Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Проблемы в изучении русского я...

Проблемы в изучении русского языка как составляющей гуманитарного образования


Терентьева М.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»,

г. Губкинский

 

Гуманитарный – имеющий целью развиватьвысшие

человеческие свойства, облагораживать ум и сердце …

Павленков Ф.Ф.[1]

В последнее время дискуссии на тему гуманитарного образованияразвернулись с новой силой, потому что вновьназрел вопрос о падении уровня образованности, культуры, потому что из обучения стала выпадать гуманитарная составляющая образования, которая «позволяет человеку стать личностью, овладеть культурой и иметь возможность реализовать себя, свои способности в интересах как самого себя, так и своего окружения, общества и государства» [2]. Стремясь следовать современным требованиям к уроку, состоящим из 38 пунктов по ФГОС, учителю всё чаще не достает времени для поиска материала с целью гуманизации учебного процесса, повышения духовного интеллекта и развития гуманного мировоззрения обучающихся – составляющих гуманитарного образования. А технические и методические инновации, даже самые передовые, не могут справиться с этой задачей, т.к. человеческий фактор в формировании личности ребенка ничто не может заменить.

Кандидат психологических наук, руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ и глава центра «Диагностика и развитие способностей» Людмила Ясюкова более двадцати лет следит за интеллектуальным развитием обучающихся. В интервью «МК» в Питере» она рассказала, почему современным детям так сложно даются знания. Одна из причин – несформированность «понятийного мышления. Это умение выделять суть явления, видеть причину и прогнозировать последствия, способность систематизировать, обобщать информацию и строить целостную картину» [3].

Результаты регионального мониторинга по русскому языку, школьного и регионального мониторингов читательской грамотности в 5-х классах осенью 2017 показали невысокий уровень понимания текста (в том числе выражающееся в таких заданиях: озаглавить текст, назвать основную мысль текста), умения составлять небольшой связный текст на заданную тему, умения высказать свое мнение и обосновать его – 64% обучающихся не справились с данными заданиями или не приступили к их выполнению. Оказывается, недостаточно работать только над тем, чтобы школьники получили в процессе обучения какие-то практические навыки, которые помогут им адаптироваться к жизни. Важно формировать и понятийное мышление, которое «незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи» [4].

Успешному развитию понятийного мышления на уроках русского языка способствует, бесспорно, работа с текстом. Проанализировав учебник русского языка для 5-го класса [5] на наличие соответствующих текстов, сделала вывод, что тексты, необходимые для формирования чувства доброты, милосердия, справедливости, любви к Родине, языку, для развития благородных качеств, надо искать в других источниках. Из 838 упражнений 72 текста о природе, о животных, в основном состоящих из 5-6 предложений, описательного характера. Задания к ним традиционные – списать, вставить …, подчеркнуть …, выписать …, выполнить … – необходимы для отработки навыков правописания. Однако ко многим текстам нет вопросов, например, о значимости прочитанного, об основной мысли текста, о художественных особенностях.

Значительным личностям и их вкладе в развитие русского языка посвящено 7 текстов (вполне достаточно для 5 класса), но предлагается лишь пересказать текст. Реконструированный текст порой с новыми сложными лингвистическими понятиями не отложится в памяти ученика, а значит, не вызовет желания задать вопросы по теме, не повлияет ни на развитие мышления, ни на запоминание имени ученого.

О языке, его ценности, особенностях – 5 текстов в начале учебника, но для раскрытиянекоторых положений пятиклассникам потребуются дополнительные разъяснения, которых нет ни в самом тексте, ни на последующих страницах. Чаще звучат общие слова о языке, неспособные пробудить в ученике внимания и любви к языку.

О добром отношении к животным только 9 текстов (столько же текстов с описанием дождя) – только здесь и появляется возможность побеседовать о качествах настоящего человека, о ценности жизни, об истинном благородстве. Ребята с живым интересом воспринимают подобные тексты, с удовольствием говорят о героях, рисуют в воображении портреты персонажей, приводят примеры из собственной жизни. О том, что дети получили недостаточное воспитание в вопросе отношения к братьям нашим меньшим, говорит, например, такой факт: в учебнике есть текст для изложения о старой собаке и хозяине, который привел в дом щенка, и ученикам предложено продолжить текст – половина ребят «выгнала» старую собаку из дома.

Отсутствует интерес у ребят к текстам в учебнике о Родине и войне, и в этом виновато не их равнодушие – каждая из тем, к сожалению, «заслужила» только по одному тексту в 4-6 предложений, несущих общую сухую информацию. И, чтобы «развивать высшие человеческие свойства», пробуждать патриотические чувства, приходится искать тексты у других авторов, в других учебниках. Это уже будут тексты для диктантов, изложений.

Читательский интерес авторы названного учебника пытаются пробудить с помощью одного маленького текста о книге, содержащего ничего не значащую информацию. А ведь о значении книг, их роли в жизни человека так много интересных, занимательных, волнующих текстов. Нет читателя – нет культуры – нет гуманитарного развития – нет гуманного общества.

Что же предложить учителям? Провести «ревизию» учебника, по которому работает учитель. Выстроить перспективу работы с текстами вне зависимости от используемого учебника. Не ставить на первый план скоростное чтение или пересказ текстов – лучше задавать вопросы о прочитанном. Это научит ребенка рассуждать, доказывать свою точку зрения, правильно формулировать свои мысли. Недаром С.Я. Маршак писал о воспитании «медленного читателя». И тогда новые знания прекрасно укладываются в систему развития логического мышления (о необходимости которого в образовательном процессе говорил советский психолог Л. Выготский).

Речемыслительные пятиминутки (объяснить пословицу, поговорку, афоризм) в начале урока помогут обучающимся не только «перестроиться» на урок русского языка, но и пробудить новые мысли, сформировать новый взгляд на устоявшиеся понятия, вызовут желание задать вопрос. Трудная задача – научить детей задавать вопросы. Но их стремление узнать больше – показатель интеллектуального роста сознания ученика: создавая вопрос, обучающийся одновременно готовит и ответ-текст.

Включение в каждый урок предложений-рассуждений о величии Родины или о значимости книги, или о ценности хлеба, или о благородстве подвига..., а возможно использование одной из нравственных тем в течение всего урока в разных видах заданий.

Понятия нравственности, мыслительные способности могут сформироваться, развиться только в условиях постоянной работы над ними и в контексте общества, культуры, истории. Общекультурная безграмотность, к сожалению, имеет широкое распространение в обществе. И только человек с гуманитарным мышлением может быть способен противостоять духовному распаду.

Список литературы

  1. Павленков Ф.Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка 3-е изд. – СПб., 1911. – 368 с.

  2. Мардахаев Л.В. Гуманитарная составляющая в подготовке выпускника вуза [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://goo.gl/8QRe9L.

  3. Ясюкова Л.А.Почему наши школьники деградируют. Интервью «МК» в Питере» / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://spb.mk.ru/ http://www.online812.ru/

  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт, 2000. –  350 с.

  5. Русский язык. 5 класс. Учебник. ФГОС: учебник для общеобразовательных учреждений. Разумовская М. М., Капинос В. И., Львова С. И. и др.; под ред. Разумовской М. М., Леканта П.А.– М.: Дрофа, 2012. – 317 с.

 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт