Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Проблема повышения качества ма...

Проблема повышения качества математического образования и пути её решения в городе Лабытнанги


Ремезова Елена Ивановна
учитель математики
МАОУ СОШ №1
г. Лабытнанги

Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетия является повышение качества образования. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее – это умение пользоваться этим материалом.

В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации учителей, и от качества методической работы, и от качества внутришкольного управления.

У каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить – насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи?

Чтобы получить на эти вопросы объективные и конструктивные ответы, учителя математики города Лабытнанги восьмого сентября 2015 года собрались на секционное заседание педагогической конференции муниципальной системы образования для обсуждения результатов государственной итоговой аттестации и путей повышения качества математического образования.

Основной государственный экзамен и единый государственный экзамен выявили существенные проблемы в первую очередь в массовом математическом образовании – существенный процент учащихся не осваивает программы, не овладевает базовыми математическими компетенциями.

Анализ выполнения проверяемых элементов содержания показал, что и выпускники 11 классов и выпускники 9 классов города Лабытнанги плохо справились с заданиями, содержащих одни и те же элементы (таблица 1).

 

9 КЛАСС

11 КЛАСС

Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений

Уметь выполнять вычисления и преобразования

Уметь решать уравнения, неравенства и их системы

Уметь строить и исследовать простейшие математические модели

Уметь строить и читать графики функций

Уметь выполнять действия с функциями

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

Описывать реальные ситуации  на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

 

При этом на результаты государственной итоговой аттестации не зависят ни от педагогического стажа учителя, ни от квалификационной категории. Главное, что определяет качество нашего математического образования – наши учителя, которые сами не только знают и любят математику, но имеют такую систему работы, которая позволяет выпускникам получить хорошие результаты на экзаменах.

Поэтому из одних путей решения проблемы повышения качества математического образования учителя города Лабытнанги построении такой работы, которая позволит обеспечить индивидуализацию обучения – уделить достаточно внимания тем, кому математика нужна для продолжения образования, восстановить или освоить заново базовые математические навыки тем, у кого есть проблемы, обеспечить интересные занятия для гуманитариев. При этом при подготовке выпускников к экзаменам большую роль играет умение устного счета, поэтому и всистема работы каждого учителя должна включать в себя методы и приемы для формирования данного умения.

Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, необходимо сделать учебный процесс максимально эффективным.Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Учеными доказано, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% – из того, что видит, 70% – из того, что проговаривает, и 90% – из того, что делает сам. Поэтому применение технологий и подходов развивающего обучения становится как никогда актуальным, поскольку оно осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности.

Так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении, поэтому большее место в образовательном процессе на сегодняшний день занимают информационно – коммуникационные технологии. Главным преимуществом этих технологий является наглядность. Использование ИКТ на уроках математики позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решить проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

Учителя города пришли к выводу, что использование инновационных технологийтакже является одним из путей повышения качества образования.

В условиях подготовки к государственной итоговой аттестации большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю за достижением уровня обязательных результатов обучения. Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Необходимо включение в изучение текущего учебного материала и содержание текущего контролязаданий, соответствующих экзаменационным заданиям. Итоговое повторение необходимо построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Немаловажным при подготовке к  экзаменам является повышение мотивации учащихся. Проведение тренировок экзаменов является одним из способов позволяющих формировать психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным. Важно также проводить такие тренировки в условиях максимально приближенных к реальным, то есть на уровне муниципалитета и желательно начинать с восьмиклассников. Это позволит, как можно раньше выявить пробелы в знаниях, психологической готовности к контролю знаний в такой форме, а выпускники и их родители смогут увидеть уровень знаний и определиться формой подготовки к экзаменам.

В итоге обсуждения проблемы повышения качества математического образования учителя города Лабытнанги сформулировали следующие пути решения данной проблемы:

1.              создание системы работы учителя, которая позволит  обеспечить индивидуализацию обучения;

2.              формирование умения устного счета, позволяющего на экзамене существенного экономить время;

  1. применение технологий и подходов развивающего обучения;

4.              использование информационно-коммуникационных технологий;

5.              повышение мотивации выпускников и их родителей при подготовке к экзаменам;

6.              проведение как можно раньше тренировочных экзаменов в условиях, максимально приближенных к реальным.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт