Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Модуль образовательной програм...

Модуль образовательной программы (стажировки) «„Проектные задачи” – разновозрастный межпредметный модуль, инструмент оценки метапредметных результатов»


Речкалова Ольга Владимировна
директор
МБОУ «СОШ №7»
г. Губкинский

I. Пояснительная записка

 

С  1  сентября  2011  года  образовательные  учреждения  РФ  реализуют  Федеральные  государственные  образовательные  стандарты.  Все  школы  России  начали  работать  на  формирование  универсальных  учебных  действий,  работать  не  только  на  предметный,  но  ещё  и  на  личностный,  и  метапредметный  результат: кто-то  в  рамках  урочной  системы,  а  кто-то  занялся  поиском  новых  образовательных  практик. 

При разработке Федеральных государственных стандартов приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В последние годы эту проблему в школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи – межпредметный разновозрастный модуль. Такая модульная организация образовательного процесса – один из путей координации учебных предметов школы, выявления существенной связи между ними. В разных предметных линиях при решении учебных задач открываются средства и способы действий, понятия.

Следует отметить ещё одну особенность проектной задачи: это искусственно созданная ситуация для оценки (эксперты) в процессе работы реальных проявлений у обучающихся тех или иных компетенций: коммуникативные умения, информационную грамотность, регулятивные особенности, личностные проявления. Проектная задача – это и оценочная процедура – ассессмент-центр образования.

 

Что такое проектная задача?

Проектная  задача[1]-  система  детских  действий

·      носит  принципиально  групповой  характер  деятельности; 

·      может  быть  предметной  или  межпредметной (построенной  на  материале  разных  учебных  предметов),  нет  "этикетки"    с  указанием,  к  какой  теме,  к  какому  учебному  предмету  она  относится;

·      является  местом  переноса  усвоенного  способа  действия  в  новые  условия;

·      может  быть  разновозрастной  (в  одной  группе  работают  ребята  из  разных  классов  и  одновозрастной  (в  рамках  класса);

·      приближенная  к  реальным  задачам  по  содержанию;

·      ориентирована  на  реальный  коллективный  "продукт"  (текст,  схема,  макет,  таблица,  график,  проект  чего-либо);

·      является  инструментом  оценивания  метапредметных  и  личностных  результатов,  неким  «Ассессмент-центром»  в  образовании;

·      место  для    сотрудничества  с  родителями  (привлечение  родителей  к  работе  в  качестве  наблюдателей,  экспертов).

Для внедрения данного опыта в школы округа необходима подготовка проектных команд и прохождение стажировки специалистами.

 

Цели и задачи стажировочной площадки:

формирование и развитие профессиональных компетенции педагогических работников системы образования ЯНАО в форме стажировки, а также реализация практической части программы повышения квалификации работников системы образования автономного округа по направлению системы школы по оценке метапредметных результатов, системного распространения педагогического опыта МБОУ «СОШ №7».

Основные задачи:

- повышение квалификации работников образования на основе компетентностно-деятельностного подхода;

- формирование открытой образовательной среды в системе повышения квалификации;

- закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, изучение передового опыта;

- приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения задач развития образования в автономном округе;

- изменение мотивационных установок педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений в соответствии с приоритетными направлениями развития образования в округе.

 

Критерии оценки эффективности проекта, предполагаемые конечные результаты

- повышение квалификации работников образования на основе компетентностно-деятельностного подхода;

- формирование открытой образовательной среды в системе повышения квалификации;

- закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, изучение передового опыта;

- подготовка школьных команд для реализации данной образовательной  практики;

- приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения задач развития образования в автономном округе;

- изменение мотивационных установок педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений в соответствии с приоритетными направлениями развития образования в округе.

Социальные эффекты по итогам внедрения данного модуля в систему образования округа:

для обучающихся:

Получение качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания образования:

·      повышение мотивации;

·      развитие компетенции коммуникативной культуры,

·      размывать рамки класса, уровня образования (проектная задача – как мостик переход);

·      готовить к проектной деятельности у обучающихся;

для педагогов:

·      качественный рост профессионализма педагогов;

·      проектная задача – школьный ассессмент-центр (оценочная процедура для измерения метапредметных результатов).

для школы:

·      система повышения квалификации

·      бренд школы;

·      практика и место совместной деятельности всех субъектов процесса образования: обучающихся, родителей, педагогов.

 

 

II. Учебный план

стажировки по теме «Проектные задачи» –  разновозрастный межпредметный модуль, инструмент оценки метапредметных результатов»

Цель: освоить педагогическую технологию организации и проведения разновозрастной, межпредметной проектной задачи для обучающихся 1-х 5-х классов, как инструмента оценки метапредметных образовательных результатов младших школьников.

       Категория слушателей: учителя НШ, ОШ, воспитатели, педагоги дополнительного образования, заместители руководителей.

       Место проведения: г. Губкинский, мрн. 14, д.32, МБОУ "СОШ №7".

Продолжительность обучения: 28  часов.

Форма обучения: очная (с отрывом от работы).

Режим работы: от 4 до 6 часов в день.

№ п/п

 

Раздел

Всего часов

                       Виды занятий

Лекции

Практ.

занятия

Формы контроля

1.

Установочное занятие вначале каждого дня (УЗ)

3

 

3

 

-

2.

Теоретическая часть:

Проектная задача как инструмент формирования и оценки метапредметных результатов.

7

7

 

-

3.

Работа участников стажировки внутри детских групп при решении проектной задачи (ПЗ)

12

 

 

12

Листы наблюдений

4.

Рефлексия, Анализ (РА)

6

 

6

Экспертные листы, анкеты обратной связи

 

Итого:

28

7

21

 

 

Условные обозначения:

УЗ – установочное занятие

ПЗ – практическое занятие

ЛЗ – лекционное занятие

ДГ – дискуссия группы

РА – рефлексия, анализ

 

III.           Учебно-тематический план

стажировки по теме ««Проектные задачи» – разновозрастной межпредметный модуль, инструмент оценки метапредметных результатов»

 

Цель: освоить педагогическую технологию организации и проведения разновозрастной, межпредметной проектной задачи для обучающихся 1-х 5-х классов, как инструмента оценки метапредметных образовательных результатов младших школьников.

Категория слушателей учителя начальной школы, воспитатели, учителя основной школы, педагоги дополнительного образования, заместители руководителей.

Место проведения: г. Губкинский, мкр. 14, д.32, МБОУ "СОШ №7".

Продолжительность обучения: 28 часов.

Форма обучения: очная (с отрывом от работы).

Режим работы: от 4 до 6 часов в день.

 

№ п/п

 

Раздел, тема

Всего часов

                       Виды занятий

Лекции

Практ.

занятия

Формы контроля

1.

«Проектная задача как инструмент формирования и оценки метапредметных результатов».

1

 

 

1

 

-

2

Методика разработки и решения проектных задач в начальной школе.

 

1

1

 

-

3

Практическое содержание и сценарии проведения стартовых межпредметных разновозрастных проектных задач. Анализ ролевых позиций взрослого в ПЗ (организатор, эксперт, наблюдатель).

2

2

 

-

4

Организация стажировки и план действий ее участников.

 

3

3

 

 

5

Работа участников стажировки внутри детских групп при решении проектной задачи

12

 

12

Листы наблюдений

6

Подведение итогов и рефлексия работы детской группы

1,5ч

 

1,5 ч

-

7

Рефлексия дня (обсуждение технологии и деятельности обучающихся в группе)

3

 

3

 

8

 Оформление стажерами результатов своей экспертной деятельности. Работа с экспертными листами.

1

 

1

Экспертные листы

9

Итоговая рефлексия

½ ч

 

½ ч

анкеты обратной связи

 

Итого:

28

13

18

 

 

 

 

 

IV. Содержание программы

№ п/п

Содержание тем

Всего часов

В том числе

Формы  обучения

лекции

практика

контроль

1.

Установочное занятие вначале каждого дня (УЗ)

3

 

3

 

-

УЗ

2.

Теоретическая часть:

Проектная задача как инструмент формирования и оценки метапредметных результатов.

7

7

 

-

ЛЗ, ДГ

 

Работа участников стажировки внутри детских групп при решении проектной задачи (ПЗ)

12

 

 

12

Листы наблюдений

ПЗ

 

Рефлексия, Анализ (РА)

6

 

6

Экспертные листы, анкеты обратной связи

РА

итого

 

28

7

21

 

 

 

Условные обозначения:

УЗ – установочное занятие

ПЗ – практическое занятие

ЛЗ – лекционное занятие

ДГ – дискуссия группы

РА – рефлексия, анализ

IV.           Материально-техническое обеспечение курса

Материально-техническая база МБОУ «СОШ №7»: учебные кабинеты и мастерские, ноутбуки, проекторы, интерактивные доски, микрофоны, колонки, микшерский пульт, стенды.

VI.  Список рекомендуемой литературы

1.     Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В двух выпусках/[А.Б. Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Клевцова]; под редакцией А.Б. Воронцова;

2.     Серия Практика развивающего обучения: Проектные задачи в начальной школе – составитель Речкалова О.В. (авторский коллектив школы).

 


[1]Под  проектной  задачей    А.Б.  Воронцов  понимает  задачу,  в  которой  через  систему  или  набор  заданий    целенаправленно  стимулируется  система  детских  действий,  направленных  на  получение  еще  никогда  не  существовавшего  в  практике  ребенка  результата  («продукта»),  и  в  ходе,  решения  которой,  происходит  качественное  самоизменение  группы  детей. 

 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт