Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Вопрос духовно-нравственного в...

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из главных проблем, которые стоят перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Дети чутки и восприимчивы ко всему их окружающему. Чтобы стать добрыми к людям, им надо научиться пони


Николенко Светлана Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 1»
г. Новый Уренгой

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из главных проблем, которые стоят перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Дети чутки и восприимчивы ко всему их окружающему. Чтобы стать добрыми к людям, им надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Школа родилась благодаря усилиям Церкви, для того чтобы просвещать людей, учить их грамоте и распространять слово Божие через письмо и чтение. До XVII столетия в России существовали национальные школы. Это духовные, народные и земские школы. В православном понимании педагог, учитель сам обязательно должен знать путь, по которому собирается вести ученика [1, с. 94].

В каждой школе наряду с общеобразовательной подготовкой уделяется большое внимание духовно-нравственному воспитанию, формированию гармонично развитой личности, умеющей делать сознательный выбор; воспитанию в духе православных национальных и общечеловеческих ценностей. Не требует доказательств тот факт, что культура нашей страны выросла на православной почве. Не зная основ Православия, невозможно адекватно понимать ни российскую историю, ни российскую культуру, ни психологию русского народа. Это нужно знать всем гражданами России, независимо от их национальности и вероисповедания. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Д. С. Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» [5, с. 58 ]

Мы живем в стране с богатым культурным наследием, и познакомить наших детей с этим богатством представляется важной образовательной задачей. Церковь и государство заинтересованы в воспитании нравственно здорового поколения и от тесного сотрудничества семьи, школы, Церкви и всего общества будет зависеть решение вопроса, удастся ли сохранить и приумножить лучшие традиции отечественной культуры и сохранить крепкую жизнеспособную нацию. Нравственному оздоровлению общества во многом способствует предмет Основы православной культуры (ОПК). Акцент на Православие сделан неслучайно, ведь в большинстве своём народы России началами просвещения и духовности обязаны Православной традиции. Уроки ОПК различаются по формам и методам, проводятся с учётом возрастных особенностей обучающихся. В преподавании ОПК большую роль играет привлечение Библии к нравственному воспитанию детей, которое видится в следующем: - в приращении понятия «человек»; - в раскрытии учащимся ветхозаветных «строгих» заповедей и христианских «заповедей блаженства» как сердцевины общечеловеческой нравственности; - в формировании у детей образа Иисуса Христа как Учителя, просветившего людей благодатным знанием; - в истолковании на доступном для школьников уровне библейского взгляда на Слово как источник и орудие творения, раскрытие христианской трактовки Слова как посредника между Богом и людьми для развития у детей 4 □том ценностного отношения к «дару» слова, благоговейного отношения к «высокому» слову, несущему истину и добро. О доступности и необходимости изучения Библии детьми говорил Л. Н. Толстой: «Как все понятно и ясно, особенно для ребёнка, и вместе с тем как строго и серьёзно! Я не могу себе представить, какое возможно было бы образование, если бы не было этой книги. Библия как по форме, так и по содержанию, должна служить образцом всех детских руководств и книг для чтения» [ 6; 84 ].

Средством решения многих задач является чтение произведений духовно-нравственной тематики: фольклора (песен, пословиц, поговорок); фрагментов древнерусской книжности (летописаний, житий, поучений, «слов»), несущих, по выражению Д. С. Лихачева, «этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный»; произведений русской классики (Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, А. Н. Майков, Ф. И. Тютчев), наполненных «светлым» мироотношением. В условиях реализации программы по ОПК необходимо проводить внеклассную работу по следующим направлениям: - Путешествия к православным святыням (очные и заочные): Православные храмы – это настоящие музеи произведений искусств, мозаики, резьбы по камню, скульптуры. Известнейшие живописцы, архитекторы и скульпторы разных эпох создавали Православные храмы, которые гармонично вписались в архитектурные ансамбли русских городов. Красота икон в Православных храмах, история их создания имеют огромное воспитательное значение. В современном церковно-археологическом и общепринятом значении иконой называют святой образ, написанный красками на деревянной доске. Иконы изображают Иисуса Христа, Богоматерь, образы Святых. Иконы представляют собой величайшую художественную ценность, и в то же время являются элементом богослужения, помогают молиться со вниманием и благоговением. Знакомство с иконописью является средством развития эстетического сознания у детей и вызывает чувство гордости, уважения к мастерству иконописцев. - Организация православных праздников (Рождество, Масленица, Пасха, День ангела); Православные праздники – неиссякаемый источник традиций и обрядов Церкви, они радуют сердце своим единением, общностью людей, зажигают в людях желание помогать ближнему, дарить ему радость и любовь. Ознакомление детей с праздниками Православия должно способствовать осознанию ими себя как преемников давних традиций. Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в семейных традициях и передаваемые от поколения к поколению, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям. Поэтому работа с семьёй – это одно из важнейших направлений школы: активно должен работать родительский комитет школы и классов, родители принимать участие в работе родительских собраний (делиться опытом работы по воспитанию детей, рассказывать о семейных традициях). Мероприятия, проводимые ко Дню защитника Отечества, к 8 Марта, в которых принимали бы участие дети, мамы, папы, бабушки и дедушки, способствовали сближению детей с родителями, у детей формировалось чувство гордости за своих родителей, желание быть на них похожими и достойными их. Хорошая семья - залог любви, верности, здоровья, достатка, почитания родителей, заботы о старших и младших, продолжения рода. Более углубленное изучение отдельных тем ОПК должно быть организовано через межпредметные связи с литературой, МХК, ИЗО, музыкой, которые способствуют формированию таких ценностей, как красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие. Формированию патриотических чувств способствует внеклассная и внешкольная работа педагогов, направленная на увековечивание памяти о Великой Отечественной войне:

1. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, вся жизнь которых является образцом нравственности;

2. Проведение читательских конференций по произведениям о Великой Отечественной войне, в которых воспеваются ратные, духовные и трудовые подвиги.

3. Организация встреч с выпускниками школы, которые продолжают обучение в высших военных учебных заведениях, с молодыми людьми, отслужившими в вооружённых силах РА [6, с. 115].

В школе должна быть создана краеведческая комната, способствующая раскрытию культурного наследия русского народа, являющаяся связующим звеном исторического прошлого и настоящего. В целом воспитательный процесс в школе планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причём при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребёнка. Традиционным источником нравственности является патриотизм, который включает в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к Родине; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое). Патриотические чувства в душах детей формируются при изучении жития святых Александра Невского, Федора Ушакова, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, которые любили свою Родину, защищали её от врагов [7, с.105].

В заключение хочется отметить, что младший школьный возраст – наиболее благодатное время для формирования нравственной сферы ребёнка. Это доказывают исследования авторитетных педагогов, психологов и служителей церкви. Священник А. Гармаев говорил, что младший школьный возраст – «время душевного становления ребёнка» [ 2; 43 ]. Именно приобщение к ценностям Православной культуры (литературе, живописи, архитектуре и т. п.) имеет большое влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка младшего школьного возраста. Все богатейшее наследие Православной культуры пронизано духом красоты и несёт в себе огромное воспитательное содержание. Задача педагога – сохранять духовную и художественную преемственность русской культуры, её нравственные, высокогуманные традиции, приумножать отечественное культурно-историческое наследие и способствовать тому, чтобы дети умели постигать духовно-культурные ценности и, выражаясь словами Д. С. Лихачева, «получать от них уроки красоты, мудрости, уважения к предкам, знания истории» [ 5, с. 46 ]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бородина А. В. Основы православной культуры: учеб. пособие для учащихся. М.: 2011. – 327 с. 2. Гармаев А. Этапы нравственного развития ребёнка. Курс лекций. М., Православная беседа, 1989. 3. Духовно-нравственная культура в школе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных школ. Альманах 2. М. – 2009. –351 с. 4. Домострой /сост., вступ. ст., пер. и коммент. В. В. Колесова; Подгот. Текстов В. В. Рождественской, В. В. Колесова и М.В. Пименовой. - М.: Сов. Россия, 1990. – 304 с. 5. Лихачев Д. С. Память преодолевает время.// Наше наследие, № 1, 1998. 6. Свящ. Жилов. Что говорят знаменитые люди о Библии.// Брянск, 1998. 7. Титов В. А. Общая педагогика (конспект лекций) [Текст]. Москва А–Приор 2010. – 271 с. 8. Шевченко Л. Л. Православная культура: экспериментальное учеб. пособ. для нач. кл. общеобразоват. школ, лицеев и гимназий. 1-й год обучения. Кн.1. М., 2014. – 183 с.

  • Shkola1 10 ноября 2015 г.
    Действительно, учитель должен знать путь, по которому собирается вести учеников на уроках ОПК. Путь этот сложный, но, Ваше понимание его важности мне нравится. Дорогу осилит идущий.
    Действительно, учитель должен знать путь, по которому собирается вести учеников на уроках ОПК. Путь этот сложный, но, Ваше понимание его важности мне нравится. Дорогу осилит идущий.
  • jannetka 10 ноября 2015 г.
    Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихсяявляются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена нетолько интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Именно приобщение к ценностям Православной культуры имеет большое влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка младшего школьного возраста.
    Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихсяявляются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена нетолько интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Именно приобщение к ценностям Православной культуры имеет большое влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка младшего школьного возраста.
  • Светланика 12 ноября 2015 г.
     Да, я поддерживаю автора статьи, действительно, нравственному оздоровлению общества во многом способствует предмет Основы православной культуры (ОПК), и от тесного сотрудничества семьи, школы, Церкви и всего общества будет зависеть решение вопроса, удастся ли сохранить и приумножить лучшие традиции отечественной культуры... А церковь и государство заинтересованы в воспитании нравственно здорового поколения и  в сохранении крепкой жизнеспособной нации.
     Да, я поддерживаю автора статьи, действительно, нравственному оздоровлению общества во многом способствует предмет Основы православной культуры (ОПК), и от тесного сотрудничества семьи, школы, Церкви и всего общества будет зависеть решение вопроса, удастся ли сохранить и приумножить лучшие традиции отечественной культуры... А церковь и государство заинтересованы в воспитании нравственно здорового поколения и  в сохранении крепкой жизнеспособной нации.
  • svfadeew 14 ноября 2015 г.
    Формирование нравственных качеств человека - одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Согласен с мнением автора, что младший возраст наиболее подходящий для формирования данных качеств.
    Формирование нравственных качеств человека - одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Согласен с мнением автора, что младший возраст наиболее подходящий для формирования данных качеств.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт