Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Разновозрастное обучение: опыт...

Разновозрастное обучение: опыт, проблемы, перспективы


Мацаков В.С., учитель истории МОУ «Заполярная СОШ»

Работа с разновозрастными классами в нашей школе началась с 2013 года. Непосредственно сразу учителя всех предметных областей столкнулись с трудностями:

  • организация учащихся  и дисциплина двух классов в одно время;

  • разработка учебных программ;

  • методическая составляющая урока.

В связи с этим возникают следующие задачи:

1. Совершенствование рабочих программ и методики организации уроков;

2. Использование индивидуальных траекторий, учитывающих профессиональный выбор учащихся.

В решении этих задач возможно использовать разные способы организации образовательного процесса (использование концентрированного обучения и традиционная форма (урочная).

В нашей школе обучение строится в традиционной форме организации образовательного процесса. Эта форма обучения наиболее приемлема в силу того, что позволяет работать планомерно, не нарушая образовательного процесса всей школы, в силу малочисленного педагогического коллектива. Ведется работа по структурированию программ учебных предметов в связи с введением профильного обучения в 10 и 11 классах.

Тем не менее, на данный момент даже в этой традиционной форме организации учебного процесса методическая часть организации работы в классах - комплектах изменилась.

На примере организации образовательного процесса уроков истории, давайте рассмотрим особенность реализации учебной программы в разновозрастном классе.

В нашей школе 2 класса-комплекта: 8-9 и 10-11.

В 2015/16 учебном году учащиеся 10 класса обучаются по индивидуальным учебным планам, учитывающим профессиональный выбор учащихся на основе пройденных ими в 9 классе предпрофильной подготовки и профессиональных проб. При создании профильных разновозрастных групп, мы изучили запросы старшеклассников и соотнесли их с нашими возможностями. Школа имеет свои особенности (малочисленная, удалена от центра, находится в поселке), поэтому пути реализации профильного обучения отличны от “больших” городских, сельских школ.

Задачи профильного обучения в разновозрастных классах:

- обеспечить учащимся выбор индивидуальных образовательных программ (траектории);
- обеспечить успешную социализацию учащихся;

- предоставить школьникам возможность углубленно изучать отдельные дисциплины среднего общего образования для подготовки к высшему и среднему профессиональному образованию.

Рассмотрим организацию работы по истории в 8-9 классе-комплекте.

Сложности в организации образовательного процесса и реализации программы возникают в следующем (именно в 8-9 классе-комплекте):

  • сложность совместимости 2-х разных курсов истории (8 класс – "История России – XIX в.", 9 класс – "История России – XX в.");

  • небольшое количество часов, несмотря на трудность изучаемых тем по данным курсам (в том и другом классе по 2 часа);

  • небольшая мотивация учащихся;

  • проблемы с самоорганизацией и самодисциплиной и самоконтролем учащихся;

  • увеличивается продолжительность самостоятельной работы учащихся в связи с совмещением двух тем;

  • возможность устных ответов на уроках истории пропадает в связи с увеличением письменной проверкой знаний, что негативно влияет на развитие речи;

  • сложность организации урока в методическом плане (увеличивается время на подготовку и разработку урока, на проверку и оценивание знаний).

На основании этих затруднений были разработаны примеры уроков по истории и обществознанию,основанные на поиске общих точек соприкосновения двух тем разных классов и их совмещения. Организация образовательного процесса на уроках историипо типу "совместного изучения тем" в разновозрастных классах имеет следующие плюсы:

  • Деятельный подход;

  • Учащиеся сами из двух разных тем формулируют одну общую тему (с помощью учителя) и цель урока;

  • Увеличивается время на объяснение материала, фронтальный опрос и устные ответы по 1 общей теме;

  • Освобождается время на устные ответы учащихся (формулировку вопросов, ответов, целей, вывода учащимися, что необходимо для формирования красивой и грамотной речи);

  • Самостоятельная работа учащихся занимает меньше времени (групповая работа по классам);

  • Самостоятельно добытая информация формирует 1 общую тему;

  • Учащиеся 9 класса, помогают осваивать знания 8-классникам, вспоминая изученные темы, и повторяют материал;

  • Учащиеся 8 класса углубляют изучаемый материал;

  • Совмещаются разные формы работы на уроке (устная, фронтальная, поисковая, самостоятельная, групповая, индивидуальная и т.д.);

  • Повышается интерес к изучению предмета в связи с большим охватом форм и методов работы, применением ИКТ-технологий, принципов проблемного обучения и игровых технологий;

  • Способствует развитию и закреплению навыков работы в группе (коммуникативные компетентности), быстрому поиску информации, её анализу и преобразованию в разные формы (формированию ИКТ-компетентности);

Во время такого урока учитель не отвлекается на отдельную группу учащихся, оставив при этом другую часть класса, что способствовало бы потери контроля. Класс-комплект является одним целым коллективом при изучении одной общей темы при "совместном изучении". Главным достоинством этого способа работы в разновозрастных классах является работа с одним полноценным классом с 1 общей темой (двух разных курсов «История России XIX век» и «История России XX век»), состоящей их двух подтем. Недостатком же будет являться большая предварительная подготовительная работа педагога.

В нашей школе далеко не все уроки истории и обществознания организованны таким лбразом, но на данный момент ведётся работа по распространению опыта, в том числе и на другие предметные области (математика, география, литература и т.д.).

Программы учебных предметов должны быть структурированы особым образом. Во-первых, общая программа разновозрастного коллектива не должна являться суммой относительно автономных программ отдельных классов, т.е годичных блоков, а является целостной программой в рамках содержания нескольких лет обучения. Во-вторых, содержание такой программы не должно разворачиваться в одной (линейной) последовательности, а задаваться многообразием разных. Все это позволит обеспечить содержательное единство разновозрастной группы как широкого поля конструирования индивидуальных программ, учитывающих возможности и особенности каждого школьника.

В связи с введением профильного обучения в 2015 году перед школой стала острой проблемой особенность организации профильного обучения в разновозрастных классах.

К возможным рискам при введении профилей в разновозрастных классах могут быть:

- деформация сущности профильного обучения (система профильного обучения может сузиться до углубленного изучения предметов, или снизиться уровень учебно-познавательной и исследовательской деятельности школьников);

- опасность разрушения классно-урочной системы, что повлечет трудности в составлении расписания;

- угроза здоровью учащихся в связи с перегрузкой;

- использование профильных классов как своеобразных курсов подготовки, учащихся к ВУЗу, в этом случае не развиваются природные возможности, склонности, способности, что является одной из целей профильного обучения;

- формализм и бумаготворчество в оформлении портфолио учащихся, что может породить нездоровую конкуренцию.

 



Информация © 2011–2017
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2017
Интернет-компания СофтАрт