Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Православие и проблемы духовно...

Православие и проблемы духовного и нравственного воспитания в семье и обществе


Гнилицкая Лариса Ивановна
учитель истории и обществознания
МОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма»
г. Надым

Цивилизационные вызовы сегодня стоят перед каждым человеком в виде вопросов: «Кто мы? Откуда и куда идем?». Техногенная цивилизация пытается ответить на эти вопросы формированием новых идеалов и ценностей, которые должны быть «адекватны современному развитию общества» [1]. В последнее время в структуре современной семьи произошли серьёзные изменения. На передний план выступили проблемы семейного воспитания:

  • ослабление нравственных представлений о браке и семье (супружество, верность, нерасторжимость брака);
  • частичное повреждение устоев семьи (разрушена иерархия семейных взаимоотношений, утрачены традиции послушания, уважения);
  • утрата традиционного восприятия родительства и детства (падение престижа материнства и отцовства, снижение рождаемости, увеличение количества абортов и «нежеланных детей»);
  • аномалии в сфере семейного воспитания (непонимание «жертвенности» родительского труда и любви, прерывание преемственности педагогических традиций, утрата родителями нравственных ориентиров);
  • следствием кризиса семьи являются проблемы детства: отклонение от нормы состояния здоровья, нарушение эмоционально - волевого развития и поведения, духовно – нравственная недоразвитость, слабое чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
  • несовершенство системы общественного воспитания в становлении традиционных ценностей семьи;
  • частичная утрата современным обществом представлений о чистоте и целомудрии (средства массовой информации и «массовая культура» вносят нежеланную растлевающую лепту) [5].

 

Где же искать исцеление от этих социальных болезней?

В технологизации жизни и самого человека? Или в обращении к вековым ценностям и устоям, на которых воспитывалось не одно поколение людей? Если обратимся к истории, то увидим, что Россия и в отдельности каждая семья были построены на фундаменте православной веры. Что сохранило наш народ в течение стольких веков, после стольких нашествий, переворотов, посреди врагов, посягавших на нее и с востока, и с запада, и с севера, и с юга? Православная вера. Именно она составила живую и крепкую связь между народами Руси, укрепила любовь к родной земле. С Божьей помощью отражались неприятельские атаки, сохранялась и приумножалась, крепла Российская держава. Люди мерили свою жизнь не по богатству, не по знатности, не по преуспеванию, а по святости угодников Божиих, людей, живших праведной жизнью, более духом, чем плотью [3].

Православная Церковь имеет особую внутреннюю близость семьи и Церкви. Это видно уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о женихе [2], а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты [2]. Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью».

Православие стоит на страже сохранения семьи потому, что семья как «домашняя церковь» есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения учит человека преодолению эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории, поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми.

 

В основе основ человеческого устройства на протяжении веков лежат десять Заповедей Божиих:

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
  2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
  4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
  6. Не убий.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не укради.
  9. Не лжесвидетельствуй.
  10. Не пожелай ничего чужого [6].

 

Десять Заповедей содержат в себе самые основы нравственности, закладывают те фундаментальные принципы, без которых невозможно существование никакого человеческого общества.

Пятая заповедь Закона Божия: «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен»

Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит уважать их авторитет, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти. Неуважение родителей есть великий грех [6].

Семья всегда была и будет основой общества и Церкви. Святые апостолы наставляли: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте с ними суровыми. Дети, будьте послушны родителям во всем, ибо это угодно Господу. Отцы не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали...» «Дети пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу»[2].

Седьмая заповедь Закона Божия: «Не прелюбодействуй»

Этой заповедью Господь Бог велит мужу и жене хранить взаимную верность, неженатым же быть целомудренными — чистыми в делах, словах, мыслях и желаниях. Чтобы не грешить против седьмой заповеди, надо избегать всего, что возбуждает нечистые чувства. Об обязанности супругов хранить взаимную верность Господь Иисус Христос сказал: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» [6].

Относительно плотской распущенности Писание предупреждает: «Блудники грешат против собственного тела. Блудников и прелюбодеев судит Бог» (1Кор. 6:18; Евр. 13:4) [2].

Десятая заповедь Закона Божия: «Не пожелай ничего чужого»

Этой заповедью Господь учит нас воздерживаться от зависти и от нечистых желаний. Эта заповедь обращает наше внимание на то, что происходит внутри нас: на наши мысли, чувства и желания. Она призывает нас стремиться к душевной чистоте. Всякий грех начинается с нехорошей мысли. Зависть - это яд для души. Как бы человек не был богат, если он завистлив, ему всегда будет мало: «Дьявольской завистью грех вошел в мир» (Притч. 15:26, Прем. Сол. 2:24) [6]. Задача нашей жизни - приобрести чистое сердце. “Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога” (Мф. 5:8) [2]. На вопрос юноши, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Господь Иисус Христос ответил: «Соблюдай заповеди!»

Десять Заповедей дают людям основное нравственное руководство, которое необходимо для созидания как частной, так и семейной и общественной жизни.

Семья является важнейшим социальным институтом общества. Именно в семье происходит первоначальный процесс приобщения ребенка к духовным ценностям. На определенном этапе школа может помочь семье в формировании личности ребенка, она имеет необходимые ресурсы для преодоления проблем духовного и нравственного воспитания в семье.

 

Педагоги Муниципального общеобразовательного учреждения «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» не только в силу своих должностных обязанностей, но и по воле своих нравственных убеждений выполняют роль духовно - нравственных наставников для своих учеников и очень часто - для членов их семей. В 2011 году педагогический коллектив школы приступил к реализации инновационного проекта «Социальный лифт» (Модель реализации потенциала открытого образования как фактора преодоления социального исключения), что предусматривает выполнение задач, определённых двумя основополагающими модулями проекта:

  • Создание и деятельность школьного Клуба социальных инициатив «Возьмёмся за руки!», что позволит придать социальному взаимодействию членов Клуба более высокий, с точки зрения общественной значимости, уровень взаимодействия, а значит должно произойти «преломление» собственных социальных норм и ценностей через сознание человека и его реальное действие на основе осмысления этих норм и ценностей;
  • Создание и деятельность школьного дидактического театра «Своё лицо», участие в театральных постановках позволит обучающимся, сформировавшимся в условиях отсутствия возможности получения позитивного социального опыта (например, из-за воспитания в семье, подверженной риску), получить новый позитивный социальный опыт, «примерить» на себя, не пережитые в жизни, социальные роли и, тем самым, быстрее и безболезненнее интегрироваться в социально благополучные группы. Театр – это совместная деятельность, которая предполагает высокую степень взаимной ответственности, взаимной зависимости, взаимного сопереживания, сотворчества, взаимной радости от успешного завершения совместного дела – всё это упрочивает социальные связи, даёт возможность получить положительный социальный опыт, осмыслить занимаемое место в социальной группе. Это новая самоидентификация, которая предполагает собственное формирование здоровых нравственных устоев.

 

 

Но время создаёт новые, доселе неизвестные опасности: в современном обществе изменяется социальная и природная сущность человека. Техническая рациональность постепенно выходит из-под контроля общества и навязывает свой метод существования. Подобная экспансия оказывает губительное влияние на человека.

Озабоченность по этому вопросу высказал Святейший Патриарх Кирилл: «Сегодня формируется цивилизация инстинкта. Она сформирована во многих странах. Что отличает эту цивилизацию? Идея потребления - иметь больше и тратить больше… Когда это становится чем-то похожим на жизненный идеал, на основное целеполагание человека, это является опасным для жизни народа. Потому что народ, особенно Россия - многонациональный, многорелигиозный народ, который находится на таких огромных пространствах, не может жить без идеи, без объединяющей идеи. Вот этот наш культурный код… Как важно каждому из нас почувствовать, что реально с нами происходит, — растем мы или стоим на месте? Если стоим на месте, значит деградируем. Именно поэтому мы должны блюсти свои мысли, свои дела, свои поступки, постоянно оценивая их пред своей собственной совестью и пред лицом Божиим в молитве. И если человек стремится к горнему, если каждый день жизни добавляет хотя бы крупицу к его духовной силе, то это значит, что такой человек на пути к спасению»[7].

 

Литература

  1. Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. «Традиционные ценности и современный мир», «Сибирская Православная Газета» №13(181) ноябрь 2012 года.
  2. Епископ Александр (Милеант) «Заповеди Божии. Моральные основы жизни». www.fatheralexander.org
  3. Киселева О.Ф. «Традиции православного воспитания». www. radost-brest.com
  4. Крикунова И.М., директор Муниципального общеобразовательного учреждения «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Надыма». Инновационный проект «Социальный лифт» (модель реализации потенциала открытого образования как фактора преодоления социального исключения), Надым, 2011. – С.8,9,10
  5. Потаповская О.М. «Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно- нравственного воспитания детей». Обоснование необходимости социально-педагогической и духовной поддержки современной российской семьи.www.nravstvennost.info
  6. Святитель Николай Сербский «Десять Божиих заповедей». www.ierei-korenev.ru
  7. Стенограмма встречи председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами традиционных религиозных общин России 9 февраля 2012 года. www.pravoslavie.ru


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт