Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Роль православных ценностей в ...

Роль православных ценностей в формировании семейных традиций


Хомко Людмила Николаевна
Зам. директора церковно-приходской воскресной школы, учитель начальных классов НОУ НПГ
НПГ
г. Новый Уренгой

«На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизни человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений».[4,145]

Всем известно, что именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. «Семья является основой любого государства, главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа, его традиций».[5,24] Родственные чувства, сплачивающие членов семьи, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищённости, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности ребёнка.

«Современная система духовно-нравственного воспитания не может быть оторвана от многовековой традиции и мудрости семейного православного воспитания».[1,12] Приобщение детей и молодёжи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие.

В настоящее время довольно много говорится о необходимости укрепления семьи и преемственности поколений.

Одним из важных условий создания высоконравственной атмосферы в семье являются семейные традиции. И это не случайно, ведь семейные традиции - это основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. Следовательно, нужно возрождать семейные традиции, поскольку они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

Наверняка большинство взрослых, вполне успешных и состоявшихся в жизни людей с необыкновенным трепетом хранят воспоминания детства – семейные праздники, которые проходили шумно, весело, забавно. На первый взгляд кажется, что это мелочи, но именно они дарят всем членам семьи ощущение целостности, единства, взаимопонимания и поддержки. В такие моменты семья кажется особенно крепкой, разговоры доверительными, а отношения – тёплыми и надёжными.

«Очень велика роль семейных традиций и в воспитании ребёнка».[6,68] Они обеспечивают ребёнку, который ежедневно сталкивается с непонятным и далеко не всегда приветливым окружающим миром, стабильность уклада жизни, уверенность в том, что близкие люди рядом. Традиции помогают сделать детство по-настоящему сказочным и праздничным, они учат ребёнка воспринимать жизнь позитивно, сохраняя гордость за себя и свою семью.

Не кому не секрет то, что многие родители приходят решать проблемы семьи в церковь, ищут ответы на свои вопросы в православной педагогике, основанной на священном писании и святоотеческом учении.

Вера и участие в жизни церкви оказывают объединяющее влияние на семью. «Родственники только тогда становятся семьёй, когда они будут близки друг другу духовно».[4,150] Для этого нужно, реализовать некоторые важные задачи: во-первых, признать необходимость становления своей семьи как «домашней церкви», единой по духу и по образу жизнедеятельности, а, во-вторых, осуществлять постоянные творческие усилия, направленные на поддержание этого единства и целостности.

Одним из наиболее эффективных способов решения данных задач является привлечение детей в православное воспитательное пространство через церковно-приходские воскресные школы.

«Воскресная школа является составной и неотъемлемой частью храма, призванная организовывать духовное просвещение и содействовать воцерковлению детей и взрослых». [7, 18]

Значимость деятельности воскресной школы обусловлена её высоким социально-педагогическим потенциалом. Религиозное просвещение, духовно-нравственное воспитание детей, приобщение их к богослужению и церковным таинствам, воспитание молитвенного навыка, возможность раскрытия индивидуальных способностей каждого ребёнка в системе творческих занятий, приобретение опыта общения в православной среде – всё это создаёт условия для формирования в детях умений и навыков, необходимых для православно-христианского образа жизни.

Рассмотрим деятельность церковно-приходской воскресной школы при храме Преподобного Серафима Саровского в городе Новый Уренгой.

Воскресный день начинается с детского молебна в храме. После чего, все ребята приглашаются на занятия по богословским дисциплинам, причём для каждой возрастной группы они разные: Закон Божий, история Церкви, церковное пение, священные истории Ветхого и Нового завета. Кроме того, в нашей воскресной школе предусмотрены и катехизаторские беседы со взрослыми.

Задача преподавателей состоит в том, чтобы дать ребёнку не просто некое рассудочное знание о Боге, но и привить ему опытное сердечное знание Бога, что достигается лишь при воспитании искренней веры, преподаваемой «от сердца к сердцу».

Дети с огромным желанием посещают занятия, которые приносят им и радость познания нового, и встречу с единомышленниками.

Особым направлением деятельности педагогов воскресной школы является работа с молодёжной группой. Главная задача этого направления состоит в объединении юношей и девушек, нуждающихся в содержательном общении друг с другом и желающих обрести православную веру. Благодаря заботе священников храма и педагогов, ребята влились в духовно-практическую жизнь школы по целому ряду направлений и создали свой православный молодёжный коллектив. В составе этой группы юноши и девушки активно участвуют в работе кружков, помогают в организации праздников и творческих вечеров, а также сами проводят уроки в младших группах.

Одним из важнейших условий успешной работы нашей воскресной школы является тесное взаимодействие с семьями учащихся. Родители активно участвуют в жизни школы: приходят на уроки, посещают занятия для родителей, на которых повышают свою педагогическую грамотность. Это тоже в свою очередь способствует сплочению семей, сближает всех родственников, зачастую становится причиной прихода невоцерковлённых родителей к вере через собственных детей.

С целью оказания помощи в организации новых видов общения и взаимодействия друг с другом в воскресной школе было сформировано звено духовно-практической направленности, дополняющее традиционную просветительскую работу. В это звено внесены те направления, которые позволяют воссоздать членам семьи общую совместную жизнь: совместная работа в кружках, участие в различных праздниках, паломничество, посещение литературно-поэтических и музыкальных вечеров.

Организуя работу в кружках: «Церковное искусство - иконопись», «Рукоделие», «Церковное пение», «Мультипликация», педагоги стремились к тому, чтобы учащиеся всех возрастов могли найти в стенах воскресной школы какой-либо содержательный интерес.

Кроме рассказов, пусть даже и иллюстрированных слайдами и фотографиями, детям нужны и более яркие впечатления. Для этого мы стараемся организовывать разнообразные походы с кострами, игры на свежем воздухе, эстафеты. Всё это не только приносит радость детям и родителям, но и помогает ещё крепче сплотить их между собой.

Созданию духовно-культурной среды, благоприятно влияющей на укрепление семьи, способствуют и семейные экскурсионно-паломнические поездки по святым местам. В ходе этих поездок ребята узнают об исторических местах, святых людях и святынях, оставленных нам в духовное наследие. Такого рода поездки не только сближают родных людей, но и помогают установить новые христианские взаимоотношения.

Действенной формой скрепления внутрисемейных взаимоотношений в нашей воскресной школе является организация совместных праздников: «День мамы», «Рождество», «Светлое Христово Воскресение» и других.

Ребята вместе, дружно разучивают роли, песнопения, шьют костюмы. Подготовка к каждому празднику очень тщательная, и, конечно же, не обходится без родительской помощи.

Принимая в них участие, члены семьи получают возможность свободно общаться и взаимодействовать друг с другом, что позволяет им незаметно для самих себя восстанавливать прежде разрушенные взаимоотношения. Они начали больше доверять друг другу, прощать и любить, а вместе с этим в семьях формируется совместная христианская жизнь.

Всё это позволяет сделать вывод о том, что работа церковно-приходской воскресной школы не только приносит добрые плоды, вызывая со стороны учащихся заинтересованность и благодарность, но и способствует формированию семейных традиций.

 

Литература

  1. Акутина С.П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семь и школы по воспитанию духовно-нравственных ценностей у старшеклассников// Образование и общество, №1, 2009.
  2. Анатолий (Гармаев А.Ц.). Этапы нравственного развития ребёнка. – Мн.: Лучи Софии, 2002.
  3. Бородина А.В. История религиозной культуры. Основы православной культуры: учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий /А.В. Бородина. М.: Покров, 2003.
  4. Георгий (Шестун), игумен. Православная педагогика. Изд.4. – М.:ПРО-ПРЕСС, 2010. (Часть третья «Православная семья»).
  5. Ильин И.А. Значение семьи// «Просветитель», № 1, 2006.
  6. Мошкова И.Н. Укрепление семьи общецерковная задача/И.Н. Мошкова// В начале пути.: сборник материалов «Школы православной семьи» при храме Трёх святителей на Кулишках. – М., 2002.
  7. Мошкова И.Н. Перспективы развития воскресной школы.// «Воскресная школа», № 3, 2010.
  8. Сурова Л.В. Открытый урок: Статьи по духовному воспитанию. – Клин, «Христианская жизнь», 2006.
  9. Шишова Т.Л. Чтобы ребёнок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 лет. – Клин, «Христианская жизнь», 2007.
  10. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2000.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт