Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВ...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО (ДУАЛЬНОГО) ОБУЧЕНИЯ С УЧАСТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО

(ДУАЛЬНОГО) ОБУЧЕНИЯ С УЧАСТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Алексеева Лариса Филипповна,

заместитель директора по учебно-производственной работе

государственного бюджетного профессионального образовательного

учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа

«Муравленковский многопрофильный колледж», г. Муравленко

 

Система подготовки и поставки рабочих кадров, востребованных на рынке труда, в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями может быть реализована в логике практико-ориентированного (дуального) подхода с участием предприятий.

В узком смысле, дуальное обучение – это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое – в организации работодателя. Основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.

Для производства дуальное обучение – это:

  • возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах по поиску и выбору работников, их переквалификации и адаптации;
  • возможность отобрать самых лучших выпускников, ведь за период практического обучения их сильные и слабые стороны становятся очевидными;
  • молодые специалисты могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нём «своими».

Всё это способствует закрепляемости новых сотрудников и уменьшению текучести кадров.

Для обучающихся дуальное обучение – это:

  • отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни;
  • плавное вхождение в трудовую деятельность без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой;
  • возможность не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе;
  • формирование профессиональной компетентности и ответственности.

Таким образом, при дуальном обучении для студентов создаются возможности для управления собственной карьерой.

В Муравленковском многопрофильном колледже развивается сотрудничество с компаниями по практико-ориентированному обучению.

В 2018/19 учебном году практико-ориентированное (дуальное) обучение по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» организовано в рамках соглашения о сотрудничестве между АО «СибурТюменьГаз» и колледжем.

В течение учебного года реализованы следующие этапы практико-ориентированного обучения студентов:

  1. ознакомительные мероприятия: собрание с родителями и студентами, знакомство с корпоративной этикой компании;
  2. обучение в условиях предприятия: выход на оплачиваемую практику, тестирование студентов и отбор для дальнейшего трудоустройства;
  3. стажировка преподавателей и, как результат, актуализация рабочих программ дисциплин профессионального цикла.

Студенты, успешно прошедшие все этапы отбора, трудоустраиваются на предприятие. В этом году из 15 студентов, прошедших практику, трудоустроились 5.

Весной 2019 года с Филиалом АО «Ямалкоммунэнерго» в городе Муравленко «Тепло» и ООО «Ноябрьскэнергонефть» заключены договоры об организации дуальной подготовки обучающихся очной формы обучения.

Следует отметить, что элементы дуального обучения присутствуют во взаимодействии с предприятием на протяжении ряда лет. Ежегодно профильные специалисты привлекаются к преподаванию дисциплин профессионального цикла; выступают в качестве экспертов на олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства, участвуют в промежуточной и государственной итоговой аттестации выпускников, а также в подготовке участников регионального чемпионата Ворлдскиллс.

На период прохождения производственной практики за студентами закрепляется наставник, который является руководителем практики от предприятия.

Преподаватели и мастера производственного обучения колледжа проходят стажировку в условиях производства.

В настоящее время мы находимся на этапе проектирования дуального обучения:

  • определены требования к результату обучения и методам оценки с учетом запросов работодателей;
  • сформирован перечень видов работ в соответствии с направлениями деятельности подразделений предприятий;
  • ведётся работа по организации учебного полигона и формированию пространства коммуникаций (погружение в корпоративную культуру предприятия).

Следующим этапом работы является обеспечение условий реализации образовательной программы в части формирования информационной образовательной среды: необходимо приобретение и внедрение электронных образовательных ресурсов, виртуальных тренажёров-симуляторов и другого контента, визуализирующего профессиональную деятельность.

Таким образом, практико-ориентированное (дуальное) обучение является точкой соприкосновения взаимных интересов предприятий и региональной власти в вопросах подготовки и поставки рабочих кадров для Арктики. Оно позволяет подготовить выпускника со знаниями, уровнем образования и опытом, которые соответствуют требованиям работодателей.



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт