Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Работа с детьми и молодежью по...

Работа с детьми и молодежью по укреплению духовно-нравственных ценностей


Аникина Анна Евгеньевна,

Управление по делам семьи и молодежи,

г. Ноябрьск

 

На современном этапе становления и развития государственной молодежной политики эффективно реализуются программы по пятнадцати основным направлениям, которые включают патриотическое воспитание, международное сотрудничество, волонтерство, общественные организации, здоровый образ жизни, инновационную деятельность и научно-техническое творчество, предпринимательство, самоуправление, карьеру, медиа, социальную защиту, толерантность, молодые семьи, творчество, социальную адаптацию, кадры в государственной молодежной политике.

В вышеперечисленном списке направлений отсутствует нравственная база воспитания молодого человека. А ведь, по сути, именно она является фундаментом успешной реализации потенциала молодого человека по любому из указанных направлений.

Президент Российской Федерации В.В. Путин 1 декабря 2016 года в своем ежегодном послании президента Федеральному Собранию уделил внимание данному вопросу, отметил академика Лихачева Д. С., цитируя: «Давать знания и воспитывать нравственного человека. Нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества, экономическую, государственную, творческую».

Именно труды Дмитрия Сергеевича Лихачева становятся сейчас настоящей базой для дальнейшего развития нравственного воспитания детей и молодежи. Желая передать подрастающему поколению основы духовно-нравственного воспитания, он писал и публиковал письма о добром, составлял на основе христианского Евангелия нравственные заповеди, из которых со временем получился настоящий этический кодекс. Нравственным проблемам посвящены его книги «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном», «Я вспоминаю».

Д. С. Лихачевым сформулированы 9 заповедей, которые заслуживают того, чтобы их напомнить:

1. Не прибегать к убийству.

2. Не начинать войну.

3. Не считать свой народ врагом других народов.

4. Не красть.

5. Не присваивать себе плодов труда своего ближнего.

6. Стремиться лишь к правде в науке и не использовать ее во вред кому бы то ни было или в целях собственного обогащения.

7. Уважать идеи и чувства других людей.

8. Уважать своих родителей и предков.

9. Сохранять и уважать их культурное наследие.

Сталкиваясь с практической реализацией государственной молодежной политики на местном уровне, мы видим, что такие основы нравственности, как доброта, искренность, честность, открытость, чувство справедливости, соучастие, милосердие, в основном отсутствуют. Практическая деятельность учреждений сферы государственной молодежной политики направлена на предоставление возможности молодому человеку развиваться творчески, физически, умственно, и даже близко лежащая к понятию «небезразличия» волонтерская деятельность порой представляет собой инструмент по исполнению мероприятий развлекательного характера. Деятельность учреждений представляет собой набор кружков и секций по реализации интересов и хобби молодого человека. Ее скорее можно отнести к сфере дополнительного образования, чем к инструменту по воспитанию стратегически важного для государства ресурса – молодежи. Заведующий кафедрой социологии, социальной политики и регионоведения, доктор социологических наук, профессор Тарский Юрий Иванович утверждает: «Идеологическое воспитание молодежи – это важнейшая составляющая молодежной политики. Молодежи, которая умеет сопротивляться воздействию внешнего противника».

На практике воспитательный элемент и нравственное воспитание полностью отдано семье, в которой растет представитель подрастающего поколения. В «Слове о воспитании» Святителя Иоанна Златоуста сказано: «А что многие из родителей многое терпят из-за детей, так это оттого, что не хотят посечь, образумить словами и огорчить своих беспутно и противозаконно живущих сыновей, почему им и приходится нередко видеть, как те попадают в крайние беды, приводятся в судилище и отдаются палачам на усечение (головы). Действительно, когда сам ты не воспитываешь, когда сам не умудряешь, то он, присоединившись к негодным и испорченным людям, приобщившись к ним в пороке, приводится под действие общественных законов и наказывается на виду у всех; а после казни наступает еще больший позор». Это прямо указывает на многовековой опыт и обличение проблемы грамотного семейного воспитания.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, принятой 29 мая 2015 года, прямо указывается на необходимость обеспечения поддержки семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности. Учреждениями сферы молодежной политики в рамках работы с молодой семьей проводятся мероприятия, носящие как образовательный, так и досуговый характер. Реализуются проекты, направленные на сокращение количества разводов в молодых семьях, работают группы психологической поддержки, проводится консультирование по вопросам семейной жизни [1].

Молодежь из групп риска, находящаяся в социально опасном положении, оказавшаяся в сложной жизненной ситуации, может получить некоторую информацию по нравственному воспитанию, но, к сожалению, лишь в рамках профилактических мер по противодействию правонарушений и злоупотреблений среди детей и подростков. Работа с молодежью из благоприятного окружения направлена на ее участие в конкурсах, мероприятиях, фестивалях по различным видам деятельности. Потребность же в духовно-нравственном воспитании остается неудовлетворенной.

Если рассматривать потребность с точки зрения нужды или недостатка в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, то такая потребность, как нравственное воспитание в современной обществе ярко выражена. Это объясняется «после апокалиптическим» периодом 2000-х годов: учитывая, что дети и молодежь больше воспринимают плохое, после политических событий 1991 года данные категории граждан были втянуты в заманчивые западные ценности, впитывали западную культуру.

На встрече В. В. Путина с лидерами общественных движений, прошедшей в г. Краснодаре в 2012 году, президент говорил следующее: «На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге, укреплять нашу страну. От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но, в то же время, сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке. Как показывает, в том числе и наш собственный исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера жёсткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства, не хочется говорить агрессии, но противоборства – это точно, и уж точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки» [2].

Духовные потребности человека многообразны. Это и потребность в знании – интересе человека к познанию окружающей действительности, и применение этого знания в практической деятельности; нравственная потребность, стремление к развитию таких нравственных сторон поведения и характера личности, как чувство социальной справедливости, совести, милосердия, доброты, порядочности, чести, ответственности за общество и за собственные поступки; потребность в духовном общении (коммуникативная); художественно-эстетическая потребность, которая является реализацией природного чувства прекрасного как проявление гармонии и эстетических стимулов в мироощущении человека.

Целесообразно остановиться на тех потребностях, которые формируют человека как нравственную личность. Нравственность – сторона духовного мира личности, культур (его поведение, способ достижения цели, самореализация молодого человека). Поэтому без воспитания нравственности, идеалов и принципов личности невозможно эффективно исполнить ни одно из перечисленных ранее направлений государственной молодежной политики.

Тем не менее носителем нравственности является конкретный индивид, и именно он, конкретный молодой человек, представляет собой уникальный сплав различных сторон духовного мира. Вот почему для понимания развития молодежи необходимо рассматривать ее нравственное воспитание как неотъемлемую часть всех видов деятельности, направленной на молодежь.

Конечно, когда духовно-нравственный аспект сознательно опускается, складывается ситуация отсутствия четкого описания и целеполагания этих аморфных с первого взгляда понятий в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность органов по работе с молодежью. Сложно дать определение понятиям доброта и забота, выразить их с помощью юридической терминологии. Но на практике в работе с молодежью делать это просто необходимо. Складывается ситуация, когда реальными специалистами и профессионалами в этой сфере становятся священнослужители. Сложным понятиям добра и зла уже давно даны определения в священных книгах. Житие святых – вот опыт изменения и нравственного воспитания самого себя. Священник простым языком способен изложить вопросы, являющиеся проблемными, а порой и просто непонятными для человека, обличенного властью.

Государство, как правило, отдает решение этой задачи в руки учреждениям образования и, конечно же, церкви. В начальной школе вводится дополнительные «Уроки нравственности», популярностью у родителей и детей пользуются воскресные школы, в учреждения приглашаются священнослужители для бесед с молодым поколением. Церковь берет на себя задачу духовно-нравственного воспитания, организуя мероприятия, лекции, встречи и беседы с молодежью. Но только совместная деятельность церкви и органов по реализации молодежной политики даст настоящий эффект.

На реализацию потребности в нравственном воспитании не в последнюю очередь влияют такие факторы, как разница в культурном развитии разных социальных слоев общества, в их интересах, занятиях в свободное время.

В муниципальных бюджетных учреждениях сферы молодежной политики города Ноябрьска в рамках клубной деятельности в настоящее время педагогами запущена линия духовно-нравственного воспитания. В конце 2016 года и весь 2017 год в подростковом клубе «Высокий полет» муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр по работе с детьми и молодежью» успешно реализуется ряд мероприятий по нравственному воспитанию. По своей традиционно сложившейся специфике аудиторией данного проекта являются дети из неблагополучных семей. Работа проводится как с детьми, так и с родителями. Надо отметить, что реализация данного проекта (от идеи до воплощения) является инициативой специалистов данного клуба. Через имеющиеся у них средства и педагогические навыки они говорят с детьми о том, что такое настоящая любовь, ответственность, самоотдача, забота. И эта деятельность уже имеет свои плоды: практически 100 % детей нормализовали свои отношения с родителями, около половины участников стали правильно воспринимать понятия дружба/друг, более 70 % отмечают укрепление собственного восприятия и принятия себя самого.

Какой бы эффект имела эта деятельность при привлечении к работе с детьми и молодежью священнослужителей? Ответ прост – эффект бы усилился многократно.

Для дальнейшей и успешной работы по истинному воспитанию молодежи необходимо проводить ее совместно с учреждениями сферы образования и органами Русской Православной Церкви. Необходимо составить план мероприятий, своего рода дорожную карту по участию служителей церкви в мероприятиях, проводимых с молодежью. В уже имеющуюся, выстроенную деятельность учреждений сферы молодежной политики необходимо ввести мероприятия различного формата, направленные на формирование восприятия понятий нравственности у молодежи. Это могут быть еженедельные беседы с батюшкой, просмотры и обсуждения кинофильмов и событий, происходящих в мире, образовательные проповеди по страницам Евангелия, фестивали христианской музыки, создание музыкальной православной группы, поэтические конкурсы соответствующей тематики.

Все эти мероприятия уже успешно реализуются в рамках собственной работы РПЦ с молодежью. Почему бы не использовать взаимовыгодный эффект от совместной работы с органами православной церкви и учреждениями образования, тем самым увеличив количество молодых людей, охваченных просветительской работой?!

На III Сретенских встречах Святейшего Патриарха Кирилла с православной молодежью патриарх заметил: «Линия борьбы между Светом и тьмой, между Богом и диаволом особым образом проходит по сердцам молодых людей. Мы живем в такой культуре, в которой была изгнана идея греха и вместо нее возникла идея свободы». Далее он подчеркнул, что Церковь всегда настаивала на том, что в центре человеческой жизни должно быть покаяние. «Покаяние всегда требует некоей остановки, а призывы к нему в молодежной среде и в масштабах страны, и в масштабах цивилизации, к сожалению, остаются не очень понятными», – заметил Патриарх Кирилл [3].

Таким образом, объединение усилий по нравственному и духовному воспитанию молодого человека есть то, к чему необходимо стремиться в современных условиях. Только совместными усилиями будет возможно осуществить ту помощь и поддержку, которую ждет молодежь от старшего поколения, представителей духовенства и органов власти. Ибо, как сказано было Преподобным Макарием Оптинским: «Бог, богат сый в милости, мог бы обогатить всех, ежели бы было это полезно, но Он иначе творит по всемудрым и непостижимым нам судьбам, пред коими мы должны смиренно благоговеть и покоряться с благодарением. Детям дайте доброе воспитание относительно нравственности, и, когда они будут достойны и будет им полезно, Бог силен обогатить их или даровать нужное и довольное».

 

Список литературы

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.

  2. Стенографический отчёт о встрече Владимир Путина с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. – Краснодар, 2012. – 12 сентября.

  3. Святейший Патриарх Кирилл о духовно-нравственном воспитании молодежи [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://philology.ucoz.com/index/o_pravoslavii/0-26.



Информация © 2011–2017
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2017
Интернет-компания СофтАрт