Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Формирование семейных ценносте...

Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста


Старовойтова Антонина Валентиновна
Заместитель заведующего по ВМР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СНЕГУРОЧКА»
г. Ноябрьск

Семья - величайшая общественная ценность. В семье начинается и протекает социальная жизнь человека, именно в семье человек постигает всё многообразие человеческих отношений, здесь он развивается физически, умственно, нравственно, эстетически и духовно. Семья является для ребёнка тем местом, где он получает первый опыт взаимодействия с окружающими людьми. Общаясь с близкими, ребенок подражает их манерам, действиям, поступкам, пристально наблюдает за особенностями взаимоотношений между членами семьи, что оказывает сильное воздействие на представления ребёнка о стиле взаимоотношений в семье.

В каждой семье сложились свои устои, традиции, индивидуальный стиль жизни. Однако далеко не каждую семью можно назвать благополучной, дающей ребёнку правильное представление о её роли и назначении в обществе. В современных условиях семья, как институт формирования основ нравственности, испытывает определённые трудности. Это связано с рядом причин: рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивает количество неполных семей, в которых наблюдается однобокое воспитание, как правило, не хватает общения с отцом, а также впоследствии отсутствие опыта создания полной семьи. Утрачена престижность материнства, разрушается традиционная структура семьи.

По многочисленным исследованиям психологов и других учёных, изучающих человека, оказывается, что эффективность процесса воспитания, гармония отношений между супругами, снижение конфликтности в отношениях, эмоциональная среда и психологическая атмосфера в семье, физическое и психологическое здоровье детей - всё это напрямую зависит от количества детей. В общении со своими разнохарактерными домочадцами, в человеке формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом.

В современной семье происходит принижение значимости материнства по сравнению с успехами в профессиональной области, что приводит к тому, что дети воспринимаются как ненужная обуза. Часто мы сталкиваемся и с такими семьями, где на первом месте потребительские отношения и материальное благополучие: не хуже других одет, лучшие игрушки, мобильные телефоны и компьютер по первому требованию, в таких семьях забывают о духовном, эмоциональном общении, ребёнок не умеет проявить ни любовь, ни сострадание, не умеет правильно выражать свои чувства. Образ жизни многих семей порождает детскую грубость, чёрствость, равнодушие. Эти качества не так ярко проявляются в детском саду и в начальной школе, зато "выплёскиваются" в подростковом и старшем школьном возрасте.

Большую роль в корректировке семейного воспитания, в воспитании будущего семьянина играет детский сад. Приоритетным направлением нашего детского сада является духовно-нравственное развитие. Работая в этом направлении, воспитатели решают конкретные задачи: формировать у них представление о крепкой, дружной семье, о долге перед близкими, воспитывать уважительное отношение к семье, знакомить со способами выражения заботы, уважения, благодарности, расширять знания о родственных связях, родословной, способствовать активному участию в хозяйственной деятельности семьи. Дети должны усвоить такие понятия, как родство, родословная, забота, любовь, уважение, преданность, миролюбие, уступчивость, благодарность. Это и есть семейные ценности, на которых базируется крепкая благополучная семья. С ранних лет у детей необходимо формировать представления о хорошей, дружной семье; учить тому, что создать крепкую семью - это ежедневный труд, приносящий радость, спокойствие, но главное во всём этом - умение каждого уступать, не провоцировать конфликтов.

Организация воспитателями детского сада работы по формированию семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста, позволяет вспомнить старые общепринятые нормы поведения в семье, забытые семейные традиции, возродить духовную культуру большой семьи.

Задачи по формированию будущего семьянина также отражены в данном направлении: воспитание любви ко всем членам семьи и желание вносить свой вклад в общий труд на благо семьи; знакомство с такими нравственными правилами православных христиан, как: почитай отца и мать, люби ближнего; не осуждай, будь честным, будь скромным, не завидуй, будь трудолюбив.

Работа детского сада строится в сотрудничестве с семьёй: воспитатели знакомят родителей с традициями православного воспитания детей в семье, рекомендуют родителям круг домашнего чтения.

Содержание, формы и методы воспитания у детей старшего дошкольного возраста семейных ценностей весьма разнообразны. Огромную роль в формировании таких качеств как терпение, миролюбие, послушание, чувства долга и ответственности играет знакомство с библейскими притчами. Главное, не перегружать детское восприятие библейскими сюжетами. Какие же библейские притчи направлены на формирование семейных ценностей? Это и заповеди Божьи, которые учат почитать мать и отца своего, помогать им в немощи; в притче о Рождестве Богородицы обращаем внимание бездетность - это великое горе для семьи, а рождение ребёнка - великий дар; знакомясь с притчей о блудном сыне, формируем такое качество как всепрощение и терпение; библейские сюжеты о жизни Иисуса Христа также являются источником семейных ценностей: примером нравственного поведения является его отношение к своим родителям, почтительное отношение к старшим. Читая библейские рассказы, воспитатели стараются разнообразить деятельность с детьми: это и рассказ по картинке, и рисование, и беседы, рассказ с использованием теневого театра (когда на доске появляются силуэты героев), использование репродукций картин, икон.

Каждый ребёнок рождается представителем определённого пола - мужского или женского, а специфические качества, свойственные мальчику или девочке, мужчине или женщине, представления о роли каждого в семье закладываются в процессе воспитания: установление правильных отношений мальчиков и девочек; забота друг о друге; наличие качеств характерных для мальчиков: смелость, мастерство в каком-либо деле, трудолюбие, готовность прийти на помощь женщине; наличие качеств, характерных для девочки: женственность, мягкость, скромность, любовь к детям, сочувствие; наличие совести, доверия, верности, милосердия, щедрости, как у одних, так и у других. Воспитательный процесс в этом направлении строится на примере жизненного подвига православных святых. Истинную материнскую любовь увидеть во всей жизни Девы Марии. Сергий Радонежский является примером послушания своим родителям, которые поддержали его стремления и начинания.

Мальчики, знакомясь с жизненными подвигами Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Невского, видят пример мужественности, стойкости, ответственности, умения защищать слабого.

Отдельные занятия посвящены таким нравственным качествам, как послушание, покаяние и раскаяние, прощение, милосердие. На таких занятиях часто использую проблемные жизненные ситуации, которые ставят ребёнка перед выбором действий: пройти мимо чужой беды или помочь, забыть обиду или нет, послушаться родителей или сделать тихонько по-своему. И на этих занятиях использую рассказы Л.Толстого, К. Ушинского. Ребята рассуждают вслух, изучают и обсуждают мотивы поступков других людей, делают выводы.

Ещё одним направлением в работе по формированию семейных ценностей является формирование трудолюбия, уважения к труду родителей. Беседы о труде, формирующие нравственное отношение к труду, должны дополняться ежедневным трудом ребёнка дома. Беседуя с ребятами о разделении домашнего труда между членами семьи, совместно готовим коллаж на тему "Что делают мальчики?" и "Что делают девочки?", подчёркиваем необходимость взаимопомощи, совместного выполнения домашних обязанностей. Детям предлагается также игра "Мамины помощники".

Ничто так не объединяет семью как традиционные праздники, когда вся семья собирается вместе. Из православных праздников у нас наиболее отмечаемые Рождество, Пасха, Масленица. Поэтому на занятиях воспитатели знакомят с традициями празднования этих праздников: с сюжетом события, раскрывают духовное значение празднуемого события для всех людей, кроме того, раскрывают нравственное значение праздника, чему он нас учит, как следует изменить своё отношение к окружающим людям, какие нравственные уроки извлекаем. Дети знакомятся с благочестивыми традициями праздника, которые по возможности необходимо внедрять и в семьи (поэтому в подготовку праздника вовлекаем и родителей).

Содержание работы духовно - нравственного воспитания дошкольников на православных традициях нашего народа обладает богатым материалом для формирования семейных ценностей у дошкольников. Как этот материал будет преподнесён, какие формы и методы будут использованы, зависит от мастерства воспитателя детского сада. Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания: если ребенка учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать".

Так будем же учить наших детей добру, чтобы в будущем уже их дети могли сказать: "Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде, всегда хранит меня"!



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт