Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Православные традиции как элем...

Православные традиции как элемент сохранения семейных ценностей, особое духовное значение Таинства венчания


Шабанова Светлана Степановна
МПДА ВБК г. Сергиев Посад
г. Сергиев Посад

«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно;
блудников же и прелюбодеев судит Бог» (к Евр. 13, 4).

В наши дни тема семьи и осмысление ее с точки зрения христианских ценностей является актуальной проблемой. Христианским семейным ценностям сегодня противопоставляются современные нравы с их понятиями свободной любви, раскрепощению женщины в ее выборе относительно ее призвания быть матерью и нести в себе высокий образ женщины, достойной высокой любви и уважения.   Кажутся смешными и несовременными такие понятия, как честь семьи, репутация и доброе имя. Мужчина сегодня не способен нести ответственность за семью и воспитание детей, высокий статус мужчины в семье остается необязательным.

Православная традиция сохранения семейных ценностей – это, прежде всего, традиция, преобразующая и воспитывающая каждого человека, вступающего на путь христианской нравственности и христианского служения идеалам добра, милосердия, сострадания и жертвенности.

Только христианский брак требует для чистоты семейных отношений целомудрия, только в христианском браке женщина не закрепощена и не подавлена, а, по словам апостола Павла, должна быть любима своим мужем, потому что когда оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть? (Еф. 5, 31). Единство  любви  в христианском браке настолько велико, что любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто и никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее? (Еф. 5, 28-29). Жена – христианка думает, прежде всего, о муже, а  муж заботится о жене, а потом – о себе. Такой христианский супружеский союз Господь утвердил Своим словом. И что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19,6).  В этом и заключается истинно христианская любовь мужа и жены, когда бескорыстие, самоотверженность и правда становятся главными критериями христианского брака, в котором нет места эгоизму, фальши, лицемерному желанию не быть, а казаться лучше и красивее.

Только в христианстве брак и семья рассматриваются не как случайный союз, а как дело жизни, где все установлено на равных правах верности и на правах взаимной отдачи себя. Эти христианские ценности брака и утвердил в своем послании к Коринфянам апостол Павел. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена (1Кор.7,3-4). Подчиненные высшим целям, мужчина и женщина достигают той полноты отношений, которые свойственны человеческим отношениям. Жена, в христианском браке,  должна быть помощницей мужу, потому что так было установлено Господом, …и сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника,…и создал Господь Бог…жену, и привел ее к человеку. (Быт.2, 18-22).

Брак и семья в христианском понимании должна быть наполнена святостью брачных отношений, сохранением семейной чистоты по Евангельской заповеди: «Не пожелай жены искреннего твоего…».

Семейные христианские ценности – это много прекрасного: любовь преданность,  верность, радость и в тоже время – это несение своего Креста и в горе и в радости, сохраняя  верность и преданность до конца земного пути. Подлинная мудрость христианского брака состоит в том,  чтобы терпеливо нести свой Крест, и мудрость, которая простирается в вечность, а не замыкается на коротком миге земной жизни. Это та мудрость, которая сама не ищет скорбей, но если они пришли, то принимает их как волю Божию. Поэтому цель христианской семьи – любовь. Неслучайно Господь перед Своими страданиями дает завещание – заповедь и идеал: Как Я возлюбил вас, так и вы – да любите друг друга (Ин.13, 34). Этим Господь предупреждает нас против эгоистически-корыстного характера любви.

В эгоистической любви – главное – собственное «я», самоудовлетворение от этого чувства, а с точки зрения безрелигиозного понимания отношений мужчины и женщины, эгоистическая любовь руководствуется временными чувствами и увлечениями на короткое время. От таких отношений женщина остается страдающей стороной. Такие отношения в действительности влекут не освобождение, а неуважение к женщине, превращение ее в игрушку мужских страстей. Так называемая свободная любовь ведет к отчуждению, к конфликту с собой, к потере уважения к себе и к другому. Следствием такой свободы является расторжение брака, а в дальнейшем невозможность строить настоящую семью, основанную на любви Христовой, о которой говорит апостол Павел в послании к Коринфянам. Любовь покрывает, всему верит…, все переносит. Любовь никогда не перестает...(1Кор.13,4). Ничто не изменит ее – ни испытания, ни муки, ни горе, ни лишения, ни разочарования. Христианин любит не за доброе или угодливое отношение к себе, а потому, что он дорожит другими и желает им добра, даже если, по отношению к любящему, присутствует враждебное отношение. Так заповедовал нам Господь …да любите друг друга…(Ин.13, 34).  Поэтому  апостол Павел супружеский союз сравнивает с союзом Христа и Церкви. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь, и предал Себя за нее  (Еф. 5, 25). Тогда единение любящих личностей становится всеобъемлющим и полным, любовь отличается верностью и уважением, жизнь проходит в согласии и преданности заветам Христа и Его Святой Церкви.

Так христианство  освятило и преобразило супружеский брак между мужчиной и женщиной, научило жить людей по воле Божией, чтобы нас привести к вечному блаженству. Поэтому  христианский брак – это новая печать на всех жизненных отношения между мужчиной и женщиной.  Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия (Еф. 5, 17).

  Только один раз слово «Таинство» употребляется в слове Божием по отношению к одному из наших церковных Таинств – к браку. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф.5, 32).

Христианский  брак можно рассматривать как Таинство, освящающее в христианстве закон природы, положенный Творцом в устройстве человека и получивший благословение от Бога – супружеский союз, соединяющий мужа и жену в единую плоть, церковное благословение супружеского союза, и венчание брака.

Цель освящения брака – предохранить и одухотворить чувственную любовь, внести в чувственную любовь мужа и жены высшее божественное начало, которое будет облагораживать, освящать, совершенствовать человека и человечество. Сделать брачный союз духовным, святым, по образу союза Христа с Церковью – вот цель брака, как Таинства.

 Таинство венчания низводит благодать Божию на вступающих в супружеский союз. Таинственную сущность христианского брака раскрывает апостол Павел в послании к Ефесянам, заповедуя поступать по духу, а не по плоти, то есть избегать блуда, вражды, ссор, разногласий. Стремиться к любви, долготерпению, кротости и воздержанию. (Еф.5, 22-32). Апостол Павел говорит здесь о супружеских отношениях мужа и жены и  определяет высокие нравственные отношения между супругами. В основе супружеских отношений должны быть повиновение и целомудренная любовь. Супружеские отношения должны управляться высшими качествами человеческой личности не подчинять и не господствовать, а ограничиваться и «придерживаться определенных правил поведения»[2.с.284]. Из этого вытекает дисциплина брака – подчинение брачных отношений правилам и установлениям.  Таким образом, христианский брак – соединение двух жизней ради высших нравственных целей, что апостол Павел и выделяет в заповеди (брак у всех да будет честен и ложе непорочно).

Благодать Божия скрепляет брачный союз двух лиц нерасторжимыми узами, потому что нерасторжим союз Христа и Церкви. О христианском браке  Господь сказал,  что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). Сочетает не только естественным браком, но  Божией благодатью, сообщенной Таинством венчания. Благодать возвышает и одухотворяет и совершенствует брачный союз двух лиц. Апостол Павел называет супружеский союз «великой тайной» (Еф.5,32), показывая этим, что заключение брака между христианами должно совершаться при участии Церкви и сопровождаться ее благословением. Эта благодать сопутствует супругам исполнять взаимные обязанности друг к другу по образцу святого союза Христа с Церковью. Только по благодати исполняются заповеди апостола Павла о том, чтобы мужья любили своих жен, как и жены повиновались своим мужьям во всем, как Церковь повинуется Христу.

По православно-христианскому пониманию брак есть нравственный подвиг, а венцы супругов приравниваются в некотором смысле к венцам мучеников, что и выражается в пении при венчании «святии мученицы, добре страдальчествовавшие и венчавшиеся, молитеся ко Господу помиловатися душам нашим…». В Таинстве венчания «Господь благословляет две любящие друг друга души на любовь и единение вечные, благословляет на то, чтобы плоды этой любви – семья и дети – были причастны небесным дарам» [2.с.168].

 «Нельзя не радоваться, прикасаясь 
К этому чуду из чудес и тайне
тайн – любви и браку»

«Сопротивляться организованному греху
также трудно, как трудно не приплясывать
в гуще карнавального шествия»

Литература 

1.    Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М., 2009

2.    Валерий Духанин,  свящ. Во что мы веруем? – М., 2015

3.    Н. Н. Фиолетов, проф. Очерки христианской апологетики. – Клин, 2007


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт