Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Создание условий для профилакт...

Создание условий для профилактики в молодёжной среде десоциализации и навязывания культовой структуры личности посредством повышения знаний о традиционных религиозных конфессиях


Марьина О.В.
МБУ «Центр психологической поддержки семьи и молодёжи «Доверие»
г. Ноябрьск

 

 «Главное в современной педагогике –

это воспитание духовной стороны человека»

К.Д. Ушинский

 

                                  В настоящее время государство сталкивается с увеличивающимся количеством правонарушений со стороны сект. Одной из самых опасныхситуаций является вовлечение  молодёжи в деструктивные культы.

                Это явление, характерное для современного социума,может привести к нежелательным последствиям: искажениям культурно-нравственной среды, дезорганизации социума и росту экстремистских течений.

         В России данная проблема явно обозначилась всего лишь десятилетие назад, до этого времени такого интенсивного и массового освоения асоциальными личностями «поля» для преступной деятельности, как психика и душа человека не обозначалась. Деятельность тоталитарных групп-сект выстраивается на обмане, обещании своим членам исполнения самых желанных и ценных для них благ – духовных, социальных, материальных, при этом происходит зомбирование воли, спекуляция на чувстве долга вновь обращенных. Авансом для исполнения данных желаний  является ультимативное предъявление требований: полного подчинения, вплоть до поклонения лидеру, идеологии и дисциплине такой группы.

         В настоящее время в компетентные органы все чащепоступают заявления от граждан, потерявших своих близких из-за попадания в секты. Совершаемые сектантами преступления отличаются высокой степенью нераскрываемости; опасны секты ещё и тем, что в них распространяется идеология безнаказанности, поэтому там допустимы убийства (ритуальные или для сохранения тайны), доведение до самоубийства, истязания, похищение людей, надругательство над могилами, оборот психотропных средств, сексуальные преступления, организация массовых беспорядков, вымогательство, создание посягающих на личность и права граждан, объединений, незаконное применение психотехники, обман и злоупотребление доверием, манипулирование конфиденциальной информацией о гражданах [1]. История доносит до нас негативные последствия иностранной религиозной экспансии, дезорганизующей общую стабилизацию обстановки в стране: это криминальные проявления таких деструктивных религиозных организаций, как "Белое братство Юсмалос", "АУМ Синрике", "Богородичный Центр", различных "сатанинских" культов.

         Ученые сигнализируют о малой и часто неверной осведомленностибольшинством граждан  России  о традиционных религиозных конфессиях, у которых сложились устойчивые и правовые отношения с государством. Также они отмечают  недостаточность знаний у гражданоб особенностях сект, их тоталитарных формах и предостерегают о том, что  именно это незнание создает опасность для распространения идеологии тоталитарных сект в обществе, проявляющееся в навязывании деструктивной философии бытия молодому поколению России. Поэтому создание условий «…стимулирующих и развивающих традиционные устойчивые вероисповедания, повышающих грамотность населения в религиозной сфере и общую культуру жизни» является альтернативой распространению культовых религиозных течений в молодежной среде [4].

         Обращение к историческим истокам становления религиозных традиций в России вскрывают факт, что именно в 18 веке (30-40 гг.) в России государственная власть впервые сталкивается с явлениями религиозного сектантства, и для их преодоления  просвещённой императрицей Екатериной II в религиозную политику правительства был положен   принцип "полной веротерпимости". «…Указами 1762-1766 г. со старообрядцев снимаются большинство правовых ограни­чений петровской эпохи. Империатрица считала, что за 60 лет все рас­колы исчезнут, если заведутся и утвердятся народные школы, невежество истребится само собой без насилия» [4]. Далее в первой четверти 19 в. Александром II была продолжена либерализация религиозной политики. Это подтверждает с одной стороны необходимость веротерпимого отношения к разным религиозным конфессиям на территории России, но,  с другой стороны необходимостью контроля данной сферы со стороны государства.

         Исследования показывают, что в течение тысячелетнего взаимодействия нашей российской культуры с Православием произошло «…усвоение от него множества архетипов, способов мышления и поведения, бытовых форм и видов межличностных отношений. Все это с раннего детства глубоко усваивается всем населением нашей страны независимо от конкретно-индивидуального отношения к религии. Поэтому "уход" человека в Православие не будет критичным, если даже и воспринимается его социальным атеистическим окружением как странность и гиперболизация обычных норм морали» [4].          Поэтому обращение в Православие, принятое молодым или зрелым человеком, не отрывает его от семьи, рабочего коллектива, от общественной деятельности и жизни страны в целом.

Последствия усвоениямолодежью нетрадиционных религий из-за отсутствия культурных переходных звеньев опасны тем, что вызывает сильное взаимное отчуждение от социального окружения, порождает  взаимонепонимание, переходящее  в конфликты, и враждебность, чревато уходом из семьи, отказом от работы и общественной жизни, стремлением замкнуться в своей новой узкой религиозной среде, в которой только человека и понимают и поддерживают. В этом и проявляется особая опасность, враждебная российской традиционности:негативное влияние "узкой среды", стремящейся приобрести абсолютное влияние на нового сектанта; попытки родителей, пытающихся спасти своих детей, часто сталкиваются с откровенным террором со стороны сект.

         Исторические изыскания показывают, что выбранный Православием путь развития отношений с государством основан на принципе "золотой середины" и невмешательства в дела управляющих государственных структур, т.к. оно считает, что власть – от Бога.

         При этом, Русская Православная Церковь реализует активную деятельность в развитии социально-нравственной сферы. Оценка происходящих событий и  действия основаны на гуманных принципах: миротворчества, милосердия, уважения и терпимости и полным отвержением экстремизма, к другим традиционным религиям русская Православная Церковь призывает относиться терпимо и признаёт за ними конкретную историческую миссию и роль. Практически все её действия направлены на сохранение России при любых условиях и постоянном попечительстве о рус-ском народе, при этом исключая национализм и ущемление иных народ­ностей. Эти позиции Русской Православной Церкви созвучны положениям, изложенным в Конституции РФ.

         В мировом масштабе Православие воспринимаетсякак стержень исторически сложившейся славянской (в том числе и русской) традиционности и культуры.

         Изученные мною материалы офилософии и деятельности разнообразных сект, позволяют сделать вывод об их опасности для формирования мировоззрения подрастающего поколения, так как по отношению к государству для них характерны следующие черты: использование обманных путей при освоении материальных ресурсов и социальных благ, взгляд на государственные решения только с позиции интересов секты и частое игнорирование традиционной российской культуры. Религиозные положения любой традиционной конфессии подверженыили отвержению, или высмеиванию предводителями сект.

         Кроме того, для сект очень часто характерно навязывание своим членам противоправной деятельности, которые могут привести к совершению различных преступлений (воровства, насилия), ведь очень часто мотивом такой деятельности выступает обогащение управляющей верхушки. При этом эти действия внутри такой группы полностью оправданы, ведь человек часто зомброван на  свершениетаких деяний для того, чтобы входить в эту группу, он фактически уже зависим от нее психологически. Это имеет большое сходство с воровскими законами [3], которые выстраиваются на идее «зависимость-подчинение-страх» и оказывают разрушающее воздействие на молодое поколение, поощряя его асоциальное и делинквентное поведение.

         В противовес этому возможно обозначить тенденцию постоянного сохранения патриотизма и поддержки российской государственности Русской  Православной Церковью [4].

          Воздействия сект затрагивает все области нашей жизни, их действия уже распространяются даже на такую неприкосновенную сферу как репродуктивное здоровье несовершеннолетних. Этот аргумент был опубликован 29 мая 2014 г. в Московских РИА Новостях: тоталитарные секты, маскирующиеся под НКО, могут стать угрозой для международного сообщества, считает официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. Из его заявления следует, что тоталитарные секты, вроде британского фонда, где детям намерены вводить инъекции препарата, блокирующего половое созревание, маскируются под некоммерческие организации [2].

         Поэтому на современном этапе наиважнейшей задачей является объединение усилий традиционных религиозных конфессий и государства в создании условий для профилактики в молодежной среде десоциализации и навязывания культовой структуры личности тоталитарными сектами.    

         И одним эффективных путей я вижу процесс повышения знаний у молодого поколения о сущности традиционных религиозных конфессий и создания условий для личностного роста посредством развития и укрепления его духовности.   

                  Поэтому неоценимо, какие личности будут влиять на духовное воспитание молодежи: просвещенные люди, обладающие богатым духовным опытом или прагматические дельцы, пытающиеся любой ценой извлечь прибыль?

         Кроме того, необходима активация проведения системного изучения модных молодежных субкультур и их влияния на личность.

         Необходимо понимать, что от того. какие будут приниматься российским законодательством меры для  обеспечения  условий  духовного и личностного роста молодого поколения и какой будет  государственная политика в плане ассигнования  и продвижения конструктивных молодёжных инициатив, зависит будущее Российской державы.

         Поэтому забота государства Российского о повышении общего культурного уровня и образованности населения является сегодня первоочередной задачей общественности.

Литература

1.     Волков Е.Н.  Основные модели контроля сознания (реформирование мышления)// Журнал практического психолога. – М., 1996.

2. Маркин В. Секты, маскирующиеся под НКО, угрожают мировому сообществу.15:2829.05.2014 (обновлено: 15:34 29.05.2014)1346363) РИА Новости http://ria.ru/society/20140529/1009869566.html#ixzz33Aqb7BF

3. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура. Тверь. Изд. "Приз", 1994, гл. I.

4. Хвыля-Олинтер А.И., полковник внутренней службы, к.ю.н., (общее редактирование, введение, разделы 1,3,4,5 капитан милиции Лукьянов С.А.) Опасные  тоталитарные формы  религиозных  сект. Издано на основе материалов МВД России. Москва. – 1996.

6. Хомич А.В. психология девиантного поведения (учебное пособие): Тема 16 Тоталитарные деструктивные секты.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт