Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Православие как основа совреме...

Православие как основа современного художественного творчества на примере вышивания икон


Шульжитская К. Н.
специалист по работе с молодежью
ГАУ ЯНАО «Молодежный центр технологий занятости»
г. Салехард

Шульжитская Ксения Николаевна

специалист по библиотечно-выставочной работе

МБУК «Централизованная библиотечная система»

г. Салехард

«Возлюби труд и скоро пошлется тебе спокойствие от Бога.

Понуждай себя в рукоделии и будет обитать в тебе страх Божий.

Берегись лености, она потребит весь плод трудов твоих» [2].

 

Основные занятия человека со дня его сотворения – это труд и молитва. Христианство не делит труд на чистый и нечистый, нужно только, чтобы он творился во славу Божию и для человеческой пользы. Каждый отдает свой долг Богу, преумножает таланты и возвращает их Богу в благодарность за дарованную жизнь и бессмертие души [1].

Пример добродетельной жизни, наполненной трудом и молитвой, людям подает сама Пресвятая Богородица: «живя в Назарете, Дева Мария все более и более утверждалась в добрых правилах, каким научилась в храме Иерусалимском. Пребывая большею частию в уединении и безмолвии, Она занималась Богомыслием и молитвою, чтением священных книг и рукоделием. Наученная во время проживания Своего при храме рукоделиям разнаго рода, Пресвятая Дева могла употреблять на них ту часть времени, которая оставалась Ей от молитвы и чтения Св. Писания [4].

Труд и рукоделие считаются одними из главных средств в деле спасения души. Во все времена женщина, занимающаяся рукоделием, олицетворяла собой все самое лучшее: женственность, уют, домашнее тепло и то творческое начало, которое преображало быт. Работы, выполненные самостоятельно, своими руками всегда будут цениться, и радовать своей красотой.

На Руси искусство вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать ребенка этому ремеслу начинали с четырех-пяти лет. Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию – 15-16 годам – сама приготовить приданое [1].

Согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова «творчество» – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей, а «творец» – тот, кто творчески создает что-либо или в христианстве – создатель, одно из имен Бога [5]. Недаром сам термин «творчество» имеет общий корень с «творцом». Сам Бог при сотворении мира «творил», работал 7 дней, тем самым, подав пример людям. Тема Божьего творчества проходит через всю Библию, начиная с самых первых её страниц и до последних. Творение, то есть результат творчества, уникально и неповторимо.

Говоря о слиянии православия и творчества, в первую очередь, представляют икону. Согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, икона у верующих – изображение бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ [5]. С древних времен икону писали. Иконопись в Древней Руси была делом священным. Традиции и устоявшиеся приемы затрагивали не только иконографию, но и выбор материала, на котором писались иконы, вещество грунта, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовления красок и, наконец, последовательность письма. Иконы писали на деревянных досках: из липы, на Севере – из лиственницы и ели, в Пскове – из сосны. Доску вытесывали из бревна, выбирая наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола. Для икон большого размера  соединялось несколько досок. Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски [3].

В качестве грунта применялся левкас, он приготовлялся из мела или алебастра и рыбьего (осетрового) клея. Иконную доску несколько раз промазывали жидким горячим клеем, затем наклеивали паволоку, притирая ее ладонью. Левкас накладывался в несколько приемов, слоями. Его поверхность тщательно выравнивалась, а порой шлифовалась. На левкас наносили рисунок или рельеф. В древних иконах нередко делалась «чеканка» по вызолоченному левкасу. Потом рельеф золотили. Готовую икону покрывали специальной янтарной олифой. Для этого в выдержанном масле, сильно нагретом до 250-325 градусов, распускали (плавили) янтарь и получали олифу, создающую твердую, трудноразмягчаемую пленку [3].

Из вышеизложенного следует, что иконопись дело трудное, требующее специальной подготовки. Есть еще много требований к художнику – иконописцу, которые он должен соблюдать для творения священного образа. Более подробного внимания данному процессу иконописи в докладе не уделяется. Также довольно сложный вопрос об отношении к иконе как к картине или образу священного писания, также не раскрывается в данном докладе.

Хотелось бы, остановиться на современном творчестве – вышивании икон. С древности церковная вышивка следовала за иконописью, повторяя ее сюжеты и композиции, сохраняя их каноны и традиции. Иконописцы делали на ткани прорисовку иконы, а монахини вышивали по ней. Ежедневная работа начиналась с молебного пения, часто с прибавлением акафиста тому святому, над ликом которого шла работа. Мастериц кропили святой водой, и только после этого они приступали к работе. В процессе работы непрестанно читались Псалтырь, жития и поучения Святых. Вся работа над иконой сопровождалась молитвой. Монахиня, прокалывая ткань иглой с лицевой стороны, произносила: «Господи!», а выкалывая с изнаночной «Помилуй!». По окончании работ совершался благодарственный молебен [1].

Для вышивки церковных облачений и утвари, покровцов, убрусов существовали свои  стили вышивки, для изображения ликов святых есть выработанный веками способ вышивки – лицевое шитье.

Лицевое шитье по своей художественной выразительности приближается к иконописному мастерству. Вместе с те оно находит все более широкое применение, украшая собой литургические комплекты и плащаницы, облачения священнослужителей и хоругви, шитые походные иконостасы и подвесные пелены под иконы. Лицевое шитье требует от вышивальщицы много времени, терпения, внимании и определенной подготовки. Это в первую очередь большой труд, труд духовный. Лицевое шитье считается каноническим в церковной вышивке. Что же касается вышивки в других техниках, таких как крестик, гобеленовый шов, которые расширяют возможности в вышивании икон для большинства желающих. Здесь необходим совет священнослужителя, так как  вышивка в таких техниках не каноническая. Перед работой следует показать схему для одобрения священнослужителю и попросить благословения на вышивание. По окончании работы икону необходимо освятить. Чаще всего такими иконами украшают комнаты храма [1].

Иконы издревле украшали жемчужным шитьем, где нанизывались жемчужина к жемчужине на одну нить и затем пришивались швом «вприкреп». Позднее для украшения икон стали применять бисер.

Сейчас иконы бисером вышивают в трех вариантах.

В первом случае накладывают на ткань бумажную икону (или написанный образ на холсте) и обшивают только облачения и оклад.

Второй способ: лик вышивается лицевым шитьем, а облачение – бисером, также с помощью бумажной иконы.

Третий вариант: вышивают всю икону по счетной схеме, крестиком, но такая вышивка не является канонической [1].

Вышивание иконы – это очень важное решение и следует осознать всю ответственность перед работой. Главное, какие чувства и мысли во время процесса вышивания у мастера. Как говорилось выше, творение уникально и неповторимо.

Все чаще люди стали заниматься творчеством, возрождая древние виды рукоделия, что говорит о заинтересованности и просвещенности. Стоит обратить внимание, что не только люди зрелого и среднего возраста занимаются вышивкой икон, но и молодые парни и девушки.

В современном мире православие, в качестве основы духовно-нравственного воспитания и влияния на внутренний мир человека неоценимо. Если мастер, во время процесса творения – вышивки, познает, таким образом, историю, православные законы и учения, значит он приближается к Богу, что является  главной целью православия.

 

Используемая литература:

1.         Большая книга православного рукоделия / Составитель О. Зарубина – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2012. – 336 с.: ил/

2.         Лизгунов П., Чесноков З. Пример безграничного смирения: Жизнеописание и наставления схиархимандрита Андроника (Лукаша), подвижника Глинской пустыни. Изд-во Сретенского монастыря, 2014 г. 224 с.

3.         Самые известные русские иконы / Авт.-сост. В.Н. Сингаевский. – М.: Астрель; СПб.: Полигон, С17. 2011. – 160 с.: ил.

4.         Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. Москва, Типо-Литография И. Ефремова. Большая Якиманка, собств. дом. 1904 г.

5.         Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2011. – 1360 с.

  • belochka 26 октября 2015 г.
     Сама я не увлекаюсь творчеством, но статья мне показалась интересной и познавательной. Тема не скучная, актуальная. Легко читается.
     Сама я не увлекаюсь творчеством, но статья мне показалась интересной и познавательной. Тема не скучная, актуальная. Легко читается.
  • Swetlaya 27 октября 2015 г.
    Предложенная статья Ксении Николаевны показалась мне очень интересной. Автор разобрал теоретическую основу вопроса, описал сложный процесс технологии иконы, уделил внимание вопросу бытования в современном обществе такого вида искусства, как вышивка икон. Мне не хватило в статье информации об анализе конкретной иконы, приведенного в качестве примера.
    Предложенная статья Ксении Николаевны показалась мне очень интересной. Автор разобрал теоретическую основу вопроса, описал сложный процесс технологии иконы, уделил внимание вопросу бытования в современном обществе такого вида искусства, как вышивка икон. Мне не хватило в статье информации об анализе конкретной иконы, приведенного в качестве примера.
  • Marines 04 ноября 2015 г.
    Легко читаемая статья по актуальной теме, ведь в последнее время все более возрождается интерес к  рукоделию, а особенно у молодых женщин и девушек. Согласна с автором, что женщина, занимающаяся рукоделием, олицетворяет женственность, уют и домашнее тепло. Через творчество, а особенно такое как иконопись, вышивание икон нитями и бисером человек становиться просветленнее и добрее. В целом рукоделие и труд действительно являются средством спасения нашей души.
    Легко читаемая статья по актуальной теме, ведь в последнее время все более возрождается интерес к  рукоделию, а особенно у молодых женщин и девушек. Согласна с автором, что женщина, занимающаяся рукоделием, олицетворяет женственность, уют и домашнее тепло. Через творчество, а особенно такое как иконопись, вышивание икон нитями и бисером человек становиться просветленнее и добрее. В целом рукоделие и труд действительно являются средством спасения нашей души.
  • Detectiv 04 ноября 2015 г.
    Не возможно не согласиться с автором, что вышивание икон это не только трудоемкий, но и ответственный процесс во славу Божию. Хотелось бы отметить, что в современном обществе упростилась возможность выбора различных материалов и заготовок для выполнения работ.
    Не возможно не согласиться с автором, что вышивание икон это не только трудоемкий, но и ответственный процесс во славу Божию. Хотелось бы отметить, что в современном обществе упростилась возможность выбора различных материалов и заготовок для выполнения работ.
  • kalina 04 ноября 2015 г.
    Статья К.Н. Шульжитской  актуальна, прежде всего тем, что в ней говорится о вышивании икон как о богоугодном деле и особом виде творчества популярном в наши дни. Женское рукоделие важный и нужный процесс в раскрытии женщины как таковой - матери и хранительницы очага. Женщина в своем ремесле уподобляется Деве Марии. Вышивание икон бисером новый  виток творческого гения и православного со-участия.  Также автор подробно описывает технологию вышивания икон, что несомненно представляет интерес. Статья полезна и легко читается, было бы замечательно, если были бы изображения вышитых бисером икон.
    Статья К.Н. Шульжитской  актуальна, прежде всего тем, что в ней говорится о вышивании икон как о богоугодном деле и особом виде творчества популярном в наши дни. Женское рукоделие важный и нужный процесс в раскрытии женщины как таковой - матери и хранительницы очага. Женщина в своем ремесле уподобляется Деве Марии. Вышивание икон бисером новый  виток творческого гения и православного со-участия.  Также автор подробно описывает технологию вышивания икон, что несомненно представляет интерес. Статья полезна и легко читается, было бы замечательно, если были бы изображения вышитых бисером икон.
  • zabava 05 ноября 2015 г.
    Мне очень понравилась статья Ксении Николаевны. В связи с появлением на рынке всевозможного рукоделия, очень уместно затронута тема вышивания икон. Считаю, что данная статья  поможет людям, увлеченным рукоделием, определиться в выборе тематики для творчества. Согласна с автором статьи, что вышивание икон , это большая ответственность, такая работа предполагает чистоту помыслов и определенный душевный настрой рукодельницы, именно в этом состоянии души, лик на иконе сможет выполнить свое предназначение. Ведь глядя на икону, душа человека невольно ищет утешение, раскрывается перед образом, несомненно это  важно помнить взявшись за вышивание икон.
    Мне очень понравилась статья Ксении Николаевны. В связи с появлением на рынке всевозможного рукоделия, очень уместно затронута тема вышивания икон. Считаю, что данная статья  поможет людям, увлеченным рукоделием, определиться в выборе тематики для творчества. Согласна с автором статьи, что вышивание икон , это большая ответственность, такая работа предполагает чистоту помыслов и определенный душевный настрой рукодельницы, именно в этом состоянии души, лик на иконе сможет выполнить свое предназначение. Ведь глядя на икону, душа человека невольно ищет утешение, раскрывается перед образом, несомненно это  важно помнить взявшись за вышивание икон.
  • Elena_Khan 05 ноября 2015 г.
    Вопрос веры в наше время весьма актуален. Ведь жизненную энергию человеку придает именно вера, а если она еще и подкрепляется творчеством  - это замечательно. В нашем жестоком мире, когда кажется, что уже ни во что и никому нельзя верить  - спасает вера в Бога...  Очень интересно было узнать об истории и стилях вышивки икон. Спасибо Автору.
    Вопрос веры в наше время весьма актуален. Ведь жизненную энергию человеку придает именно вера, а если она еще и подкрепляется творчеством  - это замечательно. В нашем жестоком мире, когда кажется, что уже ни во что и никому нельзя верить  - спасает вера в Бога...  Очень интересно было узнать об истории и стилях вышивки икон. Спасибо Автору.
  • tany6ka 05 ноября 2015 г.
    Мне очень понравилась статья Ксении. Сама я не увлекаюсь вышиванием, но статью было легко читать. И интересно было узнать, как в древности церковная вышивка следовала за иконописью, повторяя ее сюжеты и композиции, сохраняя их каноны и традиции. Статья была познавательной и мне было интересно узнать технику вышивания икон.
    Мне очень понравилась статья Ксении. Сама я не увлекаюсь вышиванием, но статью было легко читать. И интересно было узнать, как в древности церковная вышивка следовала за иконописью, повторяя ее сюжеты и композиции, сохраняя их каноны и традиции. Статья была познавательной и мне было интересно узнать технику вышивания икон.
  • Жанна 06 ноября 2015 г.
    Читая статью, понимаешь, что вышивка - это труд, ответственнный и тяжелый, а не просто хобби.Соглашусь с вышесказанным, что предметы для рукоделия в настоящее время доступны каждому, главное верить в свои силы и побороть лень.
    Читая статью, понимаешь, что вышивка - это труд, ответственнный и тяжелый, а не просто хобби.Соглашусь с вышесказанным, что предметы для рукоделия в настоящее время доступны каждому, главное верить в свои силы и побороть лень.
  • Nevernicoletta 07 ноября 2015 г.
    Тема этой статьи очень близка мне, так как я сама активно занимаюсь вышиванием, в том числе и икон. Правда с иконами немного сложнее, так как в это время нельзя думать о плохом, нельзя ругаться и нужно быть предельно аккуратным. Как правило иконы я вышиваю в подарок родным и близким. Некоторые мои знакомые вышивальщицы дарят такие иконы в храмы. Вообще вышивание как мне кажется имеет эффект сродни медитации, ты успокаиваешься, мысли приходят в порядок и перестаёшь думать о грустном. А вид яркого и блестящего бисера значительно улучшает настроение!
    Тема этой статьи очень близка мне, так как я сама активно занимаюсь вышиванием, в том числе и икон. Правда с иконами немного сложнее, так как в это время нельзя думать о плохом, нельзя ругаться и нужно быть предельно аккуратным. Как правило иконы я вышиваю в подарок родным и близким. Некоторые мои знакомые вышивальщицы дарят такие иконы в храмы. Вообще вышивание как мне кажется имеет эффект сродни медитации, ты успокаиваешься, мысли приходят в порядок и перестаёшь думать о грустном. А вид яркого и блестящего бисера значительно улучшает настроение!
  • Юлия 08 ноября 2015 г.
    Увлекаюсь вышивкой крестиком и бисером, и мне было очень интересно почитать эту статью. Икону я никогда не вышивала, но давно собираюсь заняться этим занятием. По моему мнению, статья пропитана божественностью и одухотвореностью, читается легко и запоминается легко.
    Увлекаюсь вышивкой крестиком и бисером, и мне было очень интересно почитать эту статью. Икону я никогда не вышивала, но давно собираюсь заняться этим занятием. По моему мнению, статья пропитана божественностью и одухотвореностью, читается легко и запоминается легко.
  • Василенко80 08 ноября 2015 г.
     С большим интересом прочитала статью К.Н. Шульжитскойоб основах православия в современном художественном творчестве на примере вышивания икон. Подробно описана техника рукоделия вышивальщиц ,работа которых сопровождалась чтением молитв, весь творческий процесс освящался благодарственным молебном. Забыты сегодня многие традиции, а в православии любое дело начиналось  с благословения Божьего,так человек развивался внутренне и укреплялся в вере в Бога. Вышивание, тем более икон, не обычный вид рукоделия,оно требует не просто умение владеть иглой, но быть мастером, художником, иметь  «талант от Бога» и обладатьтерпением и скромностью. Замечательно, что традиции вышивания иконвозрождаются и, судя по отзывам, их немало.   
     С большим интересом прочитала статью К.Н. Шульжитскойоб основах православия в современном художественном творчестве на примере вышивания икон. Подробно описана техника рукоделия вышивальщиц ,работа которых сопровождалась чтением молитв, весь творческий процесс освящался благодарственным молебном. Забыты сегодня многие традиции, а в православии любое дело начиналось  с благословения Божьего,так человек развивался внутренне и укреплялся в вере в Бога. Вышивание, тем более икон, не обычный вид рукоделия,оно требует не просто умение владеть иглой, но быть мастером, художником, иметь  «талант от Бога» и обладатьтерпением и скромностью. Замечательно, что традиции вышивания иконвозрождаются и, судя по отзывам, их немало.   


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт