Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Православие и проблемы духовно...

Православие и проблемы духовно-нравственного воспитания в семье и в обществе


Савостина Ирина Юрьевна
учитель МХК, музыки и ОРКСЭ
МОУ «Средняя общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский»
г. Ноябрьск

В России семья всегда входила в ранг жизненно важных ценностей, а для каждого человека семья – самая близкая и значимая среда, она является основой всего позитивного в судьбе каждого из нас. Воспитание и духовно- нравственное развитие личности начинаются в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. С семьи для ребенка начинается Родина, через семью, родственников и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие поня¬тия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

В настоящее время институт семьи переживает кризис, а проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Об объективных причинах, подорвавших традиционные устои семейной жизни надо говорить для того, чтобы лучше понять, что же с нами произошло, почему мы разрушаем основу, колыбель формирования личности, почему не дорожим тем, что является источником и потенциалом психического здоровья и творческого дерзновения будущих поколений.

Разрушены нравственные представления о семье: семейные отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, гражданский брак стал нормой для молодёжи. Забыт традиционный уклад семейной жизни: уважения и почитания старших членов семьи, отношения послушания - всё это вытеснено из современной жизни и подменено игнорированием мнения родителей.

Потеряно традиционное восприятие родительского долга и детства: насаждение культа жизненного успеха, материального богатства и карьерного роста привели к катастрофическому падению престижа материнства и отцовства, как результат - снижение рождаемости.

Существенные изменения произошли в сфере семейного воспитания: семьей утрачены традиционные нравственные ориентиры и это привело к тому, что современная семья оказалась не в силах удержать подрастающее поколение от порока. Следствием варварского разрушения семейных традиций является с каждым годом увеличивающаяся подростковая преступность.

У подрастающего поколения не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством. На лицо многочисленные проблемы детей и детства: у современных детей наблюдается отсутствие представлений о добре и зле, о пороке и добродетели, у наших детей наблюдается духовно-нравственная неразвитость. Сплошь и рядом идёт пропаганда цинизма и насилия, навязывается культ наслаждений и порока, и всё это обрушивается тяжёлым грузом на неокрепшие души детей. В силу духовной пустоты семейных отношений подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью компанией друзей. Всё это приводит к вступлению в жизнь нравственно и духовно неполноценной и инфантильной молодёжи. Всё это противоестественно и гибельно для России с её многовековой культурой.

Сложная социально-психологическая ситуация, существующая в семейной сфере, свидетельствует о том, что противоречия, имеющиеся во внутрисемейных отношениях, уже не носят частный и индивидуальный характер, а имеют общие психологические причины, так как во многом являются следствием изменения жизненных условий и духовно-нравственных идеалов общества. Психологические травмы, получаемые людьми вследствие негативного семейного опыта, настолько глубоки, что не остается никаких сомнений в необходимости серьезных общественных преобразований, направленных на возрождение института семьи как основы российского общества.

Выход из этой кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании традиционной ценности семьи, возрождения культурно-исторической и религиозной традиций.

При каких же условиях возможны позитивные изменения в российской семье? Одним из вариантов содействия укреплению семьи и приобщения к общекультурным духовно-нравственным ценностям являются свершение церковных таинств: Венчание, Причастие, Исповедование, Крещение, что представлено на фотографиях процесса таинства крещения ребёнка семьи Зыряновых (фото №№1, 2, 3, 4).

Кроме того, созидающую себя семью может возродить и то, что ее и создало - православная культура. Идейные ценности, нравственные добродетели и психологические образы российского православного общества являются прообразами тех русских семейных традиций, которые вобрали в себя духовно-нравственные достижения и социально-психологические искания многих народов, населяющих Россию. Православная русская культура, сочетающая в своей духовной реальности общественные и индивидуальные смыслы и закономерности, является той самой первопричиной, которая стала основанием и неиссякаемым источником формирования такой семьи, которая на протяжении многих веков рождала, воспитывала поколения сильных духом и телом людей, способных преодолевать такие исторические, экономические и психологические катаклизмы, которые другим народам были не по силам.

Основой супружества были религиозные морально-нравственные представления, утвердившие семью фундаментальным общественным институтом. Библейское содержание образа брачных отношений выделяло в них как основополагающую роль исполнение супругами их высшего личностного предназначения: муж и жена после бракосочетания представляли собой единую духовную плоть, неразрывную внешними обстоятельствами и имевшую свое продолжение в детях. Высшим предназначением женщины с утверждением христианского понимания брака стало рождение и воспитание детей, а предназначением мужчины - забота о жене и детях.

В православной культуре человек тогда становится личностью, когда он превосходит свою физическую телесность, обретает власть над своими инстинктами и низменными влечениями. Православный человек стыдится и укрощает те движения тела и души, которые отождествляют его с животными. Это и есть православная идея преобразования человека в личность, когда человек не равен своей телесности, а преодолевает и превосходит ее.

Православная семья содержит в себе весь диапазон благочестивых человеческих ценностей, высоких, возвышенных смыслов бытия. Воспитание самим православным укладом настраивало супругов и их детей становиться лучше, но не в глазах соседей, родственников или начальства, нет, - в очах Божиих! Вот куда простиралось духовное видение православной семьи. Ответ, который необходимо держать за свои поступки, формировал чувство ответственности. Обязательное исполнение порученного или взятого на себя дела формировало чувство долга. Именно тогда семья становится для всех ее членов той главной крепостью, которая защищает их от безнравственного шторма социальной жизни, дает радость общения и возможность личностного раскрытия. Но таких семей, которые вне православия могут противостоять превратностям жизни, становится все меньше и меньше, так как с каждым поколением вероятность их создания уменьшается во много раз, а внешние социальные сложности выживания истощают и без того небольшой запас духовно- нравственных сил.

В настоящее время становится очевидным тот факт, что преодоление дегуманизации российского общества возможно лишь посредством восстановления жизнеспособности православной семьи. А это очень непростое дело: вдохновить людей на жертвенный подвиг любви и служения ближнему. После разгула пошлости и вседозволенности нелегко научить людей разумно и трезво анализировать причинно-следственные связи своего жизненного пути, трудиться над очищением своей души от страстей, принимать все превратности собственной судьбы, выпавших на их долю. Зависть, жадность, ненависть хозяйничают сегодня в душах русских людей. Скандалы, драки, оскорбления и унижения определяют эмоциональный климат многих российских семей. Мужчина и женщина разучились быть вместе, разучились жить вместе, разучились воспитывать детей. Семья перестала быть психологическим оазисом в пустыне земного странствия человека, и человек остался один.

Великий опыт восхождения человека к духовным вершинам сохранен в традициях православного семейного уклада. Мы, живущие в России, - наследники несметных сокровищ святоотеческого богомыслия, выразившегося в практическом руководстве по воспитанию подрастающего поколения в традициях высокой нравственности и духовности. Эти традиции сохранены в Предании Православной Церкви. И возрождение российского общества, давшего миру столь прекрасную человеческую культуру, возможно лишь при взаимообусловленном процессе, когда государство делает все, чтобы поддержать традиции воспитания, а семья живет и воспитывает подрастающее поколение в Богоданном укладе духовного возрастания в любви, заботе, труде, служении Отечеству.

Сегодня главное - найти средства и возможности возрождения духовно-нравственного величия нашей Родины. И они есть, они завещаны нам всей культурой, всей историей Руси. Их действенная помощь - в сохранении традиций православного уклада российской семьи. И каждый из нас может внести посильную лепту в дело возрождения благородства нашего народа, нашего общества. Для этого нам необходимо восхождение к православному самосознанию, когда верность Родине начинается с верности мужу, жене. Забота об Отечестве обретается в заботе о собственных детях, внуках. И тогда вкус к воздержанию и целомудрию обернется благоуханием Истинной Любви, которая «долготерпит, милосердствует, все покрывает и никогда не перестает». Ведь семья, брак - это кусочек Рая на Земле. Создать и сохранить духовно-нравственную здоровую семью - это значит сохранить Родину и наше будущее - детей. В этом видится высокое предназначение совместной деятельности Православной Церкви, государства и общества.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт