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. — М.: «Академия», 2000. — 72 с.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт