Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Реализация этнокультурного ком...

Реализация этнокультурного компонента в условиях компетентностного образовательного процесса как фактор доступности в системе дополнительного образования школы-интерната


Лонгортова А. Н.
муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Кутопьюган»
г. с. Кутопьюган, Надымский район

Лонгортова А. Н., муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Кутопьюган», с. Кутопьюган, Надымский район,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

Обеспечивая организацию дополнительного образования в условиях территориально удалённой национальной школы-интерната, где дети КМНС составляют 90 % от общего количества всех учащихся (при этом 30 % из них проживают в интернате), определили, что этнокультурная направленность системы дополнительного образования может стать одной из возможностей обеспечения его доступности и удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей обучающихся.

Вместе с тем реализация в системе дополнительного образования этнокультурного компонента обеспечивает решение таких проблем, как:

1.                  Проблема квалифицированных кадров, поскольку успешная работа учебных объединений дополнительного образования обеспечивается кадровым составом педагогов из числа коренных малочисленных народов Севера.

2.                  Проблема материально-технического оснащения, так как для осуществления полноценной работы учебных объединений в основном используются «недефицитные» для региона материалы: бисер, кость, мех северных животных, сукно, дерево.

3.                  Проблема соответствия интересов обучающихся разного возраста и пола, поскольку, во-первых, содержание дополнительных образовательных программ этнокультурной направленности предполагает организацию «разновозрастного взаимодействия, обеспечивающего успешную личную деятельность» [1] на материале привычных национальных традиций и среды, во-вторых, детям обеспечивается возможность осуществления разнообразных проб и практик.

Дополнительное образование по программам, имеющим в содержании этнокультурный компонент, представлено по различным направленностям: художественная, техническая, социально-педагогическая.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к разработке дополнительных образовательных программ, пересмотрено их содержание в направлении обновления форм организации образовательной деятельности обучающихся, реализации современных образовательных технологий, представленных, прежде всего, информационно-коммуникационными технологиями, технологиями сотрудничества, имитационного моделирования, проектной деятельностью.

С позиций подготовки к реализации практики открытого дополнительного образования стремимся перевести программы дополнительного образования в «комплекс образовательных событий, объединённых тематикой и организационной формой, подразумевающих целостный образовательный результат для своего участника», как определено Всероссийским съездом педагогов дополнительного образования в декабре 2014 года [2]. С этой целью в содержание вводятся компетентностно-ориентированные задания, основное назначение которых – «окунуть» обучающихся в решение «жизненной» задачи.

Содержательные направления образовательных программ этнокультурной направленности обеспечивают реализацию социальных технологий, технологий культурной политики и регионального развития.

Программы ориентированы на учащихся 1–11 классов, сроки их реализации составляют 1–2 года.

Художественная направленность представлена шестью учебными объединениями: «Мынико (Присказка)», «Татукоця (Искорка)», «Мастерица», «Северные нотки», «Волшебная нить», «Северные россыпи». Содержание программ данной направленности, формы и условия их освоения обеспечивают не только формирование теоретических знаний о фольклорном творчестве народов Севера, о традиционных жанрах музыкального творчества, истории и культуре родного края, но и овладение специальными умениями и технологическими навыками работы с мехом и тканью, бисером и кожей, практическое приобщение к миру певческого искусства, формирование навыков создания экспозиций и проведения экскурсий, умение осуществлять обработку информации за счёт использования различных графических баз данных (технологических карт, орнаментов, узоров).

Учащиеся пишут сценарии и осуществляют постановки сказок народов Севера, обрабатывают фольклорные произведения, включают их в свой репертуар и исполняют в сопровождении национальных музыкальных инструментов. Итогом работы является создание фотоальбомов, подготовка концертных программ, организация и проведение выставок декоративно-прикладного творчества, показ мод национальной одежды.

У детей формируются навыки сотрудничества и ценностное отношение к культурно-историческим особенностям региона, развивается эстетический и художественный вкус, приобретаются навыки сценического поведения, что способствует дальнейшей социализации ребёнка в обществе, формированию профессионального интереса и возможности в дальнейшем реализовать себя в сфере вокального, сценического и другого творчества.

В учебном объединении технической направленности «Умелые руки» мальчики приобретают специальные знания, умения и технологические навыки работы с деревом и костью. При реализации творческих проектов формируются навыки самоорганизации и организации совместной деятельности, развиваются ИКТ-компетенции, создаются макеты будущих изделий. Результаты и образовательные продукты учебного объединения презентуются широкому социуму в виде авторских выставок в школе, в Сельском доме культуры.

Целью работы учебного объединения социально-педагогической направленности «Мяд,тер (Моя семья)» является формирование гражданской компетенции через освоение правил коммуникации в социальной среде школьного интерната с использованием технологии социокультурного проектирования. Совместное проектирование воспитанниками старших классов с первоклассниками-тундровиками даже элементарных правил проживания в интернате не только оказывает малышам помощь в адаптации к новым условиям обитания, но способствует формированию среды вовлечённости, чувства сознательного участия во всех делах интерната, активной жизненной позиции. Продуктами данного объединения становятся проекты, видеоролики о правилах построения социальной среды и коммуникаций воспитанников интерната.

Спортивное направление реализуется в рамках сетевого взаимодействия: на базе школы открыт филиал государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Ямало-Ненецкая окружная детско-юношеская спортивная школа по национальным видам спорта».

Результат внедрения этнокультурного компонента в систему дополнительного образования позволяет учащимся:

-                  сформировать позицию гражданина многонационального государства и человека как носителя и творческого продолжателя этнокультурной традиции;

-                  расширить знания об этническом творчестве, культуре и искусстве народов Севера, приобрести практические навыки в реализации этнокультурных практик;

-                  приобрести и использовать знания с ориентацией на профессиональное самоопределение;

-                  расширить умения и навыки работы на компьютере;

-                  результативно участвовать в муниципальных (защита научно-исследова-тельских работ талантливых детей в муниципальном проекте «Каникулярная школа для одарённых детей КМНС»), региональных (Гран-при X окружного детского фестиваля народного творчества «Все краски Ямала»), всероссийских и международных (дипломы I, II, III степени Международного фестиваля фольклорного творчества «Малахитовая шкатулка») конкурсах;

-                  получить элементарные навыки профессии, связанные с традиционным укладом жизни народов Севера: за период с 2012 по 2014 год 23 % выпускников продолжили обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования по профессиям, востребованным в регионе.

Таким образом, этнокультурный компонент системы дополнительного образования, реализуемый в условиях компетентностного образовательного процесса школы-интерната, отвечает новым образовательным запросам и обеспечивает формирование современных сквозных компетенций: профессиональной, личностной, гражданской.

В перспективе развития школы:

– создание учебного объединения физкультурно-спортивной направленности через сетевое сотрудничество с «Ямало-Ненецкой окружной детско-юно-шеской спортивной школой по национальным видам спорта» для подготовки команды участников в соревнованиях на Кубок Губернатора ЯНАО;

– установление сетевого сотрудничества с Центром национальных культур г. Надыма;

– внедрение системы мониторинга компетентностных результатов обучающихся.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт