Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Проблемы диагностики одарённых...

Проблемы диагностики одарённых детей


Беликова В. Н.

Беликова Валентина Николаевна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного
образования детей «Станция юных натуралистов»
Салехард, ул.Маяковского, 26
syn@edu.shd.ru
4-28-80

Выражения «одаренный ребенок», «одаренные дети» - весьма условны: они фактически обозначают умственные преимущества на данном возрастном этапе. Строго говоря, понятие «одаренность» должно было бы применяться лишь в тех случаях, когда выдающиеся свойства ребенка предстают как реальная предпосылка стать со временем одаренным взрослым. Но судить об этом в годы, когда индивидуальное еще недостаточно отделено от возрастного, на время возникающего, чрезвычайно трудно. Следует в полной мере учитывать, что когда речь идет о детях, то проявления их интеллекта и более частных умственных способностей являются как бы предварительными, только частично раскрывающими внутренний потенциал. Задачу изучения ранних признаков одаренности можно определить так: сквозь возрастные достоинства интеллекта выявить, в той мере, в какой это возможно, уже собственно индивидуальные его черты, в их развитии.

Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.

Само понятие «одаренные дети» нуждается в точном определении.

Ю.З. Гильбург к важнейшим особенностям одаренных детей относит необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и воображения.[1]

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

  • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
  • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
  • Не могут четко развести реальность и фантазию.
  • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
  • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
  • Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Немаловажным фактором, характерным для детей с познавательной мотивацией, является повышенный уровень обучаемости.

Одной из моделей детской одаренности может быть модель, разработанная Л.А. Венгером и его сотрудниками. По этой модели понятие одаренности раскрывается через понятие способности. Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией. В этом случае оценка способностей ребенка дает возможность выявить наличие одаренности и степень её выраженности.[4]

Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей обучающихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Для того, чтобы выявить одарённого ребёнка, нужно:

  • определить, что такое одарённость;
  • в соответствии с пониманием одаренности разработать диагностические методики, позволяющие идентифицировать одаренных;
  • правильно организовать обследование детей.

Выявление одарённых детей - это всегда сложный длительный процесс. Хорошо, если одарённость можно заметить через особые успехи ребёнка в каком-либо определённом виде занятий, например, в рисовании или музыке. С умственными возможностями всё намного сложнее. Выявление одарённости посредством только процедуры тестирования не совсем верно. Тесты креативности, тесты интеллекта и т. п. не могут дать чёткого верного ответа. Высокие показатели по тесту не всегда можно считать показателем одарённости, а полученные низкие значения ещё не доказательство её отсутствия. Так же следует учитывать, что на результат тестирования может влиять эмоциональное состояние ребёнка в данный момент, ситуация тестирования и другие факторы.

Е.П. Торренс, автор одного из самых популярных тестов творчества, не побоялся заявить: полноценный тест творческого мышления невозможен в принципе. Потому что сама сущность тестов противоречит сущности творчества. Тест - это стандартная процедура обследования по заданному набору параметров. А сама суть творчества - выход за рамки заданного и известного, прорыв за пределы стандартов. Поэтому комбинация "тест и творчество" представляет собой, метафорически выражаясь, "лед и пламень". Это такая комбинация, в которой и инструмент измерения (тест), и измеряемое качество (творчество) чувствуют себя максимально дискомфортно. Тест творчества должен быть стандартом измерения способности ломать стандарты. А демонстрируемые человеком акты творчества (то есть нестандартности его мышления) должны выглядеть так, чтобы подпадать под этот стандарт.[9]

И это не единственный парадокс. Вот еще несколько примеров.

Из-за длительности применения (тесты разрабатываются на годы или даже десятилетия вперед) любой тест творчества становится не новым и хорошо всем известным способом оценивать новизну.

Из-за массового применения на множестве людей (смысл тестирования именно в массовом охвате) тест творчества должен стать массовым методом оценки оригинального. Однако массовость противостоит оригинальности. И так далее.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития). К сожалению, в школьной практике достаточно часто ограничиваются оценкой коэффициента интеллекта (IQ), который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. Именно эти тесты, часто вместе с тестами креативности, применяемыми для измерения творческих способностей, чаще всего используются при отборе детей в классы и школы для одаренных.

При этом игнорируется тот факт, что применение тестов интеллекта и креативности имеет ряд ограничений, а именно, большинство тестов интеллекта и креативности созданы не для выявления интеллектуальной или творческой одаренности, а для других целей. В частности, тест интеллекта Векслера предназначался для определения умственной отсталости, тест структуры интеллекта Амтхауэра – для целей профориентации и профессионального отбора, тест DАT – для прогноза академической успеваемости и т.д. Только два теста предназначались для оценки уровня интеллектуальной одаренности. Это культурно свободный тест Кеттелла (версия С) и одна из версий теста Равена. Но их применимость по отношению к диагностике одаренности также подвергается критике специалистами. Что касается тестов креативности, то их показатели также не является единственными и достаточными индикаторами творческих возможностей ребенка.[6]

Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества других источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» либо «неодаренным».

В концепции одарённости говорится о комплексном психолого- педагогическом мониторинге.

При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми (в школе, во внеучебной деятельности и т.п.);
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • экспертное оценивание поведения детей педагогами, родителями, воспитателями;
  • проведение «пробных» занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
  • организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. [9]

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).

Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.

Справедливости ради нужно отметить, что при наличии солидной нормативной базы, различных программ по развитию одарённости, на моей памяти одарённых детей, добившихся заслуженного признания, единицы.

На разных возрастных этапах жизни ребенка работа с ним по развитию одаренностей будет разная. В начале жизненного пути большую роль в этом процессе играют родители. Они просто обязаны создать условия для проявления одаренности своего ребенка. Вот поэтому многие родители водят своего ребенка в разные спортивные, художественные и другие секции, где ребенок смог бы узнать, найти "свое". Большая роль при этом отводится их личному примеру. Вот несколько примеров из жизни наших земляков.

Семья Ахатовых, в которой оба родителя занимались лыжным спортом, брали с раннего детства Альбину Ахатову на соревнования, ходили с ней на лыжах, покупали хорошее снаряжение. Сейчас Альбина Ахатова успешно защищают спортивную честь, представляя Россию, наш округ, город в разного рода соревнованиях самого высокого уровня.

Практика подсказывает: семья одаренного ребенка - это семья с четко определенными ценностями образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах.

Анжелика Кульмаметьева профессионально занимается вокалом, даёт сольные концерты. Она не сразу пришла к своему призванию. Пробовала себя в разных видах деятельности, но, уже получая профессиональное образование, окончательно убедилась, что это не её, резко поменяла профиль учебного заведения. Родители с пониманием отнеслись к выбору дочери, поддерживали и всячески помогали ей в развитии её способностей.

Как говорят сами повзрослевшие дети, мы бы не были теми, кем стали, если бы не родители, которые во всех начинаниях поддерживали их. Родители выгодно вложили свой «капитал» в детей. Дети стали успешными и это самая главная награда для родителей!

Думаю, что такая стратегия необходима в развитии любого ребенка.

При воспитании одаренного ребенка родителям следует придерживаться золотой середины, с одной стороны не забывать, что у ребенка должно быть детство, а с другой стороны – создавать возможность и поддерживать развитие таланта ребенка.

Гавриилу Лагею повезло с педагогами, которые вовремя заметили и оценили творческие способности у мальчика из тундры и сопровождали его до профессионального становления.

Работа с одарёнными в разных областях и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности МБОУ ДОД СЮН.

В своей работе педагоги МБОУ ДОД СЮН рассматривают познавательный интерес как качество личности и как важный мотив обучения.

В МБОУ ДОД СЮН выявление детей с выраженной познавательной мотивацией начинается на занятиях на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Основная направленность деятельности педагогического коллектива – эколого-биологическая. Очень сложно на ранних этапах обучения диагностировать одарённость детей в данной образовательной деятельности, поэтому мы будем говорить о детях, мотивированных на данный вид деятельности. Это дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в младшем школьном возрасте). Формами выявления подобных детей являются наблюдение, общение с родителями, тестирование, анкетирование.

Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Перед педагогами МБОУ ДОД СЮН стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Педагоги МБОУ ДОД СЮН ориентированы на развитие способностей всех детей.

Проектно-исследовательская деятельность в МБОУ ДОД СЮН является одной из форм организации работы с мотивированными детьми.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучающихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем педагога, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.

Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает:

  • аргументацию актуальности взятой для исследования темы;
  • формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта;
  • обозначение задач исследования в последовательности принятой логики;
  • определение методов исследования;
  • определение источников информации;
  • выбор методологии исследования;
  • выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных;
  • обсуждение полученных результатов;
  • выводы, оформление результатов исследования;
  • обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Обучающиеся рассматривают разные способы работы с информацией, поиска, анализа, систематизации. Несомненно, в процессе работы, они приобретают навыки интеллектуального труда. Учатся сравнивать высказывания, делать выводы, строить гипотезы, формулировать проблемы. Работа над проектами активизирует самостоятельную познавательную деятельность, развивает умение излагать свои мысли аргументированно, расширяет кругозор, формирует историческое мировоззрение.

НОО обучающихся «Перспектива» функционирует в МБОУ ДОД СЮН уже 3 года. В его работе ежегодно участвуют дети, которые проявляют повышенный интерес к проблемам экологии, кто стремится целенаправленно глубоко изучать предметы биологической направленности для решения проблем, связанных с овладением будущей профессией. Итогом работы является ежегодная научно-практическая конференция по защите научно-исследовательских работ. Её участниками являются обучающиеся, с которыми в течение года проводятся индивидуальные занятия по программе индивидуального сопровождения и управления научными исследованиями обучающихся «Эврика».

Программа индивидуального сопровождения и управления научными исследованиями обучающегося «Эврика» построена по модульному принципу. В данном случае модуль – это целевой функциональный узел, представляющий собой работу научного руководителя и обучающегося над конкретным исследовательским проектом. Исследовательские и информационные презентации представляются обучающимися с последующей защитой. Работы носят разнообразную тематику.

Научно-практическая конференция – результат деятельности педагогического коллектива по развитию у детей способностей к исследовательской деятельности в эколого-биологической направленности, а так же творческих способностей, креативности, коммуникативных умений и навыков, интеллекта. Дух соревновательности позволяет формировать стремление к здоровой конкуренции, наглядно демонстрирует результативность совместной деятельности обучающихся, руководителей.

В планах работы педагогического коллектива МБОУ ДОД СЮН реализация основных образовательных программ, интенсивных образовательных программ, содержание которых будут способствовать удовлетворению запросов мотивированных обучающихся с повышенным уровнем обучаемости и их родителей в конкретной образовательной области эколого-биологической направленности.

Литература

  1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: МИОО, 1991.
  2. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М.: Изд-во МПСИ 1991.
  3. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М.: Айрис-пресс.1997.
  4. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред.Н.C.Лейтеса. – М.: Педагогика 2000.
  5. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., Просвещение, 2000.
  6. Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
  7. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М.: Педагогика 1990.
  8. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., Просвещение, 2004.
  9. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2004. - № 11. - С. 3-20.

Интернет-ресурсы

  1. "Дар" Центр по работе с одаренными детьми. г. Ростов-на-дону
  2. Савенков А.И. "Одаренные дети в детском саду и школе"

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт