Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Реализация проекта «Открытие ш...

Реализация проекта «Открытие школьного музея» в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» и духовного краеведения


Реализация проекта «Открытие школьного музея» в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 и духовного краеведения

Солянникова Наталья Владимировна,

педагог-организатор МБОУ «Школа № 6»,

г. Муравленко

 

Материал представляет собой описание школьного проекта «Открытие школьного музея» в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) и духовного краеведения.

В начальной школе эта форма проекта является одной из наиболее эффективных инновационных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей и компетенций учащегося, формированию навыков саморазвития и самообразования. В нашей школе она реализуется через проект «Открытие школьного музея».

Данный проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания младших школьников на уроках духовного краеведения и основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ).

Как и прежде, цель нашего проекта состоит в том, что мы перенесли акцент на сам процесс подготовки музейных предметов, предшествующий открытию новой музейной экспозиции.

Задачи проекта:

  • обновление содержания работы по патриотическому воспитанию, внедрение инновационных технологий на основе отечественных традиций и современного опыта;        
  • активизация работы образовательных организаций в сфере формирования у детей и молодежи высокого патриотического сознания, социально значимых ценностей, верности Отечеству, воспитанию уважения к истории;
  • выявление и обобщение лучшего опыта работы в данном направлении;
  • создание информационного банка методических разработок по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;
  • дополнение материалов в Школьный музей.                    

Участниками проекта являются администрация образовательного учреждения, учителя по краеведению и истории, педагоги дополнительного воспитания, родители, учащиеся, соискатели, городские организации г. Муравленко (музеи, парки, библиотеки).

Основа проекта:

Конкурс мини-проектов «Музейный предмет». В конкурсе участвуют классные коллективы 1-4 классов. Обучающимся 2-4 классов было предложено поделится на группы по четыре или пять человек, а ученикам первых классов принять участие совместно с родителями. Прежде чем приступить к выполнению мини-проектов, младшие школьники посетили Эколого-краеведческий музей города Муравленко, где для них провели занятия, экскурсии. Ребята изучали исторические события и факты из биографии своих родственников, участников Великой Отечественной войны, оформили творческие проекты, после чего представили их на школьном конкурсе мини-проектов «Музейный предмет». Конкурс проходил в два этапа. Первый отборочный тур прошёл в классах, где были определены лучшие мини-проекты. Работы всех участников были размещены на классных стендах. Победители представили свои проекты в ходе проведения гостиной.

Данный проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания младших школьников на уроках духовного краеведения и основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). В основе нравственно-патриотического воспитания лежит ориентация на духовные ценности человека.

В соответствии с основными сферами общественной жизни, традиционно различают 3 группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные.

Материальными ценностями считаются такие природные объекты и предметы, которые имеют ценностную важность, то есть средства труда и вещи конкретного потребления. Природные ценности – естественные блага, которые заключены в природных богатствах. К предметным ценностям относятся такие вещи материального мира, которые сделаны посредством человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.

Социально-политическими ценностями считаются ценностно-значимые социальные и политические явления, события, политические акты и действия. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также современное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д.

Духовными ценностями мы называет нормативно-оценочную сторону явлений общественного сознания, которая выражена в соответственных формах. Как правило, к духовным ценностям относят то, что связано с наукой, моралью, искусством, философией, правом и т. д.

Так же ценности можно классифицировать по субъектам. В данном случае распознают ценности личные, групповые и общечеловеческие.

Среди общечеловеческих и личных ярко выделяются патриотические ценности – любовь к Родине, родной земле, городу, память о тех, кто воевал за страну, гордость за предков, уважение к старшим предкам и т. д.

По мнению большинства педагогов и психологов, любовь к Родине, своему городу, его природе – это важная часть развития школьника.

Именно школьные годы – самое благоприятное время для привития чувства любви к своей стране, к развитию духовно-патриотического воспитания.

Что же включает в себя патриотическое воспитание?

  1. Развитие любви к своему Отечеству.
  2. Готовность действовать в интересах Родины.
  3. Гордость за культуру своей страны, её героев.
  4. Бережное отношение к памятникам страны, её природе.
  5. Защита интересов Родины.
  6. Преданность стране, её идеалам.
  7. Уважение к истории Родины.

В рамках проекта планируется реализовать следующие мероприятия: чтение отечественной литературы и книг авторов города об истории г. Муравленко, Ямало-Ненецкого автономного округа, поход в музей и библиотеку, изучение городских памятников, мемориальных досок, городских построений, изучение городской доски почета, работа с сайтом http://www.muravlenko.com/, подготовка рисунков и докладов на данную тему, выступления учеников с докладами, пополнение Школьного музей новой информацией (стенгазеты, фотографии, доклады).

В таблице представлена информация о мероприятиях проекта на 2017-2018учебный год.

Таблица 1

План мероприятий в рамках курса краеведения и ОРКСЕ по проекту «Музейный предмет»

Период проведения

Количество часов

 

Описание

 

Примечание (оборудование, материалы, участники)

Сентябрь 2017

1

Презентация на тему «Мой родной город Муравленко»

Подготавливается педагогами

Сентябрь 2017

1

Архитектурное наследие города (картинки, фотографии)

Подготавливается учащимися совместно с педагогами

Октябрь 2017

2

Поход с учащимися в Центральную городскую библиотеку имени В. И. Муравленко, знакомство с библиотекой и её устройством

Педагоги и учащиеся

Октябрь 2017

2

Поход с учащимися в Центральную городскую библиотеку имени В. И. Муравленко, чтение книг и журналов по истории города, фотографирование

Педагоги и учащиеся

Октябрь 2017

1

Подготовка стенгазеты на тему «Мы в библиотеке»

Подготавливается учащимися совместно с педагогами

Октябрь 2017

1

Круглый стол с родителями на тему «Наша природа» (план показан в приложении)

Педагоги, учащиеся и их родители

Ноябрь 2017

2

Поход в Эколого-краеведческий музей г. Муравленко, знакомство с музеем, его историей

Педагоги и учащиеся

Декабрь 2017

1

Подготовка докладов на тему «Мой любимый уголок города». Ученики должны рассказать о своем любимом месте (двор, парк, пляж и т.д.) в городе, возможны презентации

Учащиеся и их родители

Январь 2017

1

Урок на тему «Город зимой» с докладами учеников о том, что интересного происходит в городе зимой (как украшен, какие места реставрируются и т.д.)

Активные участники учащиеся, педагоги и родители в качестве наставников

Февраль 2017

1

Презентация на тему «Достопримечательности моего города» – о «Капле нефти», «Детям Севера посвящается», «Север выбирает достойных», «Памятник В. И. Муравленко»

Активные участники учащиеся, педагоги и родители в качестве наставников

Март 2017

2

Работа с журналом «Образование Ямала», поиск информации, фотографий, подготовка стенгазеты «История города»

Педагоги, учащиеся и их родители

Апрель 2017

2

Поход к памятнику В. И. Муравленко, в парк культуры и отдыха, фотографирование

Педагоги и учащиеся

Апрель, 2017

1

Подготовка учениками докладов на тему «Герой войны моего города». Ученики с помощью журналов и Интернет-ресурсов составляют доклады о жизни и биографии жителей г. Муравленко, принимавших участие в ВОВ (можно в виде презентаций). Ученики могут рассказать также о своих дедушках и бабушках.

Активные участники учащиеся, педагоги и родители в качестве наставников

Май, 2017

4

Подготовка и проведение конкурса «Музейный предмет» (в 2 этапа)

 

Активные участники учащиеся, педагоги и родители в качестве наставников

Май, 2017

2

Конкурс стихотворений к 9 мая «Мой герой». Ученики выбирают любое стихотворение на тему Великой Отечественной Войны и рассказывают его, либо пишут сами. Возможно групповое чтение по ролям

Учащиеся, родители

Май 2017

1

Подготовка стенгазеты «На улицах города» с фотографиями, сделанными за год

Педагоги и учащиеся

Май, 2017

1

Работа в компьютерном классе с сайтом http://www.muravlenko.com, поиск и анализ информации

Кабинет информатики, педагоги, учащиеся

 

По окончании каждого мероприятия учителем выставляются оценки за активность учеников. По завершению учебного года готовятся грамоты и похвальные листы всем участникам проекта (педагоги, родители, особо активные учащиеся). Также на всеобщем собрании подводятся итоги года, принимается решение о плане мероприятий на следующий учебный год с учетом мнений учеников и их родителей. Вся собранная информация (стенгазеты, фотографии с прогулов, вырезки с журналов и газет, доклады и т.д.) заносится в Школьный музей (специально отведенный кабинет).

 

Список литературы

  1. Горшков М. К. Непрерывное образование в контексте модернизации / М. К. Горшков, Г. А. Ключарев. – М.: Институт социологии РАН, 2011. – 232 с.
  2. Научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования». – М. – 2013. – № 3. – С. 90-117.
  3. Официальный сайт г. Муравленко [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.muravlenko.com.
  4. Риккерт Г. О системе ценностей / Г. Риккерт. – М.: Логос, 2011. – 182 с.
  5. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» / Авт.-сост. Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 318 с.
  6. Электронный журнал «Образование Ямала» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://yamal-obr.ru.


Информация © 2011–2017
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2017
Интернет-компания СофтАрт