Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Православные каноны как основа...

Православные каноны как основа здорового образа жизни подрастающего поколения


Складанная Д. А.
учитель изобразительного искусства и черчения
МБОУ «ООШ №2»
г. п. Ханымей Пуровского района

Складанная Д. А.,

 учитель изобразительного искусства и черчения

 Место работы: МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей

Адрес: п. Ханымей, Пуровскийр-н, ЯНАО,

 

Православные каноны как основа здорового образа жизни подрастающего поколения

Старец Паисий Афонский о духовной жизни говорил так:«Ко всему относись духовно, с верой и доверием к Богу. Думай о том, что ты в руках Божиих, и если что-то происходит не так, как ты хочешь и желаешь, принимай это с благодарностью». «В сострадании сокрыта любовь такой силы, что она больше обычной любви. Если ты сострадаешь другому, то начинаешь любить его сильнее».

Православный человек всегда полагался на Бога, сострадал другим, воспитывал в себе здоровые нравственные качества, что бы жить в мире, согласии со всеми и быть человеком добрым, милосердным. Самое главное, нужно помнить, что человеческая природа дана нам не зря,  а именно для того, чтобы мы выполняли послушания Божии. Надо заботиться о том, чтобы мы имели здравие духовное и физическое. Для этого Господь подает различные средства. Для духовного здравия мы имеем Таинства Исповеди и Причастия, молитву, для физического здравия – снова Таинства, также врачам Господь дает благодать и разум для лечения наших физических немощей.Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Наряду с физическим здоровьем важно иметь человеку от юности своей до глубокой старости и духовно-нравственное здоровье.

Какова же роль православного учителя в современном мире? Как ему поступать, если он работает и в светском учреждении и в православном? Должен ли учитель настраивать детей на духовно – нравственное развитие личности через свой предмет? Уверена, что обязан! Постараюсь объяснить важность такого воспитания и образования на примере своего учительствования.

Я веду уроки изобразительного искусства, технологии и черчения в основной общеобразовательной школе  шесть дней в неделю, преподаю в Детской Школе Искусств рисунок, живопись, композицию и в Воскресной школепо выходным - рисование. Получается, что все семь дней в неделю я нахожусь в окружении детей на протяжении всех 9 месяцев. В Воскресной школе я работаю на добровольных началах более 10 лет. В Воскресную школу в основном приходят дети с шести  до 12 лет, и совсем редко кто задерживался в более старшем возрасте. Когда происходит взросление, тогда меняется у подростков взгляд на религию кардинально.На то есть ряд причин: подросток думает, что он уже многого достиг в религии, ему неудобно перед сверстниками выделяться набожностью и возникает протест такого рода, что мне еще рано «ударяться в религию» этим я займусь когда-нибудь потом.

Мои уроки изобразительного искусства, пожалуй, самые желанные для детей. Как-то один мой ученик, обучаясь в старших классах, высказал такую мысль: «Вы не заметили, что мы с Вами встречаемся каждый день». После этих слов мы засмеялись. Кирилл, отходивший в Воскресную школу 5 лет, приводил уже на занятия свою младшую сестренку. В течение недели он виделся со мной в общеобразовательной школе, а еще  дополнительно ходил заниматься на мое отделение ИЗО в ДШИ, позже перешел на духовое отделение. Каждый раз, когда Кирилл бывал в ДШИ, он заходил на отделение ИЗО и беседовал со мной на различные темы.  Я обратила внимание на тот факт, что он не единственный активный ученик, с которым я общаюсь ежедневно.

В какой-то момент  стала подозревать, что многие дети со мной и со школой находятся в более продолжительном контакте, чем с родителями. Пожалуй, поэтому каждый учитель многократно переживает школьные успехи и неудачи, в которых постоянно фигурируют дети родной школы. Ученики становятся частью нашей жизни, членами наших семей, почти близкими и дальними родственниками. Многоликие классы, состоящие из чьих-то детей, входят в сферу соприкосновения, а точнее, проживания и переживания с учительским составом школы. Душа болит за каждого ученика. Кто учится хорошо – сердце радуется, а кто просто просиживает в школе – о том оно болит!

Урок за уроком  проходят изо дня в день. Меняются темы, задания, но все же есть одна общая проблема в любой школе. В каком-нибудь классе обязательно найдется непослушный ученик, нарушающий дисциплину, найдется «отсутствующий из присутствующих» или отчаянный бездельник. А как хочется, что бы все одинаково хорошо учились, были прилежными, исполнительными и вежливыми. Готовишь урок накануне, а мысли все о том неудачнике, который тоже готовит очередную западню учителю. Учится-то лень, слушаться учителя неохота, сидеть без дела на уроках скучно, ну в самую пору побузить. В это самое время надо наполнить любовью свое учительское сердце, что бы школа стала каждому ученику сферой любви. К этому надо быть готовым, иначе «состязание» с трудными подростками может пройти болезненно для учителя, до состояния нервного срыва. Я верующий человек и мне не безразлично будущее ребенка, его душевное здоровье на сегодняшний день и на последующие дни. Как для меня начинается день – это утренняя молитва, принятие святой воды, просфоры и дорога в школу. Если воскресный день – в церковь натощак, сбор детей на молебен после Литургии, занятия и общее чаепитие. Завтрак выпадает в такой день только часа в три. Все это мне необходимо для укрепления веры, любви к Богу и к чадам земным.

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической  и планомерной работы по формированию тонких душевных качеств и светлого сознания детей. Как же активизировать труд ученика в нужном направлении и сделать из духовно расслабленного человечка духовно развитого и морально здорового? На уроке должна быть важная связующая нить по раскрытию темы, а параллельно связующая нить нравственного содержания этого урока. В искусстве много чего можно задействовать для воспитательного момента ученика. Это и история написания полотна, история жизни художника, события на картине, эстетическое восприятие важного произведения. Рассказ, беседа, диалог: все важно в процессе обучения учащихся. Эти составляющие являются необходимыми рычагами для вовлечения школьников в процесс мысле-творения. Чаще всего духовно – нравственное воспитание становиться доминирующим звеном в цепочке привития лучших человеческих качеств ребенку учителем в период его взросления, социального становления. Из ребенка должен вырасти обязательно здоровый человек во всех отношениях.

Самое высшее искусство на земле – воспитание ребенка христианином. И это изречение было произнесено древними тысячу лет назад, когда ребенок не испытывал тоталитарного влияния «прогресса» и мира, когда его не смущало огромное количество соблазнов и искушений! Разве легко отказаться современному ребенку во время урока заглянуть лишний раз в сотовый телефон. Сможет ли быть внимательным и прилежным он на каждом из шести уроков в день? Не соблазнится ли оскорбить кого-то из присутствующих за день? Есть такие дети, которые не хотят никому подчиняться, но и не хотят быть вне коллектива. Находиться в изоляции ребенку с неуживчивым и скандальным характером все равно тягостно и ему необходимо где-то успокоится, где-то найти себя, выразить себя. Ему на помощь как раз и приходит учитель, который, следуя примерам библейских поучений, старается разбудить в ребенке духовно-нравственные стороны его поступков. Это безумно тяжело, но учитель обязан открывать ребенку добрый мир через православную культуру, побеждая мирское лукавство с его ненасытностью, алчностью и корыстолюбием.

Нравственное здоровье подростка определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе по тем законам, которые прописал для человека Бог. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали, противится Божьим заповедям. Поэтому нравственное здоровье, выстроенное на православной культуре, считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами и патриотами своей Родины.

В Воскресную школу дети приходят с различным уровнем воспитанности, культуры общения и настроения. Посещая данные занятия по изобразительному искусству, ребенку можно быть изолированным от всех, но это сделать трудно, когда дети находятся вместе. Занимаясь единым творческим процессом, изучая православные догмы в процессе бесед, рассуждений,  происходит поиск социально – дружественного пространства. Надо поделиться чем-то друг с другом, обменяться  опытом, советом с теми, кто рядом. Появляется мотивация к умению сотрудничать, уважительно относиться круг к другу, потому что ребенок, занимаясь любимым делом, осваивая христианские навыки любви и уважения, сам стремится к дружелюбному общению, а иначе как нам оказывать взаимопомощь, пребывая в группе единомышленников. Нравственно оздоравливаясь, ребенок становится уступчивым, спокойным и миролюбивым.

 Пока ученики трудятся над созданием своей авторской работы, я провожу беседы не только о жизни великих живописцев, но и о великих подвигах святых угодников, с которыми они знакомятся через репродукции картин, через презентацию или сообщение в виде реферата.

На полотне Нестерова «Видение отроку Варфоломею» изображен будущий святой Сергий Радонежский. Рассказываю им о любви, которую он проявлял в своей жизни к родителям своим, к братьям и совсем к чужим людям. Сколько подвигов совершил во имя спасения России. Скромен был во всем: в принятии пищи, в своем облачении, в общении с людьми. Кто его видел впервые в поле за работой, принимал за нищего, потому что носил он вещи, сшитые своими святыми руками, носил их до выгорания на солнце. Вкушал последним, что оставалось от братии, проживающих вместе с ним в пустыне. Строил из бревен кельи и церкви, часто бывая в это время голодным и обессиленным. Ни на кого не роптал, не винил за беды, которые выпадали ему по судьбе, а молча все сносил и за все благодарил Бога. Этот год 2014 стал значимым для нашей страны, так как 19 июля 700 лет назад родился великий святой Божий угодник Сергий Радонежский, которому было дано имя во младенчестве Варфоломей.

Может показаться, что подросток с отклоняющимся поведением легко согласится выполнять любую работу, прослушав лекцию о добре и зле, о послушании и смирении. Это далеко не так. Дети долго присматриваются к предложенной им работе, ведь не все так организованы и быстро реагируют на новое творчество. Может, они готовы слушать о православных канонах, но не всегда готовы примерить их на себя, использовать духовные советы сразу, откорректировать свое поведение в пользу своего нравственного здоровья.  Одна девочка безумно любила рисовать, но рисовала без всяких правил и понятий. Сколько я не просила ее не торопиться, рисовать вдумчиво и хотя бы аккуратно,  ничего хорошего не получалось. По характеру она «торопыжка» и любая медлительность ее изматывала. Я решила уделить больше внимания этой девочке, и показала ей все правила выполнения живописной работы от приготовления раствора из красок до завершающей прорисовки каждого предмета в отдельности. Осенний пейзаж получился  как надо, но, сделав за занятие всего одну хорошую работу, а не три бестолковых, призналась, что очень устала. Хорошая работа требует большого труда. Так и в жизни великих подвижников, многолетний физический и молитвенный труд закалял их волю, закалял душу и шлифовал лучшие человеческие качества. Изучая православные каноны с учениками, понимаешь, что иногда достаточно проиллюстрировать чьи – то мысли, чьи – то достижения, как тут же подхватывается идея и появляется желание у детей удивить других своим творчеством, своим талантом. Быть хорошим и воспитанным на занятиях приоритетно и выгодно. Дополнительное образование ребенку в Воскресной школе также необходимо  для «реанимации» его  поведения в общеобразовательной школе и в обществе, нравственного воспитания и оздоровления.

Как часто приходится кропотливо и долго корректировать поведение ребенка, на это могут уйти годы. Что же надо делать учителю и ученику в таком случае? Проверять себя на сохранение таких христианских качеств как проявление терпения, ограничения своих желаний, жертвования собой ради другого. Тогда каждый познает радость общения, Божественную любовь как высшую ступеньку человеческой жизни.Это и становится тем мерилом духовно-нравственного здоровья для каждого, которое так долго и так настойчиво взращивалось и вынашивалось в душах каждого христианина.

        Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Конечно, совсем нелегко в ребенке развивать эти качества, потому что многие православные дети по сути таковыми не являются, потому что кроме ношения крестика на шее, практически о православии ничего не знают.Заставлять любить Бога и «возвращать детей на законное место» – это не метод. Дети, получая православное образование и церковное воспитание, видят Церковь несколько однобоко, не так, как родителям хотелось бы. И конечно, когда дети подрастают, у них получается свое видение мира. Естественно, они проявляют свою свободную волю, которая часто не совпадает с мнением родителей, с мнением Церкви. Почти каждый ребенок должен пройти этот период испытаний, искушений, без них не бывает жизни. И не стоит ужасаться тому, что ребенок на какое-то время охладевает к церковной жизни, к исполнению церковных правил, к послушанию родителям, которые заставляют его ходить в церковь. Этот период неизбежен почти для каждого человека.

Пока ребенок совсем малыш, он не противоречит родительским усилиям воцерковить его. Придя в подростковый возраст, ребенок борим двумя противоречащими друг другу желаниями: быть как все – быть не как все; выделяться – не выделяться. Может, именно то, что христианин выделяется из окружающего общества (даже внешне, не только по поступкам), вызывает раздражение подростка, желающего выглядеть современным в обществе сверстников? Надо быть и нам учителям готовыми к такому повороту событий. Проводить беседы таким образом на религиозную тематику, чтобы ребенок любого возраста не стыдился быть православным христианином.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Без Божьего благословения, без постоянной работы над собой, без самовоспитания ничего не получится. Процесс этот долгий, но итог труда увлекательный. В период такого нравственного оздоровления, дети набираются нравственных качеств максимально, ведь, приобретая эти качества, они проявляют терпение, смирение, трудолюбие и взаимовыручку.

Личный пример всегда был в обществе значимым и необходимым. В этом году я совершила паломническую поездку по святым местам, побывав в Дивеево, в Покровском женском монастыре у Матронушки московской, в Сергиеве Посаде в Сергиевой Лавре, в Гефсиманском скиту и вОптиной Пустыне. Прикладывалась ко святым мощам, погружалась в святые источникии молилась о благополучии своих родных, близких, о детях, которых учу. Эту поездку я совершила еще и по той причине, что в Украине в Луганске и в Луганской области проживают мои родственники в районе боевых действий. В Украине продолжается гражданская война, которая почему-то называют украинским кризисом. Война  унесла тысячи жизни военных и не меньшее число мирных граждан. Сердце болит за каждого погибшего, за свой любимый Луганск, который мне дорог тем, что это место моего детства и отрочества. Идет общая молитва во всех православных храмах, во всех монастырях за украинский народ с одной только просьбой – восстановления мира в Украине. Я уверена, что Бог услышит эти молитвы, проявит свою милость и остановить безумие в стране, остановит кровопролитие. Наша любовь к своему братскому народу поможет положить конец войне и воцарится мир во имя Господне! Война внутри страны происходит из-за его духовногоне здравия. Я хочу, чтобы молодежь России могла делать выводы, изучая эту войну. Нет ничего дороже для Бога как здоровая миротворческая составляющая души и умакаждого человека на планете.Я, какправославный педагог, советую подросткам читать Евангелие, где самим Богом проповеданы правила поведения человека, христианского образа жизни, морально здорового субъекта, пришедшего в этот мир по воле Божьей. Оберегая себя от пороков нашего бытия,и, оберегая других во имя светлой жизни, во имя нашего духовного здоровья, мы сохраняем, Богом созданный мир, в такой же чистоте и красоте, каким его Он создал для нас! Храни всех, Господь!



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт