Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » 9. Православие на краю земли: ...

9. Православие на краю земли: история и современность.


Мельник Капитолина Анатольевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга»

Красноселькупский район, с. Красноселькуп

 

Введение.

Ямал - в переводе с ненецкого "край Земли". Это земля удивительной красоты и великолепия. Как можно не восхищаться бескрайними просторами тундры, изрезанными многими тысячами рек, озёр и болот, землёю с несметными богатствами недр.

Я рада, что здесь родилась, выросла, потому что всей душой люблю эту Землю - свою Родину, такую далекую для всех, и такую близкую для меня. Горжусь тем, что  отдалённый уголок земли является частью большой необъятной православной России. Естественное стремление к материальному достатку не стало единственным и главным смыслом жизни северян. В настоящее время огромное значение  приобретают духовные ценности- потребность пребывать в лоне святой православной церкви.

В далекие, еще дореволюционные годы, селом считалось только то поселение, где находился храм. Теперь и Красноселькуп по праву приобрел статус села. 5 июня 2004  года в районном центре произошло  освящение главного купола, крестов  и фундамента  строящегося  храма.

17 сентября 2004 года Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий освятил храм святого мученика Василия Мангазейского и совершил Божественную Литургию. Возведение и освящение храма  смело  можно считать символом духовного возрождения жителей села и района.

Нашим храмом интересуются люди из  других уголков России. Это может подтвердить тот факт, что в храм пришло необычное письмо из города Нижневартовска от Анисимовой Маргариты Кузьминичны. Женщина работает над романом "Мангазея  или златом кипящая царская вотчина".  "Без упоминания святого Василия Мангазейского моя работа не обойдется.", - пишет она в своем письме. И я задумалась, а что мы знаем о городе Мангазее? Какую роль сыграла Мангазея в возрождение православия в наши дни? Кто такой Василий Мангазейский? Почему он причислен к лику святых? Почему наш храм назван именем его?

Заинтересовавшись данными вопросами, провела  социологический опрос, в котором приняли участие взрослые и дети. Всего опрошено 100 человек: 50 – взрослых, 50 – школьников.

Вопрос

Ответы

Да

Ответы

Нет

Взрослые

Дети

Взрослые

Дети

1.Знаете ли вы, чем знаменит город Мангазея?

8

5

42

35

2.Известно  ли Вам имя

Василий Мангазейский?

10

0

40

50

3. Нужна ли человеку  вера в Бога?

50

50

0

0

4. Известно ли вам, какое значение имела Мангазея в распространении православия на Крайнем Севере?

8

0

42

50

4.  Какие духовные изменения произошли с появлением храма в нашем селе?

Письменно ответить на вопрос.

Получив данные анкеты, я поняла, что спустя 400 лет мало кому известно название Мангазея  как центра развития Православия на Крайнем Севере.

Цель работы: проследить зарождение православия на Крайнем Севере через исследование истории города Мангазеи. 

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Изучить историю Мангазеи как центра зарождения православия в Западной Сибири.

2. Систематизировать материал о личности и жизни святого Василия Мангазейского.

3. Обобщить материал об истории и значении храма святого мученика Василия Мангазейского как современного центра православия в Красноселькупском  районе.

Гипотеза: если предположить, что Мангазея была центром зарождения православия на Крайнем Севере, то можно установить ее роль в распространении и возрождении православия в наши дни.

Основные формы исследования:

  • Чтение, анализ, обобщение литературы о Мангазее;
  • проведение  социологического опроса с целью установления уровня знаний о Мангазее и святом Василии Мангазейском;
  • изучение архивных документов зарождение и Возрождение православия в нашем крае;

Таким образом, объектом моего исследования является  личность святого Василия Мангазейского.

Предметом исследования - история города Мангазеи как центра зарождения православия на Ямале.

Я считаю, что по проведенным результатам можно сделать вывод: исследование имеет практическое значение, так как результаты можно использовать на уроках литературы, географии Ямала, культуры народов Ямала, а также на классных часах по истории района.

Основная часть.

1.История  Мангазеи

Мангазея  основана в 1601 году на правом берегу реки Таз, в 300 километрах, от Тазовской губы Карского моря. Название "Мангазея" зырянского происхождения. Оно означает "край земли", "земля вблизи моря". Это был первый город за Полярным кругом и в Восточной Сибири.

Мангазея один из самых больших и богатых городов Севера позднего средневековья. По тем временам богатства там были немыслимые: мягкая рухлядь - пушнина ценилась наряду с золотом и несла до 30% доходов Московской казны. Один рубль, вложенный в экономику Мангазеи, давал прирост 32 рубля.1

Мангазея являлась центром русской культуры и православия на Севере страны. Купола её церквей были покрыты червлёным золотом и звали город "златокипящим". На 2000 тысячи человек приходилось четыре православные общины: храм Успения Богородицы, храм Троицы, храм поморских чудотворцев Михаила Малеина и Макария Желтоводского  и часовня святого мученика Василия Мангазейского. Это говорит о многом, а именно о том, что люди были глубоко верующими, они понимали, что русская жизнь, русская культура не мыслима без православия, что иконы в храмах не музейные экспонаты, запрятанные под стекло и снабжённые этикетками, а неотъемлемая часть "храмового действия".

Выжить в суровом полярном краю без Божьей помощи было  невозможно. На новом месте в первую очередь возводили храмы, ведь отныне эта земля будет местом жительства и родиной их детей. Думаю, что именно поэтому Мангазея достигла таких высот и стала "благословенной вотчиной". Примечательно, что название Мангазея не затерялось в истории. Даже сегодня в нашем районе существует нефтегазоразведочная экспедиция под названием "Мангазея"

Исследователи отмечают, что первые попытки приобщения к православию коренного населения состоялись именно в Мангазее. Успешному освоению способствовало  распространение Православия на Сибирской земле. Важно то, что русские не истребляли местных жителей, не сгоняли с обжитых мест, не нарушали их самобытности.2

Любопытство и внимание ко всему новому влекло коренных жителей в город не только по торговым делам и для уплаты ясака, но и для простого человеческого общения.

___________________________________________________________________

1 Буцинский П.В. Мангазея, Сургут, Надым, Кетск. Тюмень, 1999 г.-С.345.

2 Софронов В.Становление православия в Сибири ХVI- ХVII веках, Ямальский меридиан №4, Салехард, 2002 г.

Промысловики годами жили среди коренного населения, а, значит,  заводились знакомства, создавались смешанные семьи, и для этих браков северянки принимали православие.

Также в Мангазее была образована первая и единственная в Приполярье монашеская община, возник первый архив, первая летопись, было составлено первое литературное произведение "Сказание о Василии Мангазейском"1

Но вся история  Мангазеи уложилась в сроки человеческой жизни, и судьба её была такой же скорой на взлёты и падения. После 1630 года - начался закат  города - легенды. Последние её годы существования овеяны грустью запустения. Город, некогда гремевший своими подвигами, ремёслами и богатствами, ушёл в забвение. Он исчез раньше, чем  по приказу царя, в 1672 году, покинули последние жители.2

Центр освоения Северо-восточной Сибири переместили в Туруханск. Первое время его называли Новая Мангазея.… Спустя годы остатки городища, скованные мерзлотой, поросли бурьяном, а на имя некогда города - сказки легла печать забвения3

2.Житие Василия Мангазейского

Святой праведный мученик Василий Мангазейский  чудотворец родился около 1583 года в Ярославле в семье небогатого горожанина, благочестивого купца Феодора; в конце XVI века Василий был взят одним ярославским купцом в сибирский заполярный город Мангазею как управляющий продажей товаров. Святой Василий исправно исполнял свои обязанности, от природы кроткий и смиренный с детских лет,  он пользовался добрым расположением окружающих.

_______________________________________________________________________

1 Резник Е.В., Чудина Ю.Ю.Религии мира. Православие. М.: ООД "ТД "Издательство Мир книги", 2006.-С.234.

2 Руденко И.//По материалам журнала «Родина» и монографии М.И. Белова «Мангазея и мангазейский морской ход».

3 Пермяков В.А, Морозов Ю.А Санбуров Н.М . Ямал: грань веков и тысячелетий. Санкт-Петербург,2000 г.

Всё свободное время Василий проводил в храме за богослужением, часто и подолгу молился дома. Юноше было 19 лет, когда тяжёлое испытание привело его к мученическому венцу.

Однажды, когда Василий молился в храме на пасхальной заутрени, хозяин обнаружил, что воры разграбили его лавку. Несмотря на зовы хозяина, Василий остался в храме до конца богослужения. Недоверчивый хозяин заподозрил и обвинил Василия в соучастии преступления, подверг его пыткам, истязаниям и, ударив в висок связкой ключей, убил (4 апреля 1602 года).

Боясь наказания, тело несчастного зарыли без погребения, но через пятьдесят лет над этим местом стали совершаться знамения.1

В 1649 году над гробом, который вышел из земли, возвели часовню. В 1659 году было произведено освидетельствование мощей праведного Василия, и с тех пор почитание его, как истинного  угодника Божия, распространилось в Сибири. Одну из первых икон Святого написал послушник Тобольского митрополита Павла живописец Лука. Известны изображения Василия  Мангазейского на Украине в Киево-Печерской лавре, во Владимирском соборе Киева, в Новгороде и в Москве.

До наших дней мощи  святого Василия Мангазейского хранятся в Троицком Туруханском монастыре. Но самым ярким подтверждением любви к нему является живая память в народе.2

Проезжая мимо древней Мангазеи, все обязательно посещали часовню Василия Мангазейского, чтобы обратиться к нему за помощью и просто поклониться, поблагодарить за покровительство. Коренные жители, в знак благодарности, оставляли  шкурки добытых зверей.

После разрушения города была возведена только часовня Василия Мангазейского. Это было хоть маленькое, но представительство православия в далёком необжитом краю, одно на сотни километров вокруг.

______________________________________________________________________

1 Резник Е.В., Чудина Ю.Ю.Религии мира. Православие. М.: ООД "ТД "Издательство Мир книги", 2006.-С.238.

2Дудников Н.Ф. //Мятежный Обдорск. – М.: Изд-во МГАП «Мир книги».- 1995.-272 с.

3 Альманах «Тобольск и вся Сибирь», 2005-. №3.- С.25-27

По воспоминаниям стариков-селькупов  остатки часовни просуществовали  до 30-х ХХ века.

Беседуя с Емец Алексеем Ивановичем, узнала, что часовня была разобрана и перевезена в Сидоровск, где по срубу была заново собрана изба, а не часовня. Эта изба и по сей день существует в Сидоровске. В 1960-х годах Алексей Иванович лично делал спилы брёвен для  определения  подлинности этой часовни.

В близости от древнего города Мангазеи,  в селе  Красноселькуп, возведена церковь, в честь праведного святого мученика Василия Мангазейского, которая  имеет сходство с часовней в Мангазее1.

В настоящее время на месте древнего городища планируется возвести часовню Василия Мангазейского.

Если воспоминания о Мангазее развеялись, растворились и канули в быстротечную Лету, то память о святом мученике Василии Мангазейском жива до наших дней. Что привлекло меня в его личности? Почему о нём дошла память до наших дней?

Размышляя над личностью  святого Василия, открывается много интересного, например: мы знаем, что он был из благочестивой семьи, значит, он был воспитан в православной вере. В юношеском возрасте купец взял его в столь далёкое, трудное, и наверняка опасное путешествие - из Ярославля в Мангазею. Скорее всего, Василий был неединственным работником у богатого купца. И всё - таки именно его он берёт с собой. Почему? Вывод напрашивается сам собой - юноша был смел, вынослив, самостоятелен и надёжен.

По приезду на место, почему купец на столь ответственную должность ставит Василия (управлять продажей товаров)? Следовательно, он был достоин этого, значит, он был честен, умён, на него можно было положиться.

Из жития святого  Василия известно, что он всегда помогал нуждающимся в помощи. Его   пламенное сердце готово было помогать любому, не взирая ни на какие преграды. Он был всегда готов отдать последние крохи чужому. В этом далёком уголке Севера двери его хижины всегда были открыты для любого путника1.

После того, как его напрасно оговорили в краже - как он повёл себя? Он не стал ни оправдываться, ни спорить - кротко предал себя в руки истязателям, смело и мужественно перенёс муки, безропотно принял смерть.

В наши дни нам навязывают средства массовой информации - "Забивай место под солнцем!", "Бери от жизни всё!". С ярких афиш на нас смотрят миллионы одинаковых бездушных лиц, глянцевые журналы пестрят неестественными выдуманными картинками.

Почему душа не хочет принимать всё это?  Почему перед глазами снова этот скромный юноша? Почему сердце сжимается, когда вспоминаю его? Ведь он не был ни выдающимся деятелем, ни великим полководцем, а был обыкновенным юношей, моим сверстником. А так хочется быть похожей на него, хочется воссоздать в себе человечность, отзывчивость, заботу о других людях. Думаю, именно этот юноша может являться примером для нас - подрастающего поколения! О нём актуально знать и помнить во все времена!

Именно православие может воспитать в нас нравственность. И здесь нам не обойтись без опыта Русской Православной Церкви. Именно она на протяжении тысячи лет была главной воспитательницей русского духа. Насколько Церковь успешно справлялась и справляется с этой своей задачей, можно судить по принесённым ею обильным плодам. Вспомним имена хотя бы нескольких великих русских святых, воспитанных ею: Александр Невский, Сергий Радонежский, Димитрий Донской, Серафим Саровский, Феодор Ушаков, Иоанн Кронштадтский… – и этот список можно продолжать очень и очень долго, он включает в себя десятки тысяч подвижников. Они – это вершина раскрытия и реализации духовно-нравственных сил и способностей, дарованных нам.  Раз Церковь способна в своём лоне взращивать таких людей, значит просто невозможно пройти мимо её многовекового опыта.

_____________________________________________________________________

1 Резник Е.В., Чудина Ю.Ю.Религии мира. Православие. М.: ООД "ТД "Издательство Мир книги", 2006.-С.238.

В основе христианской нравственности лежит жертвенная любовь к Богу, к людям, к Отечеству. И именно молодёжь,  как показывает история, более всего способна на бескорыстное самопожертвование. Даже если рассмотреть только новый период жизни нашей страны, там мы найдём множество таких примеров. Хотя в ХХ веке Россия и оказалась оторванной от своих духовных корней, душа нашего народа, веками воспитывавшаяся в Православии, ещё долго сохраняла в себе основы христианской нравственности. Отсюда и горячее стремление российских юношей и девушек на фронт в годы Великой Отечественной Войны, и удивительный энтузиазм молодёжных стройотрядов.

Именно русскую культуру немыслимо понять и представить вне церковной жизни! От православия русская культура получает творческий импульс для своего развития, именно связью с православием объединяется богатейшее содержание, разнообразие форм и такой возвышенный характер нашей культуры, которая так близка и дорога сердцу русского человека!

Заключение.

Роль Мангазеи в возрождении православия в селе  Красноселькуп в наши дни.

Ямальская земля уникальна своими богатствами, о которых знает весь мир. И  все же главное богатство Ямала - это люди. Благодаря их труду,  мужеству в заполярной тундре были открыты месторождения нефти и газа, проложены дороги,  построены замечательные города и поселки. В архитектурный облик северных городов и сел вполне гармонично вписались устремленные ввысь силуэты православных  храмов, увенчанные золотыми куполами.

За сравнительный короткий срок наш храм был построен. И это  знаменательно потому, что поднялся еще один храм на Ямале, значит, велико стремление красноселькупцев к вере, их желание жить в согласии с вековыми традициями православной Церкви.

17 сентября 2020 года исполнилось 16 лет со дня открытия на красноселькупской земле Храма святого мученика Василия Мангазейского. За 16 лет намоленный  Красноселькупский Храм стал свидетелем важных событий жизни своих прихожан- венчаний, крещений.

По словам регентши церковного хора, Куманцевой  Елены Николаевны, в храм с каждым днем стало приходить больше верующих. И так радостно видеть человека, вчера пришедшего с бедой или душевной болью, а сегодня первый раз причищающегося Святых Христовых Тайн.

Интерес к православию  растет благодаря тому, что селькупские мальчишки и девчонки посещают воскресную школу. Ребята оформляют выставки, проводят спектакли. Деятельность православного прихода во всех отношениях  благодатна именно для подрастающего поколения, нуждающегося в твердых нравственных установках. В воскресенье дети имеют возможность послушать рассказы  старших об иконах, о церковных таинствах, о библейской истории.

Среди прихожан много представителей коренных народов Севера. У православного прихода установились сердечные, добрые отношения  с Центром детского творчества и домом "Милосердия".

Во многом жителям помогает православная  страничка в местной газете "Северный  край". Газета постоянно публикует материалы, которые рассказывают о православной жизни, житиях святых, что играет воспитательную роль.

С появлением православного храма изменился внешний, архитектурный облик села.  В зимнюю пору рано темнеет, но и в полярную ночь храм радует сердца людей красотою и благополучием.

Беседы с прихожанами дали мне возможность понять отношение простых людей к храму и осознать, какое место занимает православный храм в жизни моих земляков:

"Для меня церковь является тем  местом, где нахожу успокоение и спасение  своей  души";

"Церковь - то место, где тебя по-настоящему любят,  где ты учишься любить. В церкви я словно просыпаюсь и оттаиваю. Она даёт мне  силу и поддержку, надежду, что Бог будет всегда со мной»;

"Находясь в церкви, я испытываю настоящее чувство умиротворения, успокоения. Все существующие проблемы как будто исчезают и кажутся не столь серьезными".

"Человек, приходя в храм, борется со своими грехами… Молясь, человек очищается".

"Уходя с церкви, чувствуешь,  будто заново родился, появляется больше сил для дальнейшей жизни…"

Мое знакомство с храмом святого мученика Василия Мангазейского позволили мне понять, что история древних веков, конечно, от нас далека, но история моей страны, моего края - совсем рядом. Удивительным образом существует связь между нашим селом (Красноселькуп) и древней Мангазеей, ведь именно в нашем районе существует храм в честь святого мученика Василия Мангазейского.

Думаю, что данная работа может  быть использована на уроках культуры народов Ямала, географии Ямала, в школьном музее, на классных часах по истории района.

Список  использованных источников:

  1. Альманах «Тобольск и вся Сибирь», 2005-. №3.- С.25-27
  2. Буцинский П.В. Мангазея, Сургут, Надым, Кетск. Тюмень, 1999 г
  3. Дудников Н.Ф. //Мятежный Обдорск. – М.: Изд-во МГАП «Мир книги».- 1995.-272 с.
  4. Муратов М. Василий Мангазейский. Ямальский меридиан №2, Салехард,2003 г.
  5. Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Древний  Обдорск и заполярные города легенды. Москва, 1998 г.
  6. Патрикеев Н.Б. Ямал: страницы былого. Салехард, 1995г.
  7. Пермяков В.А, Морозов Ю.А Санбуров Н.М . Ямал: грань веков и тысячелетий. Санкт-Петербург,2000 г.
  8. Подшивки газеты «Северный край» за 2000 – 2009г.г.
  9. Резник Е.В., Чудина Ю.Ю.Религии мира. Православие. М.: ООД "ТД "Издательство Мир книги", 2006.
  10. Руденко И.//По материалам журнала «Родина» и монографии М.И. Белова.«Мангазея и мангазейский морской ход».
  11. Софронов В. Становление православия в Сибири ХVI- ХVII веках, Ямальский меридиан №4, Салехард, 2002 г.

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт