Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Проблемы духовно-нравственного...

Проблемы духовно-нравственного и гражданского становления молодёжи


Менх Наталья Андреевна
педагог-психолог
муниципальное бюджетное учреждение центр по работе с детьми, подростками и молодёжью «Факел»

Современному обществу известно, что человек сочетает в себе три составляющие: тело, душу и дух. В настоящее время люди научены следить за телом. Бывают случаи, когда человек уделяет телу особое внимание и в мыслях и в повседневных планах. Нередки и рассуждения людей о душе. Многие наши современники имеют знания о внутреннем мире человека, пытаются объяснить с точки зрения психологии разные душевные явления, уверенно делятся своими знаниями в этой области. Всё это говорит о том, что современное общество антропоцентрично: человек является центром жизни, центром самого себя. Но есть еще и дух! Я не могу сказать, что об этой составляющей человека никто не говорит. Философам, богословам, да и просто верующим людям эта тема известна, но всё же это дискурс «узкого круга». Что значит — духовное развитие? Каким образом духовно развивать человека? Нужно ли развитие в таком направлении современному обществу? Об этих вопросах человек думает намного реже. Развивать тело — нужно, так как это престижно в настоящее время. Заниматься душой тоже модно, что является даже признаком некой общей образованности человека. А дух? Какую роль несет в себе развитие духовной сферы человека?

Философы, богословы далеки от людей, не каждый может, да и желает следить за развитием духовных идей в произведениях ученых, Святых отцов. Ближе всего и доступнее была и остается для человека Церковь. Именно Церковь формирует религиозное сознание, веру в сердцах людей и из поколения в поколение передает одну единственную истину, что «…сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» [1].

Религия указывает на существующие связи человека с Богом. Человек — уникальное существо, в котором заложено влечение к более совершенному, поэтому человек и создал религию. Религия — это творение человека, это венец его творчества.

Римский раннесредневековый апологет Лактаций дал понятию «религия» следующее определение: «Это восстановление связей между человеком и Богом». Трактовка четкая и ясная. Здесь конкретно названы два объекта — человек и Бог, между которыми выстраиваются отношения. На современном языке «религия — это выстраивание отношений с Абсолютным» [2]. Попросту нам чего-то не хватает, и человек ищет Абсолютное. Но под «Абсолютным» можно понимать что угодно, особенно человеку, не разбирающемуся в этом понятии. Всё-таки поразмыслив, можно прийти к выводу, что Абсолютное — это более совершенное, чем человек, некий эталон, мера, относительно которой человек оценивает себя, свою жизнь, и к которой он стремится. Конечно же, это Бог.

Мне хочется обратить внимание на то, что человек «восстанавливает связь с Богом», то есть в нем существует это, порой неосознаваемое, желание, стремление найти то, что лучше для человека. Но парадокс в том, что «лучшее» для современного человека не всегда значит доброе, приносящее счастье окружающим людям. Совсем наоборот, «лучшее» порой — это значит быть физически сильнее, чем другие, иметь больше денег, чем другие, управлять всеми, побеждать всех. И все это дает, например, виртуальное пространство, с помощью которого слабый человек становится сильным, униженный может разными способами ответить оскорбившему и т. д. Возможно, именно это и является проблемой на пути возрождения человеком духовной основы его существования. Желание искать иное, лучшее — имеется, так как оно заложено в каждого человека, но сформированный, укоренённый антропоцентризм повел человека в другую сторону. Он вновь стал искать «лучшее» там, где проще его найти. Ведь намного легче стать сильным в Интернет пространстве, победить врага, расправившись с ним за считанные секунды виртуально, чем благословить врага и этим исчерпать конфликт, либо возлюбить ближнего своего и в этом проявить свою силу. Мы видим, что произошла подмена истин.

Современный российский философ, богослов Хоружий С. С., начиная свою книгу «Очерки синергийной антропологии», пишет о катастрофе, о кризисе в жизни людей. Но кризис, раскрываемый на страницах этой книги, имеет не природные, не социальные корни (хотя они имеются в основе кризиса), а антропологические, т. е. причиной кризиса является сам человек. В самом человеке происходят процессы, которые нельзя оставить без должного внимания: «Из опыта современности проступает некоторый новый облик человека, новая антропологическая реальность, лишенная неизменяемого сущностного ядра» [3]. Человек теряет свою суть, основание своего существования — духовный аспект.
Интуитивно Церковь понимает существующий кризис. Человек в поисках «лучшего» приходит к худшему, и это является проблемой. Что происходит с человеком? Ведь виртуальное пространство, в частности Интернет, несёт в себе много положительных функций: возможность быстрого общения, доступ к необходимой информации и т. д. Но почему же многие люди именно с помощью виртуальной реальности изменяют себя, делают другими, а не с помощью вечных духовных истин? Может быть, дело в отсутствии того самого «неизменного сущностного ядра».

Как ни странно, именно через семью возможно возродить, укрепить в человеке духовно-нравственную основу. Семья с момента зачатия влияет на его физическое, душевное и духовное формирование. Функции семьи разноплановые: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, культурного обогащения, первичного социального контроля, в том числе и духовного воспитания. Тяжело сфере образования (школьного, досугового, высшего профессионального) сформировать духовно-нравственную основу в ребенке, в молодом человеке без участия родителей. Маме и папе не хочется, что бы их ребенок убивал, воровал, обманывал. Когда родители делают замечание ребенку, говоря: «Не воруй, это делать нельзя, это плохо», а он в ответ: «Почему нельзя, почему плохо? Я хочу иметь то-то». В ребенке не заложена духовно-нравственная основа, заключающаяся в том, что есть заповедь Божья — «Не кради». Именно поэтому во многих случаях слова родителей не имеют основу и не побуждают детей остановиться от проступков, или, если говорить богословским языком, от греха.

На мой взгляд, молодежь — это тот пласт общества, который имеет возможность и шанс возродить духовный аспект существования человека. Уделяя внимание молодым семьям в этом контексте, возможно воспитать духовно-нравственное поколение. Так устроен человек: он научается жить. А одним из важных примеров в процессе обучения является семья.

Среди молодых людей можно услышать следующее замечание: зачем нам религия, ведь этика вполне справится с пошатнувшейся нравственностью человека. Да, вполне может быть. Но таким образом, мы опять останемся на уровне антропоцентризма: человек сам себе создает правила жизни, сам себя совершенствует. Исторически замечено, что такая позиция существования общества не перспективна и результат один: кризис, тупик в жизни человечества — человек замыкается только на себе. Как ребенок учится истинам жизни от родителей, так и Человек должен учиться истинам жизни не у самого себя, а у Другого — у Бога, который совершеннее человека, который предоставляет эталон, пример, жизненный ориентир, мерило мыслей и поступков. Пользу принесет только та нравственность, которая имеет духовную основу.

Преимущество виртуального пространства над личным общением людей, нежелание опираться на духовные истины в воспитании детей родителями — это является проблемой в развитии гармоничной, полноценной личности. Но эта проблема решаема, как и любая другая. До тех пор, пока Господь даёт возможность существования человечеству, всё можно изменить. В разрешении этой проблемы важно, что в настоящее время Церковь активно «идёт навстречу» людям, становится доступной, «читаемой» для человека. Примечательно, что школьное образование начинает привлекать детей, молодежь к христианству, исламу и другим религиям. Сфера молодежной политики также, как мне кажется, имеет возможность вносить вклад в духовно-нравственное развитие детей и молодежи. Досуговое образование может проводить просвещение в этом вопросе в свободной форме: это и семинары, и конференции, где дети и молодые люди могут ненавязчиво узнавать о религиях и высказывать свое мнение, этим самым, получая пищу для своего размышления.
Виртуальное пространство потому и завладевает умами и временем людей, так как предоставляет разную информацию в самых креативных вариантах. А сейчас век информации! Возможно, духовные истины дадут свои ростки в сердцах людей, если информация будет поступать к человеку. Можно взять в пример трансляцию богослужений главных христианских праздников: Рождество Христово и Пасха. Наглядное богослужение сопровождается подробным вербальным сопровождением хода богослужения и значения того, что происходит. Те, кто вслушиваются, начинают понимать и принимать семена благой вести.

Важно, чтобы и религия и семья и образование совместно вносили свой вклад в духовно-нравственное развитие человека, а соответственно и гражданской позиции. Нет времени забывать о катастрофе личности человека и откладывать её решение. Об этом надо помнить и действовать таким основополагающим институтам, как семья, образование и религия.

Важным пунктом является и то, кто дает духовно-нравственное наставление в сфере образования. Может быть, плодотворнее будет преподавать уроки, семинары, конференции по религиям специалисту в этой области. Человек, получивший либо духовное образование, либо светское религиоведческое образование, компетентен в вопросах, касающихся той или иной религии. Ведь невозможно привить то, чего сам в полноте не знаешь. Например, христианство знать и понимать невозможно без изучения его истории и важных персоналий. Тогда знания будут подаваться не ограниченные, а в полноте. Возможно, что в таком контексте молодым людям будет интересна духовная сфера и как сфера получения личного образования.

Список литературы

Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. — 1376 с.
Бурлака Д. К. Метафизика культуры. — 3-е изд. — СПб.: Изд-во Русской Христианской гуманитарной академии, 2009. С. 112.

Хоружий С. С. Очерки синергийной антропологии — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. С. 14.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт