Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Развитие УУД в процессе исслед...

Развитие УУД в процессе исследовательской деятельности младших школьников


Короленко Людмила Петровна
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
г. Ноябрьск

Краткая аннотация

 

          Эти слова являются ключевыми, потому как школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего «я». Ребенок – исследователь по своей природе, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, который настроен на познание мира. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование  порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. И я, как учитель, могу удовлетворить его поисковую активность. Считаю, что без формирования исследовательского поведения не будет продуктивной исследовательской деятельности. Поэтому, поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – это главные задачи, которые стоят  передо мной, как педагога в данной области.

 

Статья

 

         «Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно, дай мне приглядеться, потрогать и подержать в руках, послушать, понюхать и, может быть, попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!»

      В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Изучив материалы по данной теме, я решила попробовать использовать исследовательскую деятельность в учебно-воспитательном процессе. Ведь выпускник начальной школы должен обладать практико- ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения, один из которых и является исследовательская деятельность обучающихся.

Цель: 
развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития

 Задачи:

  • познакомить учащихся с исследовательской деятельностью;
  •  научить работать с научно-популярной литературой;
  •  научить самостоятельно приобретать новые знания и применять их на практике;
  •  развивать познавательный интерес обучающихся.

 Актуальность:

Одной из проблем, остро волнующей учителей, является вопрос, как развивать у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационную сферу ребенка. Как показывают результаты диагностики, обучающиеся начальной школы в основном учатся не для себя. Они учатся за оценку, за похвалу, иногда за то, чтобы родители не ругали. Но любому из этих внешних мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Исследовательская деятельность является надежным фактором мотивации, потому что наилучшим образом стимулирует обучающихся к активному познанию, легко втягивает в учебный процесс, открывая возможность для каждого найти собственный интерес в предполагаемом исследовании, в творческом задании которое по душе. Чтобы младший школьник мог участвовать в исследовательской деятельности, он должен уметь самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, выдвигать гипотезу, обладать способностью, планировать работу и прогнозировать результаты.

Противоречия, которые возможно разрешить с помощью применения исследовательской деятельности обучающихся:

  • Между традиционными методами преподавания и активными средствами и приемами работы, стимулирующей познавательный интерес школьников;
  • Между необходимостью приобретать знания и несформированностью навыков самостоятельной работы;

 Гипотеза

Если использовать исследовательскую деятельность в учебно-воспитательном процессе, тогда повысится внутренняя мотивация школьника, а это приведет к повышению уровня образования.

Планируемые  результаты исследовательской деятельности обучающихся:

  • расширение кругозора ребенка;
  • освоение механизма самостоятельного получения новых знаний;
  • рост   познавательных потребностей;
  • развитие УУД,  необходимых в исследовательском поиске (информационных, коммуникативных, организационных.)

Этапы реализации исследовательской деятельности:

 

Деятельность обучающихся

  1. Ознакомление учащихся с методикой и технологией исследовательской работы.
  2.  Заполнение карт интересов.
  3.  Знакомство с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой.

Деятельность учителя

  1. Подбор и изучение учебно-методической и научно-популярной литературы по теме.
  2. Проведение диагностических работ, анализ полученных результатов.
  3. Обучение детей методам исследования.

Подготовительный этап

 

Деятельность учителя

  1. Подбор и изучение учебно-методической и научно-популярной литературы по теме.
  2. Проведение диагностических работ, анализ полученных результатов.
  3. Обучение детей методам исследования.

Деятельность обучающихся

  1. Учатся добывать информацию по теме исследования.
  2.  Работа в группах и индивидуально по теме исследования и выполнять исследования по своему плану. 
  3. Знакомятся  с требованиями оформления исследовательской работы.
  4. Совместно с учителем корректируют написанный текст.
  5. Подготовка плана выступления.

Основной этап

Деятельность учителя

  1. Научить детей выделять главное и второстепенное из собранного материала.
  2. Научить детей обобщать, анализировать, делать умозаключения, представлять результаты собственных изысканий.
  1. Организовать детей в группы.
  2. Обсудить темы и планы исследований.
  3. Корректировать написанный текст работы.
  4. Решать спорные вопросы при написании текста.

Деятельность обучающихся

  1. Учатся добывать информацию по теме исследования.
  2.  Работа в группах и индивидуально по теме исследования и выполнять исследования по своему плану. 
  3. Знакомятся  с требованиями оформления исследовательской работы.
  4. Совместно с учителем корректируют написанный текст.
  5. Подготовка плана выступления.


Заключительный этап

 

       
 

Деятельность учителя

  1. Руководство деятельностью учащихся по исследовательской работе.
  2. Анализ исследовательской деятельности учащихся и планирование дальнейшей работы.
  3. Создание методической системы работы по формированию
 

Деятельность обучающихся

  1. Создание презентаций по теме исследования.
  2. Защита своей точки зрения по данной теме исследования.
  3. Корректировка направления дальнейших исследований, составление.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор темы исследования

 Главное для меня увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Очень важен выбор темы исследования. Для этого я предлагаю ребятам памятку

ПАМЯТКА

Как выбирать тему

  1. Тема должна быть интересной и увлекательной.
  2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

 Темы работ, предлагаемые, детям для исследования должны быть заранее продуманы учителем, а дети должны в ходе своей деятельности получить положительный результат.

Организация исследования

 После того, как учащиеся выбрали темы для исследования, я раздала им памятки с этапами исследования, опираясь на  которые они и осуществляют свои исследования.

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

  • Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

  • Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

  • Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

  • Просмотреть видеоматериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

  • Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

  • Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

  • Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

Условия для развития исследовательских способностей учащихся:

- обучение исследовательской деятельности должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне;

- тема исследования должна быть актуальна, исследование должно быть посильным интересным и полезным;

- исследования младшими школьниками в большей степени предопределены (подсказаны) взрослыми;

- исследовательские работы могут быть как индивидуальные, так и групповые.

Ролевые позиции учителя.

     Специфика исследовательской деятельности в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. На разных этапах организации исследовательской деятельности я выступаю в различных ролевых позициях:

  • проектировщик -проектирую основные этапы деятельности учащихся до ее выполнения;

-     консультант - побуждаю к самостоятельному поиску задач и их решений,

-     координатор - помогаю отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания,

-     мастер  - помогаю приобрести недостающий теоретический или практический опыт.

Любой исследовательский  проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка.

Памятка к защите проекта

1.Подготовь убедительное эмоциональное вступление, в котором отрази важность и актуальность выбранной темы.

2.Используй во время выступления наглядные материалы:

  • компьютерные слайды;
  • таблицы;
  • плакаты;
  • фотографии;
  • рисунки;

3. Подведи итоги своей работы:

  • полученные знания;
  • приобретенные навыки;
  • используемые источники информации;
  • перспективные направления разработки данной темы.

Практическая значимость исследовательской деятельности:

  • повышает интерес к учебе
  • стимулирует исследовательские навыки учащихся
  • меняет отношение учащихся к учебному процессу, заменяя использование готового учебного материала самостоятельным поиском нового.

 

     Научные открытия не становятся самоцелью. Для самого ребёнка важен собственный труд, удовлетворение от поиска ответа на вопрос. Его увлекает процесс, в ходе которого он учится новым для себя приёмам познания и обучения. Учитель же оценивает успешность и эффективность работы по следующим критериям: ребёнок приобретает качественно новые навыки работы с информацией, он учится ставить цели и планировать свою работу. Кроме того, научная деятельность влияет на расширение кругозора ребят, уровень эрудиции, развитие различных типов мышления. Немаловажно то, что дети приобретают новый опыт публичных выступлений.

Из опыта работы:  занятие «Эксперимент»

      Хочу представить вашему вниманию фрагмент занятия групповой формы по теме эксперимент: «Мысленные эксперименты и эксперименты с      реальными  объектами».

Цели занятия:  определение понятий  «эксперимент», «мысленный эксперимент», «эксперимент с реальными объектами»; проведение простейших мысленных экспериментов и экспериментов с реальными объектами; формирование мотивации к занятию учебно-исследовательской деятельностью.

На этапе актуализации знаний вспомнили, что такое исследование, кого

называют исследователем, методы исследования. Затем было предложено каждой группе собрать слова из букв рассыпанных: исследование, гипотеза, эксперимент, с целью выявления нового метода исследования – эксперимент. Здесь мы обратились к толковому словарю для определения значения слова эксперимент, после высказываний детьми. Далее на этапе ознакомления с видами экспериментов детям была дана интерактивная развивающая игра «Найди тень», где дети называют по предмету похожие тени (при этом использовала интернет-ресурс развивающие детские игры в онлайне http://www.igraemsa.ru).  После проведения игры сообщаю то, что мы участвовали в эксперименте, который заставлял нас мыслить, думать. Отсюда и название мысленный эксперимент. Затем в группах проводятся эксперименты с реальными предметами, после чего обучающиеся делают самостоятельно вывод: мы узнали, что не все предметы умеют плавать (у первой группы – деревянный брусок, резиновый мячик, яблоко; у второй группы – камешек, металлический гвоздь, морская раковина; у третьей группы – чайная ложка, пластмассовая игрушка, шарик из пластилина.).

      Следующий фрагмент занятия связан именно с проводимым экспериментом на моделях с использованием модульной системы. После проведённых занятий по теме «Эксперимент» можно сделать вывод: метод эксперимента очень интересен обучающимся и позволяет  выбирать темы исследовательских работ: Брезгин Миша «Что будет, если завтра из жизни человека исчезнет магнит», Колесник Даша «Какие звуки раздражают больше всего?», Маричева Катя «Комнатные растения и их свойства», умение выполнять простые эксперименты формирует исследовательскую деятельность. На занятиях - тренингах ведётся работа с учебником-тетрадью «Я исследователь» А.И. Савенкова. Как дополнительный материал в целях знакомства с исследовательскими проектами используем рабочую тетрадь для 2 класса «Учусь создавать проект» автора Р.И. Сизовой и учебное пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы) А.В.Горячева «Все узнаю, все смогу».

         Для самостоятельной практики обучающихся мною подготовлен рабочий материал под названием «Моё исследование».

 

 

Источники информации, используемые при подготовке проекта:

  1. Безрукова В.С. Настольная книга педагога – исследователя./ Екатеринбург: Дом учителя, 2000.
  2. Братанова Т.А. Методика организации игр – исследований с младшими школьниками.//Начальная школа. -   2008. № 5
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / М.: 2006.
  4. Савенков, В. М. Учебное исследование в начальной школе/В.М. Савенков //Начальная школа. – 2000. -  №12.
  5. Пичугин С.С. Учебно – исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики//Начальная школа. -  2008. № 6.
  6.  http://www.n-shkola.ru
  7.  http://www.direktor.ru


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт