Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Религия и ценностный мир молод...

Религия и ценностный мир молодежи


Сибагатуллин Ильяс Рифович
ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»
г. Ноябрьск
Сибагатуллина Ралия Назыровна
ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»
г. Ноябрьск
Березенко Ирина Григорьевна
ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»
г. Ноябрьск

Отличительной особенностью социокультурных процессов, происходящих в нашем обществе, является переоценка и осмысление ценностей. То, что совсем недавно воспринималось в качестве незыблемых постулатов, сейчас либо полностью отвергается, либо вызывает сомнение в его значимости. Можно согласиться с Д. А. Леонтьевым: «Налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистенциональный вакуум и многие другие симптомы социальной патологии, возникшей на почве перелома ценностной основы, смыслового голодания и вывиха мировоззрения [4, с.15].

Понятия «ценность», «ценностные ориентации» – одни из самых сложных в философии, социологии, психологии, культурологии. Ценности выступают основанием для осмысления, познания и конструирования целостного образа социального мира, для регуляции человеческого поведения во всех его проявлениях при принятии решений в ситуации выбора. Смысл понятий «ценность», «ценностные ориентации», используемых в разных теориях, во многом определяется субъективной позицией исследователей. В результате существует множество определений одной и той же категории.

Ценности – это и социологическое понятие, которое приобретает психологический смысл в связи с анализом мотивов и поступков отдельной личности. Ценности являются основой бытия и создают культурный мир. Они необходимы для создания и поддержания социального порядка. Чаще это абстрактные идеалы, т.е. представления человека об идеальных способах поведения и идеальных конечных целях. Ценности относятся, как правило, к идеям, объектам и целям, которые считаются желательными и достижение которых положительно санкционируется. Когда мы знаем, каким идеям служит человек, мы можем ответить на вопрос, ради чего он поступает тем или иным образом. Таким образом, ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество.

Ценность с точки зрения педагогики рассматривается как психопедагогическое образование, в основе которого лежит отношение воспитуемого к среде и самому себе. Данное отношение представляет собой результат ценностного акта личности, который включает субъект оценки, оцениваемый объект, рефлексию по поводу оценки и её реализации. В образовательном процессе ценностные ориентации выступают в качестве объекта деятельности воспитателя и воспитанников. Считаем, что ценностные ориентации личности могут изменяться на всех этапах развития личности, так как на протяжении всей жизни человека функционируют одни и те же ценностные механизмы: поиск – оценка – выбор – проекция. Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Рассмотрим подробнее отношение учащейся молодежи к религии  и их ценностные ориентации на примере учащейся молодёжи 1 курса колледжа города Крайнего Севера.

Влияние религии на жизнь людей может быть или положительным (помогающим им в деле их сохранения и развития), или отрицательным (мешающим им в деле их сохранения и развития), или противоречивым (несущим в себе как положительные, так и отрицательные последствия). Без сомнения, религия является одним из важных моментов в жизни общества, являясь мировоззрением, т. е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

В Колледже обучаются представители многих национальностей.

Диаграмма 1

Национальный состав обучающихся первого курса*

* за 2012/13 учебный год

Основной состав обучающихся – русские 70%, на втором месте азербайджанцы – 10 %, на третьем украинцы – 9%. В составе первокурсников представлены молдаване, белорусы, ненцы. Многонациональный состав обучающихся подразумевают различную конфессиональную принадлежность. Динамика ответов респондентов свидетельствует о том, что, во-первых, увеличивается как количество верующих обучающихся, так и количество обучающихся, которые затрудняются ответить на вопрос о своей конфессиональной принадлежности. Если в 2004 г. 49% (+2% по сравнению с 2003 г.) студентов считали себя верующими, в 2006 г. 35,5% (-13,5%), в 2007 г. – 45%, в 2008 г. – 48%,  в 2009 г. – 59%.

В то же время растёт неопределенность в отношении обучающихся к религии, так например, 12,6% в 2009 году, 34,6% в 2008 г. (23,6% (18,3% (15,8%) затруднились ответить на вопрос об отношении к религии.  В 2012 году считали себя верующими  76% респондентов.

Так, в 2012 г. православия придерживались 62% верующих студентов, ислама – 17%, католицизма – 1%, другая христианская церковь – 2%, затруднились ответить на вопрос о религиозной принадлежности 15% респондентов. То есть основная масса обучающихся больше половины – это православные верующие.

 

    Диаграмма 2

Принадлежность к религии

Таблица 1

Конфессиональная принадлежность студентов

Ответ

2004

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1

Православие

52,2

35,5

52,5

42,5

45

46,4

43

62

2

Католицизм

0,9

1,2

3,2

0,6

0,6

1,7

0,5

1

3

Другая христианская церковь

1

0,3

0,5

1,1

2

3,9

4

2

4

Ислам

6,5

16

10

3,7

8,6

8,4

21

17

5

Другая религия или секта

0,4

7,5

1

1,4

-

0,6

-

2

6

Затрудняюсь ответить

6,8

14

5,4

10,3

17,6

6,2

12

15

 

Анализ результатов исследований показал, что представления о ценностях, сложившиеся у молодёжи, имеют преимущественно индивидуально-личностную направленность, связаны с повышением роли материального фактора. Отсюда, наиболее значимыми заявлены такие ценности, как материальное благополучие, карьерный рост, собственное здоровье. Ценности же социального характера, гражданские, патриотические, касающиеся благополучия других людей, экономического благополучия общества, не воспринимаются молодёжью как доминирующие цели их деятельности. Такие социальные ценности, как приобщение к культуре и знаниям, служение людям, занимают последние позиции в иерархии жизненных ценностей молодёжи. В последние годы претерпевает значительные изменения методологическая основа теории воспитания. Так, И. П. Смирновым и Е. В. Ткаченко разработаны новые принципы воспитательной работы в УБПО, ведущим из которых является ориентация на зону ближайших интересов учащейся молодёжи, который развивает и распространяет на сферу воспитания теоретическое положение Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» [6]. Открытость как условие функционирования современной системы профессионального образования предполагает её широкое взаимодействие с социумом, включенность в рыночные отношения с признанием приоритета заказчиков кадров [7].

Наши исследования выявили, что в условиях временного характера проживания на Крайнем Севере, а потому раздельного проживания поколений и слабого воспитательного воздействия старшего поколения стремление молодых людей к любви и созданию семьи находятся вне связи со смысложизненными проблемами. Кроме этого, как и в РФ, учащаяся молодёжь северного города предъявляет повышенные требования к обществу при отсутствии требований к себе; обладает стремлением к повышенным заработкам и отсутствием мотивированной базы для достижения этой цели; завышенной самооценкой и низкой дисциплиной; стремятся стать высококвалифицированными специалистами, но не стремятся к получению знаний. Анализ ранжирования студентами-участниками опроса жизненных ценностей выявил противоречия в социально-профессиональных установках студентов:

– между завышенными требованиями к обществу и его культуре и заниженной потребностью в собственном культурном развитии;

 – между стремлением стать высококвалифицированным специалистом и слабо выраженным желанием приобщаться к знаниям, культуре, реализовать свои способности, завышенной самооценкой;

 – между желанием стать высококвалифицированным специалистом и нежеланием добиться высокого положения в обществе, «стать человеком высокой культуры». Профессиональные ценности мотивированы следующим образом: высокая квалификация не связана с карьерой, однако прослеживается связь между высокой квалификацией и материальным благополучием.

Педагогический аспект проблемы формирования ценностных ориентаций состоит в том, чтобы широкий спектр объективных ценностей культуры сделать предметом осознания и переживания как особых потребностей личности, способствовать тому, чтобы объективные ценности стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами личности, ее ценностными ориентациями.  Это становится возможным в случае организации следующего алгоритма деятельности: исходная диагностика – проектирование – реализация проектов – диагностика результатов – рефлексия.

Библиографический список

1.             Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования) [Текст] : Научно-методический сборник. Авторы-составители: Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. – М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2003. – 280 с.

2.             Вязников, Л. Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития) [Текст] / Л. Ф. Вязников// Психологическая наука и образование. – 2002. – № 4. – С. 88-98.

3.             Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности) [Текст]. – М.: Политиздат, 1986. – 221 с.

4.             Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции) [Текст] / Д. А.  Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 15-25.

5.             Миронов, В. В. Философия. Учебник) [Текст]. – М.: КноРус, 1998. – 246 с.

6.             Смирнов, И. П., Ткаченко, Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодёжи) [Текст]. – М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ. – 2005. – 184 с.

7.             Соломко, Л. Г. Формирование открытой модели учреждения непрерывного профессионального образования. – М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2003. – 216 с.

     

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт