Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Проблема

Проблема


Фамилия, имя, отчество (полностью)   Публичко Валентина Алексеевна

Название места работы/учёбы  МБОУ «СОШ №12»

Наименование муниципального образования  г. Ноябрьск                      

Наименование населённого пункта                   г. Ноябрьск                      

 

 

 

У современного общества множество проблем. Одни решаются далеко в Москве нашими депутатами, другие – в самой обычной семье. Но всегда и во все времена самой главной проблемой любого общества была проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Каких только клубов по интересам и спортивных секций не создают сейчас для подростков, чтобы как-то занять их досуг, призвать вести здоровый образ жизни и приобщить к прекрасному. Однако проблема, на мой взгляд, всё-таки остаётся. В чём же причина? В чём ошибается современное общество, решая проблему воспитания?

Во времена моего детства, в семидесятые-восьмидесятые годы, проблема воспитания подростков и приобщения их к труду, искусству и спорту решалась немного иначе, чем сейчас.

Мне часто вспоминается то беззаботное время, когда я с родителями жила в деревне, где всё благоухало зеленью, от пруда веяло свежестью, по утрам дружно орали петухи и ревела скотина. А по грунтовой деревенской дороге только в выходные дни проезжали редкие машины.

Одним из самых важных и удивительных событий для всей деревенской ребятни, вечно занятой какими-то «самыми нужными» делами, испачканной в дорожной пыли, с не просыхающими от постоянного купания в местном пруду волосами, было, бесспорно, появление тимуровцев или гайдаровцев (так их тогда называли). Эти ребята приходили в деревню в поход из пионерского лагеря, расположенного километрах в двенадцати от села.

Лагерь носил гордое и громкое название: «Пионерский лагерь имени А.П.Гайдара». Мы часто ездили туда на велосипедах, смотрели через высокий забор на огромные белоснежные корпуса, детские игровые площадки и внушительную вывеску с названием лагеря и портретом самого писателя. Отдыхали там дети из закрытого тогда города, поэтому всё происходящее за забором казалось нам,  деревенской ребятне, каким-то неземным. Им, городским,  нельзя было выходить за забор, а деревенским - заходить на территорию лагеря. Лишь когда гайдаровцы сами со старшими вожатыми приходили в деревню в поход, местная ребятня могла пообщаться с этими удивительными ребятами.

Недалеко от села ставили они палатки, готовили себе обед на костре, посещали деревенский клуб и знакомились с местным населением. Каждое утро тимуровцы ходили по домам и спрашивали у одиноких старушек, не надо ли им помочь по хозяйству. А потом деревенские ребятишки с раскрытыми от удивления ртами наблюдали, как эти городские, чистенькие, никогда не видевшие русской печки и не державшие в своих руках лопату и грабли мальчишки и девчонки таскали старушкам дрова, мыли полы, пололи и поливали грядки – помогали, чем могли. Потихоньку «наблюдатели» тоже втягивались в эту игру: по-деревенски ловко и умело мотыжили горбатой старухе картошку, учили городских девчонок скоблить некрашеные деревенские полы и показывали, как правильно держать грабли. А потом вместе с гайдаровцами дружно уплетали теплый, только что вытащенный из печки чёрный хлеб с парным молоком или огромные, с пупырышками, свежие огурцы, которыми добрая хозяйка любезно благодарила всех за помощь.

Но главная цель похода гайдаровцев заключалась в следующем. В километре от лагеря находилась тимуровская станция юннатов, где ребята выращивали фрукты и овощи, разводили кроликов. Кроме этого на станции руками пионеров был создан краеведческий музей. Экспонаты тимуровцы добывали сами. Ведь после оказанной помощи любая бабушка с радостью откликалась на просьбу ребят подарить для музея какие-нибудь старинные ненужные вещи. Старухи лезли на чердак или на сеновал, открывали амбарные сундуки и доставали оттуда кто прялку, кто домотканую юбку с вышивкой на подле, маленький чугунок, сшитые каким-то неизвестным сапожником старые сапоги и много чего другого. Всю эту утварь гайдаровцы бережно очищали, отмывали и располагали в своём музее, а потом сами проводили экскурсии для младших ребятишек, для деревенских жителей. В музее было очень интересно послушать историю мордвы, узнать, какие растения и животные обитают в местном заповеднике.

Каждый побывавший в походе отряд вел свою летопись – своеобразный альбом, куда ребята вклеивали фотографии, сделанные в походе, записывали девиз, название своего отряда, отчитывались в проделанной работе. Эти альбомы тоже хранились в музее на станции юннатов.

Прошли годы. Судьба забросила меня очень далеко от тех мест, где прошло моё детство. Недавно мне удалось побывать в «Гайдаре». Лагерь и теперь функционирует. Корпуса такие же огромные и белые, детская площадка такая же яркая, детишки всё те же: городские, нарядные, чистенькие, не умеющие держать лопату и грабли. Вот только не знают они, что совсем недалеко от лагеря есть станция юннатов, а вернее, то, что от неё осталось: заброшенные, заросшие травой огороды, развалившиеся сараи, одичавший от времени сад. Музея теперь тоже нет.

Некоторые экспонаты вывезли, некоторые растащила местная ребятня, иные вместе с пионерскими фотоальбомами пылятся в полуразрушенном сарае. С фотографий смотрят на меня весёлые лица ребят-тимуровцев в галстуках и пилотках. В руках мотыги, носилки, а вот и стол на траве, на нём банка молока и толстые пшённые блины.

Сейчас уже дети тех тимуровцев отдыхают в «Гайдаре». Вспоминают ли их родители о своей веселой трудовой юности, рассказывают ли своим детям, что когда-то был музей, который они создали своими руками? И знают ли тимуровцы-гайдаровцы о том, где теперь пионерские альбомы с их детскими фотографиями?

Интересно, как теперь руководство лагеря решает проблему воспитания в детях чувства прекрасного, прививает любовь к труду, интерес к истории своей малой родины, если чудесный опыт наших родителей так бесславно забыт и разрушен?

По-моему, проблема воспитания подрастающего поколения, проблема нашего «оздоровления», «окультуривания», развития духовности и душевности так и не сдвинется с мёртвой точки, пока перед детскими глазами будут разрушенные памятники, музеи, заброшенные деревни и старики, просящие милостыню в переходах.

Конечно, у современного общества множество проблем. Но разве воспитание детей, их духовное развитие не самая важная проблема? Ведь от того, какими они вырастут, зависит Будущее!


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт