Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » «Профи І» – актуальные в совре...

«Профи І» – актуальные в современной образовательной системе требования к компетенциям педагога дополнительного образования


Мягков В. А.
директор муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования
«Центр технического творчества»
г. Муравленко

Мягков В. А., директор муниципального

автономного образовательного учреждения

дополнительного образования «Центр

технического творчества», г. Муравленко,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

 

История дополнительного образования в России насчитывает более 90 лет. За это время в нашей сфере было многое – и периоды бурного развития, и периоды стагнации. Но какие бы изменения не происходили в системе образования, по-прежнему ключевой фигурой образовательного процесса является педагог.

Современная ситуация развития образования актуализирует новые требования к компетенциям педагога дополнительного образования детей. Мы попробовали оценить эти качества педагога как ресурс эффективности условий деятельности учреждения дополнительного образования. Свой анализ мы назвали «Профи І».

Во-первых, наш педагог должен быть как высококлассным профессионалом в области профиля деятельности (техником, спортсменом, прикладником и т. д.), так и профессиональным педагогом.

Во-вторых, он должен обеспечить не только овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в определённой сфере деятельности, но и развивать личность ребёнка, помогать в решении его социальных проблем.

Однако бывают ситуации, когда педагог не может удержать эти «качели» в равновесии. Низкий уровень его практических навыков, слабая теоретическая подготовка по направлению деятельности, отсутствие базового педагогического образования – любая из этих причин выступает как отрицательный, противодействующий фактор профессиональной деятельности.

Ирина Игоревна Фришман в одной из своих работ[1] заявила о том, что «…в 21 веке общественное сознание оказалось не готово к восприятию "детства новой реальности"». Ирина Игоревна имела в виду скорее социальный аспект проблемы, отношение общества к методам, используемым детьми для выбора путей и средств формирования личностной и социальной ответственности. Мы же, как практики технического профиля, говорим о том, что наше педагогическое сообщество оказалось также не готово к высокому уровню овладения современными детьми и подростками информационными технологиями. Честно говоря, большинство педагогов в учреждениях дополнительного образования отстают от своих воспитанников в мастерстве использования IT.

Одним из путей решения проблемы дефицита квалифицированных кадров в систему дополнительного образования можно считать привлечение специалистов из других сфер деятельности. Но в этой ситуации возникают проблемы двух категорий.

Во-первых, специалисты, не владеющие педагогическими и психологическими знаниями о возрастных особенностях детей и подростков, методами диагностики и разрешения проблемных ситуаций в коллективе и с конкретным ребёнком, безусловно, не могут грамотно дифференцировать образовательный процесс и выстраивать индивидуальные планы развития детей с различными способностями.

К сожалению, модели формирования профессиональной компетентности педагогов зачастую сводятся только к информационным, что приводит к появлению защитных реакций, барьеров на пути реализации инноваций.

Во-вторых, существуют проблемы нормативного характера. Например, мы столкнулись с ситуацией невозможности выплаты единовременного и ежемесячного пособия молодому специалисту по робототехнике, так как он не имел педагогического образования.

Мы считаем, что назрела необходимость расширения поля организационных и научно-методических мероприятий для развития профессиональной компетентности педагогов, как одного из главных условий дополнительного образования детей.

Такими мероприятиями мы видим:

-                  создание условий для привлечения в систему дополнительного образования детей молодых специалистов, имеющих профессиональное образование технического профиля;

-                  возможность участия педагогов учреждений дополнительного образования в конкурсном отборе претендентов на получение гранта «Новый учитель Ямала-2014»;

-                  возможность участия молодых педагогов, имеющих педагогический стаж менее 5 лет, в конкурсе педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»;

-                  использование персонифицированных программ повышения квалификации педагогов дополнительного образования, которые включали бы, в том числе, методы и приёмы организации тьюторского сопровождения одарённых ребят.

 

[1]Фришман И. И. Воспитательный потенциал деятельности детских общественных объединений в системе образования: проблемы и перспективы. (http://slovo.mosmetod.ru/)


профпереподготовка педагогика дополнительного образования

Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт