Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМП...

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ


РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Трикоз Татьяна Васильевна,

заместитель директора муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 5», г. Ноябрьск

 

 

В настоящее время, по нашему мнению, общество в целом и образование в частности испытывает самые стремительные перемены за всю свою историю. Меняется роль учителя в организации образовательной деятельности, появляются другие источники информации при получении знаний учащимися. Современная система образования требует от педагога постоянного совершенствования компетенций, чтобы оставаться интересным своим ученикам. Данное требование находит свое отражение в одном из четырёх направлений развития системы образования, заложенных Национальным проектом «Образование». В частности обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

Существуют различные механизмы повышения квалификации, развития профессиональной компетенции педагогов. Чаще всего в образовательных организациях используют работу в методических объединениях, творческих группах, участие в конкурсах профессионального мастерства, аттестацию педагогов, обобщение опыта работы и другие.

Однако в условиях цифровой трансформации образования, а также согласно требованиям «дорожной» карты федерального проекта «Цифровая образовательная среда» должны быть иные подходы к решению этой проблемы. Необходимо создание системы методической поддержки педагогов по использованию цифровых образовательных ресурсов. Для этого в нашей школе есть все необходимые материально-технические, кадровые ресурсы.

В период с 2015 по 2017 годы школа функционировала в статусе региональной стажировочной площадки по теме«Школа – центр компетенций образовательных инициатив Intel».

В рамках этой деятельности для 100 % педагогов нашей школы было организовано внутрикорпоративное повышение квалификации по теме «Использование электронных образовательных ресурсов и интерактивных технологий в образовательной деятельности». На платформе Интел учителя приняли участие в различных видах активностей по образовательным программам Intel (мастер классы, семинары, вебинары, конкурсы) по темам: «Образовательная среда 1 ученик: 1 компьютер», «Технологии и местное сообщество», «Метод проектов». Помимо внутрикорпоративного обучения, целью стажировочной площадки явилась организация сетевого взаимодействия педагогических работников по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности. В работе региональной стажировочной площадки приняли участие педагоги всех муниципальных общеобразовательных учреждений, а также представители из городов Тарко-Сале, Муравленко, Губкинский, Пуровского и Шурышкарского районов. Всего участниками Стажировки стали порядка 65 человек (1 модуль) и 160 человек (2 модуль). В преподавательский состав Стажировки вошли 14 педагогов нашей школы, прошедшие обучение по образовательным программам Intel и имеющие признанный опыт использования технологий и сервисов сетевого взаимодействия в образовательной деятельности. Для обеспечения информационной поддержки организаторы Стажировки разработали специальный сайт, на котором разместили все необходимые для участников материалы, организовали возможность использования обратной связи, предоставили аналитическую информацию о работе стажировочной площадки за весь период ее функционирования на базе школы. Сайт (https://sites.google.com/site/seminarschool5) стал сетевой платформой для размещения итоговых работ участников Стажировки, которые доступны для просмотра всем желающим.

С целью достижения максимально высоких образовательных результатов важно, чтобы у педагога была возможность постоянно самосовершенствоваться, а у администрации – возможность объективно оценить результативность и эффективность деятельности каждого из сотрудников и создать условия для их профессионального роста.

С 01 января 2019 года школе присвоен статус региональной инновационной площадки по теме «Развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой трансформации образования». Целью данного проекта является непрерывное обучение педагогов и учащихся на созданной образовательной платформе посредством цифровых материалов Издательского дома «Первое сентября», с которым школой заключён договор о сотрудничестве. Согласно этому в своем личном кабинете учителя школы имеют доступ к электронным ресурсам информационного программного комплекса «Школа цифрового века» (далее – ШЦВ), в частности 100 лицензий на использование электронных учебников, пополняемая библиотека электронных изданий ИД «Первое сентября» (электронные версии бумажных брошюр и журналов), перечень дистанционных курсов, вебинаров и видеозаписей. Важно отметить, что уже на подготовительном этапе работы инновационной площадки педагоги активно включились в его реализацию. Широкий спектр электронных ресурсов позволяет отобрать материал по своей теме самообразования как учителям начальной школы и учителям-предметникам, так и психологу, логопеду, социальному педагогу. Наиболее активным участникам проекта «Школа цифрового века» в личном кабинете формируются дипломы специального образца. Участниками ШЦВ стали 33 педагогических работника (администрация – 4; начальная школа – 9 из 15 педагогов; основная школа – 18 из 37 педагогов).

И в данном случае мы говорим не только о формальном пополнении портфолио учителя дипломами, удостоверениями, сертификатами. В течение второго полугодия 28 учителей представили открытые уроки, видеоуроки и внеурочные мероприятия с использованием полученных в ходе работы инновационной площадки знаний.

Бесценным является тот опыт, которым можно поделиться с коллегами. Именно такой целью мы руководствовались при принятии решения о создании специальной образовательной платформы, на которой можно разместить все цифровые материалы, которые нам помогли в организации собственной образовательной деятельности. Государственным казенным учреждением «Ресурсы Ямала» была одобрена заявка на получение доменного имени с целью создания специальной образовательной платформы http://nschool5.yanao.ru./. В настоящее время разрабатывается содержательная структура данной платформы, систематизируются материалы для размещения на ней. На данном ресурсе планируется к размещению несколько разделов для учащихся и педагогов:

  • «Методическая копилка», в которой будут представлены материалы проведенных уроков, мероприятий, видеоуроки;
  • обновляемая нормативно-правовая база;
  • банк цифровых образовательных ресурсов;
  • раздел, посвященный методическому сопровождению индивидуальных педагогических проектов грантополучателей «Новый учитель Ямала».

Таким образом, можно утверждать, что наш опыт работы созвучен с одной из целей федерального проекта «Учитель будущего»: обеспечить непрерывное и планомерное повышение квалификации педагогов посредством цифровых образовательных технологий, а также путём формирования профессиональной ассоциации и непосредственного участия в ней.

 

Список использованных источников

  1. Нормативно-правовое обеспечение

1.1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.2. Национальный проект «Образование».

2. Информационные ресурсы

1. https://edu.gov.ru/national-project/

2.https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf

 

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт