Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Разработка вариативной части о...

Разработка вариативной части основной профессиональной программы с учетом регионального компонента


Кревсун В.И.
преподаватель дисциплин профессионального цикла
филиал ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»
г. Лабытнанги

В.И. Кревсун, преподаватель дисциплин профессионального цикла,

филиал ГБПОУ ЯНАО « ЯМК» в г. Лабытнанги

 

Разработка вариативной части основной профессиональной программы с учетом регионального компонента

В любые времена и в любой стране мира основную роль в экономическом развитии  государства играл рабочий человек, без которого невозможно создание и построение какого бы то ни было продукта человеческой мысли.  За последние 5 лет из-за перенасыщения рынка такими высокооплачиваемыми и престижными профессиями как адвокат, юрист, экономист, бухгалтер и др. серьезным образом на экономике нашей страны отразился дефицит  рабочих профессий.

С 1 сентября 2011 года филиал ГБПОУ ЯНАО «ЯМК» в г. Лабытнанги, как и многие другие образовательные учреждения России, приступил к реализации новой учебной программы в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии «Автомеханик» (приказ Минобрнауки № 555 от 20.05 2010 г.).

В соответствии с требованиями ФГОС основная профессиональная образовательная программа по данной профессии                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          предусматривает изучение следующих учебных циклов:

-     общепрофессиональный - состоит из учебных дисциплин и включает в себя теоретическое и практическое обучение. Основными результатами изучения являются знания, предметные умения и общекультурное развитие обучающегося.

-     профессиональный - состоит из профессиональных модулей, каждый из которых соответствует одному из видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС по конкретной профессии. Основными результатами освоения профессиональных модулей является формирование профессиональных компетенций по данному виду профессиональной деятельности и развитие ряда общих компетенций, сопряженных с этим видом деятельности.

-     а также разделы: физическая культура, учебная практика, производственная практика, промежуточная аттестация,   государственная (итоговая) аттестация.

Отдельного внимания заслуживает вариативная часть основной профессиональной образовательной программы, которая давала бы  возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием основной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Вариативная часть ОПОП, представляет собой совокупность учебно – программных материалов, дополняющих или детализирующих обязательную часть стандарта и разрабатывается на региональном уровне образовательным учреждением с целью фиксирования специфики региональных или каких – либо иных требований к содержанию труда по той или иной профессии. Она формируется с учетом требований участников образовательного процесса (образовательных учреждений, обучающихся, работодателей, рынка образовательных услуг).

Наше образовательное учреждение находится в Ямало – Ненецком автономном округе и является единственным училищем, расположенным в Заполярье.  Львиная доля наших выпускников составляют коренные и местные жители, которым хорошо знакомы местные суровые климатические условия. Большинству из выпускников в будущем предстоит  работать именно в таких  условиях: доставлять грузы к самым отдаленным, а порой и труднодоступным местам, в пургу и метель, в гололед и распутицу, двигаясь по весенней тундре или переправляясь вброд через реки, по камням или буеракам. Кому как не им необходимо знать все премудрости и тонкости  этой нелегкой, но интересной и порой захватывающей профессии?  Кто, как не они вправе в будущем считать себя настоящими водителями? Кто, как не они смогут в будущем гордиться накопленным богатым и бесценным опытом вождения автомобилей,  приобретенным в условиях Крайнего Севера? Поэтому вопрос о названии вариативной части на основании вышеизложенного показался нам достаточно убедительным и обоснованным – «Эксплуатация автотранспортных средств в условиях Крайнего Севера».

При  разработке программы вариативной части были использованы опыт передовых водителей,  механиков,  ремонтных рабочих, инженерно - технических работников,  эксплуатирующих автомобили в северных условиях, а также отдельные материалы научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, проведенные различными учеными нашей страны за последние 40 лет. Кроме того, существенную  консультационную помощь оказали нам хорошо известные в нашем регионе организации, такие как «Ямалтрансстрой», «Ленгазспецстрой», «Реском», которые являются нашими непосредственными работодателями, а также предоставляют нашим выпускникам возможность прохождения производственной практики у себя на объектах.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-     грамотно и качественно осуществлять подготовку техники к работе на трассе и на зимнике;

-     умело водить автомобиль в условиях бездорожья, по водным и ледовым переправам, во время пурги, метели, в том числе по незнакомым маршрутам, используя любые известные ориентиры;

-     своевременно обнаруживать и устранять неисправности, возникающие в процессе эксплуатации транспортного средства в условиях низких температур, не допуская обморожения;

-     применять на практике полученные знания, поддерживая жизнеспособность свою, а также транспортного средства в критических ситуациях;

-     соблюдать меры предосторожности при выполнении любых видов работ, бережно относиться к окружающей среде.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-     особенности климатических условий Крайнего Севера и их влияние на здоровье, и работоспособность человека,

-     устройство грузовых автомобилей, а также технологию проведения плановых ремонтно – обслуживающих действий,

-     основные эксплуатационные материалы автомобиля и пути снижения вредного воздействия низких температур на их технологические свойства,

-     необходимый запас продовольствия, запасных частей и расходного материала при подготовке техники к работе в условиях Заполярья,

-     порядок движения по тундре в условиях полярной ночи, в пургу, по водным и ледовым переправам, при  отсутствии ориентиров, а также по незнакомой и пересеченной местностям,

-     способы поддержания жизнеспособности своей и автомобиля при возникновении чрезвычайных ситуаций на трассе,

-     методы пуска холодного двигателя в условиях низких температур,

-     основы законодательства в области обеспечения безопасности труда, пожарной и электробезопасности, а также охраны окружающей среды при эксплуатации техники в условиях Крайнего Севера.

Учебная дисциплина «Эксплуатация автотранспортных средств в условиях Крайнего Севера» включает в себя следующие темы:  

Введение (рассмотрена актуальность изучаемой дисциплины и мотивация при ее изучении);

Тема  №1 «Особенности климатических условий  Крайнего Севера» (рассматриваются климатические зоны  нашей страны и условия эксплуатации автомобилей в нашем регионе; изучаются изменения физических свойств конструкционных и эксплуатационных материалов в условиях Заполярья, а также требования к автотранспортным средствам, предназначенным для работы в условиях низких температур);

Тема №2 «Подготовка автотранспортных средств к работе в условиях Крайнего Севера»(рассматривается порядок проведения сезонного технического обслуживания применительно к работе в условиях низких температур,  порядок подготовки необходимого запаса топливо – смазочных и сопутствующих материалов, а также необходимого продовольственного и другого запаса для поддержания жизнеспособности водителей и техники  при выполнении работ на трассе);

Тема №3 «Особенности эксплуатации автотранспорта в условиях Заполярья» (приводятся рекомендации во время  движении по дорогам, покрытым снегом, по снежной целине, по обледенелой дороге, по преодолению подъемов и спусков, форсированию водных преград, в тумане, в пургу, ночью, по льду рек, озер и наледям; изучаются вопросы, связанные с эвакуацией автомобилей и буксировкой; рассматриваются средства повышения проходимости автотранспортных средств и рекомендации по использованию шин в условиях низких температур; изучаются ремонтные пункты и станции ТО, а также организация временных пунктов ТО и ремонта, вопросы заправки и связи);

Тема №4 «Площадки для безгаражного хранения автомобилей» (этот раздел посвящен общим требованиям к безгаражным стоянкам, в том числе стоянкам, осуществляющим разогрев двигателей горячей водой, горячим паром, электрической энергией или  газовыми горелками  инфракрасного излучения; рассмотрены вопросы выбора расположения и размера площадки);

Тема №5 «Выявление и устранение неисправностей на трассе» (изучаются способы выявления неисправностей транспортных средств и методы их устранения в условиях низких температур, даются рекомендации по выходу из непредвиденных или критических ситуаций.)

Тема №6 «Охрана труда водителей и обслуживающего персонала, противопожарная безопасность, экология» (изучаются базовые документы, санитарные правила и нормы, инструкции, касающиеся охраны труда водителей, а также техника безопасности во время выполнения работ).

Внедрение в учебный процесс вариативной части позволит нам предположить, что по завершению обучения наши выпускники смогут в полной мере реализовать на практике полученные в стенах нашего образовательного учреждения знания.

Данная программа может быть использована в работе другими образовательными учреждениями, расположенными в подобных климатических зонах.

Так как ФГОС предусматривает возможность ежегодной корректировки основной профессиональной образовательной программы образовательного учреждения с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, экономики, техники, технологий, то необходимые коррективы в вариативную часть ОПОП могут вноситься ежегодно после выявления работодателем дополнительных несформированных профессиональных компетенций.

 

Список литературы:

 

1.                  Грамолин, А.В., Кузнецов А.С. Топливо, масла, смазки, жидкости, материалы для эксплуатации и ремонта автомобилей. – М.: Машиностроение, 2006.

2.                  Разработка структуры  и содержания вариативной части ОПОП. Под  науч. ред. О. Б. Читаевой. М.: ИЦ АПО.

 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт