Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Реализация деятельностного под...

Реализация деятельностного подхода в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках немецкого языка (компетенции вместо простого воспроизведения знаний)


Карышева Евгения Александровна,

учитель немецкого языка, учитель-тренер

МБОУ «Гимназия № 1»,

г. Ноябрьск

В погоне за знаниями мы часто забываем, что задача учителя заключается не только в сообщении ребёнку определённой информации, но и в том, чтобы научить его учиться, уметь отвечать за свои поступки и решения, понимать меру ответственности за собственные результаты или неудачи. Время энциклопедической обученности закончилось. Почти всё, что можно узнать о фактических знаниях, теперь доступно с любого мобильного телефона с поддержкой интернета в любое время из любого места в мире одним нажатием кнопки.

В этой ситуации задача новой школы уже не запоминать ответы, а задавать правильные вопросы. Учащимся больше не рекомендуется изучать готовые и жесткие решения проблем, но они получают возможность учиться решать проблемы самостоятельно и в сотрудничестве. Чтобы учащиеся могли это сделать, они должны, прежде всего, приобрести текущие, социально необходимые базовые навыки, чтобы иметь возможность участвовать в коммуникации.

Ссылка на компетенции, а не на каталог учебных целей, указывает на важное изменение перспективы в школе и образовании. Компетентности выражаются всегда комплексом предметных, личностных и социальных компетенций, или, говоря иначе, знания, умения и навыки. Речевая компетенция, означающая умение использовать изучаемый иноязычный языковой материал во всех видах речевой деятельности, также соотносится с социолингвистической компетенцией, которая кроме этого еще и нацеливает на необходимые содержательные особенности речевой деятельности учащихся [1]

Учитель задает себе вопросы: «Как можно активизировать и мотивировать учащихся? Как можно учесть различные требования к обучению учащихся? Какие формы упражнений и закреплений предлагаются в моей учебной группе? Как я могу улучшить технику постановки вопросов и ведения беседы? Когда и какие социальные формы мне применять?»

В основе хорошего занятия лежат следующие аспекты:

  • Занятие проходит в благоприятной атмосфере. Оно следует определенным, принятым всеми, правилам совместной работы.

  • Хороший урок ориентирован на достижение определенной цели. Обучение учащихся структурировано. При этом достигается оптимальное использование учебного времени.

  • Основываясь на опыте и знаниях учащихся, развиваются предметные и метапредметные навыки.

  • Содержание занятия корректно, опирается на опыт учащихся.

  • Используемые методы разнообразны и функциональны.

  • Способность учащихся самостоятельно учиться систематически поощряется и востребована. При этом углубляется их способность к планированию и рефлексии.

  • Занятие ориентировано и проводится с разными учащимися.

В качестве базовых в педагогике предлагаются следующие методы [1]:

  1. Lehrervortrag /Лекция (доклад учителя).

  2. Unterrichtsgespräch / Обсуждение.

  3. Denken – Austauschen – Besprechen/Размышление – Обмен – Обсуждение.

  4. KontrolleinTandem / Контроль в тандеме.

  5. Gruppenpuzzle / Групповая работа.

  6. Nummerierte Köpfe / «Пронумерованные головы» (распределение заданий

каждому внутри одной группы).

  1. Drei-Schritte-Interview / «Зх-ступенчатое интервью».

  2. Lernen an Stationen/ Обучение по «станциям».

  3. Проекты.

Ниже представлены некоторые из методик, применяемых на практике. Метод «Unterrichtsgespräch» является важным методом для обмена мнений, опыта и знаний учащихся для дальнейшего изучения и углубления по теме.

В качестве примеров можно предложить следующие темы: «Как мне добраться до…?», «В магазине», «У телефона», «После каникул», «Мы обсуждаем программу пребывания в…». Это могут быть как диалоги, так и полилоги. В качестве примера приведу следующую ситуацию: „Ты был в одном из городов Германии. Расскажи, пожалуйста, твоим одноклассникам о нем/о твоей поездке/Du warst in einer Stadt in Deutschlands. Erzähle, bitte, deinen Mitschülern über diese Stadt.“

Учить учащихся мыслить критически, одна из самых важных целей обучения в школе. Используя методики «критического чтения и понимания», учащимся 7 класса (УМК под ред. Бим И.Л.) можно предложить следующее задание: „Напишите ключевые слова по теме «город». Выберите один из текстов, прочитайте его и запишите информацию о нем, ориентируясь на ключевые слова. Расскажите о городе, используя данные Вашей таблицы. Schreibt die Stichwörter zum Thema „Stadt“. Die Aufgabe für die Kinder: Wählt einen Text über die Stadt und lest ihn. Sucht die Information über die Stichwörter. Schreibt diese Information in die Tabelle. Erzählt über die Stadt deinen Mitschülern mit Hilfe der Tabelle“[3].

Таблица 1. „Sehenswerte deutsche Städte“

Deutsche Städte

Lage

Bevölkerung

wurde … gegründet

Spitzname

Sehenswürdigkeiten

Berühmte Menschen

Leipzig

           

Dresden

           

Nürnberg

           

Weimar

           

Еще один пример задания из УМК «Горизонты», 7 класс    

  • Personen beschreiben.

C:UsersEVGDesktopТюмГУтабл1.jpgрис.1

Метод «Ролевая игра» бывает 1 видов:

- спонтанная или свободная ролевая игра без четких установок;

- регламентированная или управляемая ролевая игра - установки для игры и действия четко ограничиваются правилами.

В учебном комплексе «Горизонты», 6 класс, мы находим следующие примеры: «Угадай » Personen raten: Spielt in Gruppen. A beschreibt jemanden, die anderen raten./ А описывает кого-то, остальные угадывают.

  • Ratespiel - Welcher Beruf ist das? Какая это профессия?

В учебнике 9 класса: Wahrsagen / Предсказания. Играют вчетвером. Делают по очереди предсказания соседу по парте/справа/в группе:„Was wird in 5 Jahren passieren?“ - „Du wirst eine Reise um die Weltmachen“ «Что случится через 5 лет?» - «Ты совершишь кругосветное путешествие». Spielt zu viert. Würfelt und macht eine Vorhersage für den Nachbarn/die Nachbarin rechts. Guter Rat ist teuer? Хороший совет дорого стоит?

Эффективен и метод ассоциограмм. Этот метод широко распространен, развивает коммуникативную компетенцию школьников. В качестве опор здесь выступают картинки, песни, короткие фильмы или на старшей ступени, даже цитаты. В УМК «Горизонты» 7 класс по теме «Школа, семья, друзья – что относится к сосуществованию?» следующая ассоциограмма:C:UsersEVGDesktopТюмГУассоц0-1.jpgрис.1

В УМК «Горизонты» 9 класс находим следующее задание: Послушай, запиши то, что ты запомнил. Дополним ассоциограмму по теме «Город», ваши идеи?      

C:UsersEVGDesktopТюмГУгрод ассоц-1.jpgрис.3

Чтобы организовать «Мозговой штурм» на этапе входа, можно нарисовать

ассоциограмму по теме «Школа».

В качестве ключевого может быть дано слово «предметы».     рис.4

Если мы говорим о компетенциях в чтении и письме, то можем использовать методы „Puzzle, Lückentexte, Quizfragen“/ «пазлы, текст с пропусками, вопросы викторины».

В «УМК «Горизонты» 9 класс мы находим следующее задание:

  • «Твое мнение: избирательное право для детей и подростков/Deine Meinung:

Wahlrecht für Kinder und Jugendlichen. Lies den Beispieltext und schreibt einen Text nach diesem Modell /Прочитай текст–пример и напиши текст по данной модели»

C:UsersEVGDesktopТюмГУэссе политка-1.jpg рис.5

В «УМК «Горизонты» 7 класса учащиеся выполняют следующее задание:

  • «Упорядочи диалог/Ordne die Dialoge auf Seite 11 den Bildern zu»

C:UsersEVGDesktopТюмГУдружба чтение-1.jpgрис.6

  • Прочитай блог, упорядочи фотографии/Lies das Blog und ordne die Fotos zu.

Мой первый четырехтысячник: Мёнх/Mein erster Viertausender: Der Mönch

C:UsersEVGDesktopТюмГУ20161111_215259-1.jpgрис.7



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт