Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Реализация программы внеурочно...

Реализация программы внеурочной деятельности «ФСБ – Филологическая служба безопасности» как способ повышения орфоэпической и лексической грамотности


Михайловская З.А., г. Салехард.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1

имени Героя Советского Союза И. В. Королькова»,

учитель русского языка и литературы

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2014 года N 2647-р была принята федеральная целевая программа "Русский язык" на 2016-2020 годы (с изменениями на 2 апреля 2016 года). В характеристике проблемы, на решение которой направлена программа, говорится о том, что «русский язык является одним из фундаментальных факторов, объединяющих многонациональный российский народ, определяющих его самобытность и жизнеспособность, что обуславливает необходимость расширения мер, направленных на поддержку русского языка как родного языка и как языка межнационального общения. Русский язык имеет огромное значение не только для Российской Федерации, но и для мировой цивилизации, поскольку он является одним из мировых языков и важнейшим инструментом познания другими народами гуманистических ценностей российской культуры, образования и науки <…> Требует внимания ряд проблем современного состояния русского языка, в том числе снижение уровня владения русским языком как государственным языком, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения в ряде регионов, невысокие результаты единого государственного экзамена по русскому языку» [1]. Поэтому повышение уровня владения родным языком с целью его сохранения и популяризации в мире – задача, требующая немедленного решения.

Каждый день для достижения личных и производственных (учебных) целей мы общаемся с людьми. Но  человек, не  владеющий навыками грамотной речи, испытывает большие трудности при достижении этих целей. Нарушение орфоэпических норм (неправильное произношение слов, неправильная постановка ударения) и нарушение лексических норм (неверное применение слов по их значению и по их принадлежности к стилю речи, искажение значений слов) приводит к путанице, непониманию собеседника и к неверному толкованию смысла сказанного и написанного. Также использование просторечий, слов-паразитов, ненормативной лексики делает речь неблагозвучной, отталкивающей, оскорбляющей честь и достоинство окружающих. Всё вышеперечисленное создаёт неприятное впечатление о говорящем, а также нарушает экологию русского языка.

К сожалению, всё чаще такие языковые нарушения мы наблюдаем среди детей и подростков. Немаловажную роль в этом играют СМИ и Интернет. Общение в социальных сетях, на форумах не требует соблюдения речевых норм. Грамотность речи уходит на второй план, и это является одной из причин понижения качества образования.

Наблюдая за устной и письменной речью молодежи, мы все чаще видим нарушение орфоэпических норм (неправильное произношение слов, неправильная постановка ударения) и лексических норм (неверное применение слов по их значению и по их принадлежности к стилю речи, искажение значений слов, использование слов-паразитов, жаргонной лексики и т.д).

В связи с этим в 2018/2019 учебном году в МАОУ СОШ №1 среди обучающихся 6-х классов было проведено исследование на тему «Культура речи». По результатам исследования был выявлен низкий уровень выполнения заданий на знание орфоэпических и лексических норм.

Таким образом, возникает вопрос: как повысить уровень орфоэпической и лексической грамотности у обучающихся МАОУ СОШ №1.

Путём решения проблемы является создание в 2019/2020 учебном году Службы «ФСБ (Филологической службы безопасности)», состоящей из обучающихся 7-х классов, среди которых было проведено исследование. Деятельность Службы направлена на преодоление имеющихся нарушений речевой культуры среди обучающихся МАОУ СОШ №1. С ее помощью проводятся мероприятия, направленные на развитие орфоэпической и лексической грамотности речи среди всех обучающихся школы.

На основании полученных результатов исследований была изучена учебно-методическая литература по культуре речи, составлена дополнительная общеразвивающая программа «ФСБ (Филологическая служба безопасности)». Программа рассчитана на 7-ые классы.

Цель программы - приобретение обучающимися  способов распознавания и противостояния разрушению экологии русского языка.

Особенность нашей деятельности заключается в том, что мы совместно с ребятами планируем ход работы, ищем пути решения поставленных перед нами задач и вместе движемся к одной цели – повысить грамотность учащихся. Каждый в данных условиях может проявить себя, предложить свои идеи и т.д. Для продуктивной работы мы разделяем обязанности между собой. Например, если это оформление выставки, то первая группа ребят отбирает материал, вторая занимается дизайном карточек, третья оформляет готовыми карточками лестничные пролеты и т.д. В основе нашей деятельности лежит стиль «совместное творчество», который принято считать наиболее эффективным стилем общения учителя с учащимися. Эффективность заключается не только в конечном результате, но и в воспитательном эффекте. Общение с учащимися протекает по деятельностно-диалоговой схеме, когда ставятся общие цели и совместными усилиями (учителя и ученика) находятся решения.

Занятия проходят два раза в неделю, отведенное нам время мы используем для подготовки к мероприятию и его реализации. В план работы службы включены следующие мероприятия:

проведение рейдов, исследований, выпуск буклетов, памяток, словариков, иллюстрирующих правила по теме «Культура речи»;

создание выставок работ в электронном и бумажном вариантах, которые демонстрируются на экранах телевизоров, на стендах в коридорах школы;

проведение игр и викторин, на которые мы приглашаем ребят других классов.

Чтобы выявить эффективность нашей деятельности, мы провели повторное исследование по теме «Культура речи», которое показало, что процент выполнения заданий на орфоэпию и лексику по сравнению с 2018/19 учебным годом повысился.

В связи с тем, что проведенная работа оказалась эффективной, «Филологическая служба безопасности» продолжит свою деятельность и в следующем году. Повышение орфоэпической и лексической грамотности играет одну из ведущих ролей в сохранении экологии русского языка, что укрепляет его позицию в государстве, в мире. Кроме того, оно способствует  повышению личной эффективности в учебной и трудовой деятельности.

 

Список использованных источников

 

1.     Нормативно-правовое обеспечение

1.1.         Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы.

2.     Научная и учебно-методическая литература

2.1.         Клубков П. А. Говорите, пожалуйста, правильно / П. А. Клубков. – СПб. : Норинт, 2004 [Текст]. — 192 с.

2.2.         Константинова Л. А., Ефремова Л. В., Захарова Н. Н. Нормы русского литературного языка: учебное пособие по культуре речи / Л. А. Константинова, Л. В. Ефремова, Н. Н. Захарова [Текст]. – М. : Флинта: Наука, 2018. – 166 с.

2.3.         Лютикова В. Д. Русский язык: нормы произношения и ударения / В. Д. Лютикова. – М. : Флинта: Наука, 2014 [Текст]. – 103 с.

3.     Информационные ресурсы

http://azps.ru/articles/ped-psych.html



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт