Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Православные традиции воспитан...

Православные традиции воспитания в казачьей семье


Демидова Валентина Владимировна

МБОУ КСОШ имени Героя Российской Федерации Владимира Ильича Шарпатова, г. Новый Уренгой

 

"Славная история казачества не должна остаться музейным экспонатом, она должна быть актуализирована. Однако его возрождение на первых порах сопровождалось возрождением внешних атрибутов и факторов. Считаю, что без возрождения веры ничего не получится, не будет никакого казачества, будет форма, будет еще один род войск, непонятно какой, а казачества не получится, потому что в центре жизни казака всегда лежит глубокая вера", — сказал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл на встрече с атаманами в Свято-Даниловом монастыре.
История казачества неотделима от истории России, в жизни которой казаки играли очень важную роль. Основная часть казаков – донских, кубанских, уральских, служила Российскому государству верой и правдой. Перед казачеством, также, как и перед народом стоит одна задача – возрождать Россию. Наша страна должна стать сильной не только в экономическом и в научно-техническом смысле, но еще и духовной – базирующейся на исторических традициях и опыте державой. Казачество может сыграть серьезную роль в патриотическом воспитании молодежи, привить ей чувство служения Отечеству, которое в последние десятилетия постоянно принижалось и разрушалось. 
В Российской Федерации, с конца 80-х годов прошлого столетия началось возрождение традиций, культуры и быта казаков, появились казачьи организации. 3 июля 2008 г. президентом РФ была принята концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, в которой говорится, что целями государственной политики Российской Федерации в отношении казачества являются: становление и развитие государственной и иной службы российского казачества; возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания казачьей молодежи.
9 февраля 2010 г. президент России Дмитрий Медведев утвердил удостоверение, форму одежды и чины казаков, а также герб и знамена войсковых казачьих обществ. 
Сегодня российское казачество – это граждане Российской Федерации, относящие себя к казакам (прямые потомки казаков, а также граждане, изъявившие желание быть членами казачьих обществ). Казачьи общества и общественные объединения российского казачества созданы на территории более 70 субъектов Российской Федерации. По предварительным оценкам, российское казачество насчитывает около 7 млн человек. 
С усилением роста национального самосознания, современная наука все чаще обращается к памятникам, культурным традициям, в частности, традициям казачества, как средствам воспитания, подрастающего поколения. 
Традиция – понятие многогранное. Оно проявляется в детерминирующем действии прошлого на настоящее и будущее. С одной стороны, прошлое поэтому и является прошлым, потому что она уже было, но нельзя не признать, что прошлое сохраняется и в настоящем, оказывает определенное влияние на действительность и таким же образом живет. Поэтому в научном смысле слова, прошлое следует интерпретировать как особую форму бытия. Традиция и выражает жизнь прошлого в настоящем и будущем. 
Такие теоретики культуры, как М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев и В.В. Познанский утверждают, что самобытность культуры станы является важнейшим фактором национального единства и солидарности, что связь настоящего с прошлым – традициями и достоянием общества – способствуют самобытности, охране культурного наследия и соединению их с потребностями развития общества. В своих работах ученые подчеркивают, что без традиций невозможно ни творчество, ни новаторство. То, что сохранила в себе культура в виде традиций, подтверждает свою значимость для общества, пользу для личности. [2; 60]
Россия – государство многонациональное. На знаниях истоков казачества, его традиций и народного фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре других народов. 
Во избежание духовно-нравственного кризиса и обеспечения прогрессивного развития общества, необходимо воспитывать новое поколение опираясь на мудрые, проверенные временем традиции, формировавшиеся веками и опирающиеся на духовный фундамент, веру в Бога. 
Целью исследования – раскрыть особенности формирования нравственной воспитанности школьников на православных традициях казачества.
Гипотеза исследования – если создать необходимые условия для почитания православных традиций казачества, то это позволяет способствовать развитию духовно-нравственной воспитанности школьников.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
- выявить воспитательный потенциал казачьих православных традиций в условиях кадетской школы имени Героя Российской Федерации В.И. Шарпатова;
- показать и обосновать положительное влияние православных традиций в казачьей семье в условиях функционирования современной кадетской школы;
- способствовать созданию необходимых условий, обеспечивающих эффективное использование православных казачьих традиций в духовно-нравственном воспитании школьников.
Духовно-нравственное воспитание человека начинается с раннего возраста в семье. Именно в окружении родных ребенок начинает познавать Бога, мир, совершает поступки, опираясь на знания и опыт, полученные в семье. Колоссальный опыт воспитания подрастающего поколения бережно сохранило и донесло до наших дней православное казачество. Казачье сословие никогда не имело специфической идеологии, но ему присущи свои характерные особенности. На протяжении столетий, народ относился к казакам с большим уважением и любовью. У казака нет национальности, его главное призвание – хранить и защищать духовно-нравственные православные ценности. Православная вера и любовь к Отечеству всегда были главными приоритетами казачества. Отдавая присягу, казак, в отличие от солдат, дает еще и обещание самому Богу. Это значит он пожизненно несет ответственность перед Господом.
 Наиболее лучше и лаконично основные задачи духовно-нравственного воспитания в казачьей семье раскрывают его Святейшества Патриарха «Без хранения веры, без духовной ревности, без твердой опоры на духовные и нравственные ценности невозможно не только возродить казачество, но и само казачество невозможно». Эти слова должны стать примером для подражания внутри семьи, воспитывающих высоконравственных патриотов своей Отчизны. 
Святыней брака и основой казачьего общества является семья. Патриархальный уклад в казачьей семье сохраняется на протяжении веков. Здесь строго соблюдается принцип иерархичности. Казаки строго подчиняются атаману, который олицетворяет коллективную волю. Огромную роль в казачьем самоуправлении играли старики, они были совестью и памятью станицы.
Глава семьи у казаков – любящий отец, который готов в любой момент встать на защиту своих близких, Отечества и православной веры. Поступки старших – это образец для подражания с раннего детства. В казачьей семье недопустима дерзость со стороны младших. Кроме заповедей Господних, которые являются морально-нравственной основой устоев казачьих обществ, строго соблюдаются традиции и обычаи. Для казачьей семьи они выступают жизненно-бытовой необходимостью. Частью жизненно уклада были чрезмерное почитание гостя, уважительное к старшим и к женщине. Уже более двух веков поддерживается традиция празднования «Дня казачки», «Дня матери», так как слово «Мама» и слово «Родина» не разделимы в казачьем обществе. 
Детей в казачьих семьях старались воспитать морально и нравственно здоровыми, физически крепкими, с особым трепетным отношением к Отчизне. Отсутствовала в семье казаков и нецензурная брань. Нерадивое отношение казака к совей семье осуждалось в казачьем обществе. Кроме того, семья казака прививает детям чувство личного долга и личной ответственности за моральное и материальное состояние домочадцев и общины. 
В православном воспитании важное место в семье занимают церковные праздники. Духовная жизнь в казачьей семье начинается с крещения. Крещение по традиции ознаменовывалось крестным ходом на реку, где делалась под прорубью «иордань» (украшение). Дети всегда с нетерпением ждут наступления Рождества Христова и Пасхи. Пасха – самый яркий праздник весеннего цикла. Пасхальные торжества начинались с вербного воскресенья. В городах и станицах устраивались ярмарки с различными представлениями: скоморохи, купальные представления. Детям покупали подарки и обновки. Веточкой цветущей вербы им били по лицу и приговаривали: «Верба из-за моря, дай верба здоровья! Верба, хлест, бей до слез, не я бью, верба бьет. Бери хворостинку, выгоняй скотинку!». По народному поверью эта процедура имела целебную силу – пыльца, подающая на слизистую оболочки носа и глаз, вызывала чихание и появление слез. Организм ребенка резко взбадривался. Особое внимание также уделялось обрядовой еде – куличам, сырной пасхе и «писанкам», красиво расписанным натуральным или сделанным из сахара яйцам. [2; 61]
Троица – еще один православный праздник, когда чествуют распустившуюся растительность, чтобы обеспечить ее рост и плодоношение. Раньше, для этого обязательно под Троицу в субботу косили траву и расстилали ее в курене. Девушки на праздник надевали венки из трав и цветов, гуляли в них, а потом бросали в реку чтобы узнать в какую сторону предстоит выйти замуж.
Как общественный праздник отмечался день Покрова Пресвятой Богородицы. В это день устраивали скачки, состязания и обязательно устраивался поминальный обед с выпивкой и песнопением в память об усопших. [2; 62]
Масленица – неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в календаре зиму и весну. По православным пасхалиям празднование Масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели. Являясь древнейшим праздником, Масленица объединила языческие и христианские верования. Целую неделю распевались народные песни, казаки ходили друг к другу в гости на блины. Организовывались показательные скачки и стрельбы. Весельем на Масленицу были охвачены все. Каждый чувствовал себя членом единой казачьей семьи.
Действие целительной Божией благодати формирует уникальное казачье самосознание и помогает молодым людям, опирающимся на казачьи обычаи и традиции, выбирать правильные жизненные пути в атмосфере вседозволенности и духовной скудости. Благодаря духовно-нравственным традициям казачества, молодые люди идут своей дорогой к Богу.
Основу морально-нравственных устоев казачества составили десять Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по-простому поучали их: не убий, не укради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, уважай родителей, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, заботься о детях своих, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи Веру православную: очищай душу свою от грехов через покаяние и причастие, соблюдай посты, молись единому Богу – Иисусу Христу и добавляли: если кому-то можно грешить, то нам нельзя – мы Казаки.
В любой станице в каждой хате имелся святой угол, где висели иконы, передававшиеся из поколения в поколение.  В каждой семье хранились Библия, Евангелие и Молитвенник. Казаки регулярно посещали церковь. Данная традиция сохраняется и по сей день. 
В основе веры казака лежит глубокая идея любви к ближнему. Казак готов «положить душу свою за други своя». Чувство личной веры, «Бог в душе», не мешало жить казакам по законам общинного братства. [3; 214]
В жизни казаков всегда было место для отдыха. Свободное время проводили по-разному люди разных возрастов. Старейшины занимались играми и развлечениями, смотрели борцовские поединки между двумя борцами, тела которых смазывались жиром. Молодые замужние женщины любили собираться вместе и разговаривать. Их угощали разными плодами и закусками. Молодые незамужние казачки любили петь песни и танцевать. Зимой молодые девушки катались на каталках – скользили на льду с разбега. Основным условием для молодых казачек было не задерживаться на улице до до позднего вечера.
Самобытность народной казачьей культуры основывается на духовности, гармоничном сочетании нравственных, эстетических и интеллектуальных ценностей. Казачьи традиции, передаваемые из поколения в поколение, указывают на наличие определенной самобытной системы воспитания. Кроме того, духовно-нравственное воспитание на традициях казачества является одним из направлений регионального компонента содержания образования и перестройки внеклассной работы на основе ознакомления обучающимися с семейно-бытовыми, культурными, военными традициями, закрепленными в обрядах, песнях, танцах промыслах, ремеслах.
Наиболее ярким примером реализации данного компонента является появление в современной системе образования казачьих кадетских корпусов и кадетских казачьих классов. 
В кадетской школе имени Героя Российской Федерации Владимира Ильича Шарпатова семь кадетских казачьих классов. Первый казачий класс в школе появился в 2006/2007 учебном году, инициатором открытия которого стало Новоуренгойское городское казачье общество. Казачьи классы формируются с первого класса. Позднее, когда ученики заканчивают начальную школу, статус класса не меняется. Целю создания классов казачьей направленности является патриотическое воспитание школьников через возрождения у молодого поколения традиционных казачьих семейных ценностей, готовности выполнять свой гражданский долг. Наряду с общеобразовательными дисциплинами, учащиеся знакомятся с историей, бытом и культурой казаков, а также православными традициями. Большое внимание уделяется спорту и строевой подготовке обучающихся. Кроме того, кадеты-казаки учатся управляться с шашкой, главным оружием казака, имеющее символическое и священное значение. Народные казачьи танцы и песни тоже неотъемлемая часть внеурочной деятельности кадет. 
Свои умения, обучающиеся демонстрируют не только на общешкольных мероприятиях, но и на региональной площадке. Так, например, с 26 по 29 сентября в г. Кургане прошел седьмой смотр-конкурс строя и песни на звание «Лучший кадетский класс УРФО». Данный конкурс проводится в целях повышения роли российского казачества в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и готовности к служению Отечеству, выявления и распространения успешного опыта по внедрению культурно-исторических традиций казачества в практику работы образовательных организаций, воспитание казачьей молодежи гражданственности, высокой духовности и морально-нравственных качеств. От Ямало-ненецкого округа участвовала команда кадет МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И. Шарпатова г.Новый Уренгой. Каждый год на участие ребят в конкурсе благословляет отец Андрей, в сентябре 2018 г. состоялась очередная встреча участников конкурса с отцом Андреем, на которой присутствовали еще два священника. В дороге ребят  
всегда сопровождает икона «Георгия Победоносца. Ребята продемонстрировали свои навыки в нескольких конкурсах «Смотр строя и песни», «Визитная карточка» и творческий конкурс на лучший казачий танец и казачью песню. 
 А в целом, кадеты показали себя в восьми видах военно-спортивных дисциплин. По итогам смотра-конкурса команда кадет-казаков заняла 1 место в «Строевой подготовке», 2 место «Лучший казачий танец», 3 место «Лучшая казачья песня», 3 место в конкурсе «История казачества», 3 место в «Военизированной эстафете». Таким образом, от первого места команду кадетской школы отделяли 3 балла, а от 2 и 3 места – 2 балла. В итоге, команда заняла общекомандное 4 место.
Следует отметить, что кадеты-шарпатовцы с того времени, как школа получила статус кадетской, приняли участие в 30 региональных, Всероссийских, Международных гражданско-патриотических мероприятиях. Кадеты-казаки - неизменные победители регионального этапа ежегодного смотра-конкурса «Лучший казачий кадетский класса УРФО», трижды (2011г., 2013г., 2015г.) – победители окружного этапа ежегодного смотра-конкурса «Лучший казачий кадетский класса УРФО». В 2016 и 2017 г. команда кадет школы приняла участие во Всероссийской спартакиаде допризывной казачьей молодежи, где стала призером конкурса по строевой подготовке. В 2017 году кадетская школа стала лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший казачий кадетский корпус» в номинации «Казачьи школы. За лучшую организацию по формированию здорового образа жизни». 
Смотр-конкурс на звание «Лучший казачий кадетский класс Уральского федерального округа» для современных кадетов является ступенью к будущим взрослым победам, достойной школой воспитания мужества, силы характера, честности и патриотизма.
 
Говоря о семейных традициях, следует отметить, что традиции семейного воспитания в настоящее время уходят на второй план. Поэтому настолько важным и необходимым является вовлечение родителей и законных представителей в учебно-воспитательный процесс современной школы. В единственной кадетской школе на Ямале идет активная работа по данному направлению. Праздник «Национальные подворья» - одно из самых обширных внеурочных мероприятий, где казачье подворье занимает особое место.  Дети наряжаются в национальные костюмы, оформляют подворья согласно быту своей народности, исполняют песни и танцы, вместе с родителями готовят национальные блюда. Это уникальная возможность не только узнать о казачьих традициях, познакомиться с бытом и их культурой, но и провести день вместе, так как большую часть времени родители находятся на работе. 
Благодаря данному мероприятию дети учатся толерантности и уважению к различным культурам и национальностям. А на фоне возросшей межнациональной агрессии – это просто необходимый элемент воспитательной работы в кадетской школе. 
За последние 11 лет казачество города и округа стало неотъемлемой частью кадетского воспитания. В ноябре 2014 и 2015 г. на базе школы проводился окружной Казачий круг. Последний раз окружной казачий Круг в кадетской школе состоялся в апреле 2018 г. на пасхальной неделе. Данная встреча оказалась знаменательной, так как в МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И. Шарпатова отцом Андреем был освещен музей православной культуры.
   
Данный музей был создан в кадетской школе совместными усилиями родителей и детей. Давно уже в школе было не малое количество икон, подаренных казаками и родителями, а также были собраны предметы казачьего быта. Три года назад на освещении Богоявленского собора в г. Новый Уренгой, патриарх Кирилл подарил кадетам 2 книги, собственноручно подписанные, а остальные книги принесли родители, которые хранились в семье на протяжение нескольких лет как семейная реликвия.
 
  
Таким образом, в большие церковные праздники, не только кадеты-казаки, но и все православные дети могут зайти в музей почитать молитвы и помолиться перед иконами. У кадет развиваются духовные потребности и эмоционально-чувствительная сфера, они узнают о православии как о социальном явлении культуры. Ведь Православная вера и любовь к Отечеству – главные приоритеты казачества и его духовно-нравственные основы.
В завершение, необходимо отметить, что православные традиции воспитания в казачьей семье и школе позволяют привить учащимся духовно-нравственный иммунитет против пошлости и аморальности: в них заключено высокое целомудрие, добро и правда, высокая духовно-нравственная культура и патриотизм.
Казачьи классы – наиболее успешная форма воспитания молодежи в русле любви к России, малой родине и Вере Православной. Воспитывая молодежь на казачьих традициях, мы придем к реализации современного национального воспитательного идеала - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [4; 1]
 
 
Список используемой литературы
 
1. «Концепции государственной политики в отношении российского казачества» (принята Президентом РФ Д. Медведевым 3 июля 2008 г.)
2. Дзюбан В.В. Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи. Вестник ГКУ имени Н.А. Некрасова №2, 2012.
3. Бахтин М.М.  Эстетика словесного творчества. – М.: искусство, 1979 г. – 423 с.
4. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. - № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации. 
5. Чугунов С.М. История казачества на Урале. – Оренбург,2003. – 232 с.
 
Интернет-источники:
1. https://ria.ru/religion/
2. http://xn---2-6kc3bfr2e.xn--p1ai/metrab/razrabotkaurokov/36-kazachi-pravoslavnye-semeynye-tradicii-razrabotka-uroka-uchitel-andriyanova-lv.html
3. http://kazak56.ru/duxovno-nravstvennoe-vospitanie-podrastayushhego-pokoleniya-v-kazachix-semyax.html
4. https://kurganobl.ru/content/v-kurganskoy-oblasti-vybrali-luchshiy-kazachiy-kadetskiy-klass-uralskogo-federalnogo-okruga


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт