Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Роль краеведческого музея в ду...

Роль краеведческого музея в духовно-нравственном воспитании молодёжи


Яндо Н. Т.
муниципальное бюджетное образовательное уч-реждение дополнительного образования Дом детского творчества
г. Новый Уренгой

Яндо Н. Т., муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества, г. Новый Уренгой,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

 

Музей Дома детского творчества возложил на себя важнейшую общественную миссию историко-культурного просвещения посредством национально-регионального компонента. Цель реализации национально-регионального компонента в Доме детского творчества состоит в том, чтобы осуществлять формирование личности обучающегося в неразрывной связи культурно-исторических традиций и личностных ориентиров, соответствующих духу времени и социальному заказу с ориентацией на завтрашний день.

Экскурсионно-лекционная деятельность на базе краеведческого музея развивает познавательно-мировоззренческую и эмоционально-волевую стороны ребёнка и стимулирует участие в социально-значимой деятельности, придавая патриотическую направленность всем его делам, акциям и поступкам. Дети показывают мастерство экскурсовода, участвуют в викторинах знатоков города, округа, защищают итоги поисковой работы на научно-практических конференциях. Конкурсы и фестивали вырабатывают у них умение работать в команде, строить свои отношения на основе взаимопонимания и взаимовыручки, коллективного творчества. Происходит становление и развитие действенно-практической стороны личности воспитанника, осознание важности музейной работы, её социальной значимости.

В последние годы в нашем учреждении активно разрабатываются и реализуются различные краеведческие проекты. Большой интерес у обучающихся вызывала разработка и реализация проекта «Краеведческий музей – хранитель тайн, истории, обычаев и традиций коренных народов Ямала». Целями данного проекта являются сохранение и развитие духовных и культурных ценностей народов Крайнего Севера, изучение и знакомство с особенностями истории, культуры и быта коренных жителей на базе Краеведческого музея Дома детского творчества. Проект шагнул далеко за пределы учреждения – его виртуальная версия стала достоянием многих жителей и гостей округа, а может, и всей страны. Так как он размещён на сайте учреждения в локальной сети Интернет.

Краеведческий инновационный проект «Формирование межэтнической культуры подрастающего поколения посредством интеграции музейной педагогики и медиаобразования» заинтересовал многих пользователей Интернета. На сайте учреждения размещены рубрики «Виртуальный музей», «Виртуальная экскурсия». Фонд музея – электронные файлы различного формата, собранные воедино, представляют материал об истории края, города, культуре коренных народов ЯНАО.

Формы и методы музейной педагогики, используемые в краеведческом музее Дома детского творчества, формируют высокие морально-этические принципы обучающихся, готовят молодёжь к активному участию в работе институтов гражданского общества и развивают духовно-нравственные ценности.

В 15–17 лет обостряется национальное самосознание, а управление его формированием приобретает особое значение в связи с этническими конфликтами, фактами терроризма и ухудшением криминогенной ситуации. Во всём этом принято искать национальные корни.

Проводимый ежегодно фестиваль народного творчества «Гостеприимный Ямал» в целях творческого развития личности ребёнка, воспитания чувства уважения к национальной культуре, сохранения преемственности национальных обычаев, обрядов и традиций, является наиболее эффективным и значимым компонентом в образовательном процессе по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи.

Именно в ходе подготовки к фестивалям, конкурсам и посещения экспозиции музея происходит процесс познания и национального самосознания, т. е. этноидентификации. Дети разных национальностей рассказывают о себе, о своих семейных традициях, о своей национальной истории, культуре, показывают народные игры, танцы, исполняют песни.

Таким образом, этнонациональное краеведение способствует созданию педагогических ситуаций, в ходе которых школьники, во-первых, изучают историю коренных и представителей других народностей, проживающих на территории нашего округа, особенности национальных культур, народного быта, традиций, народного творчества; во-вторых, узнают о вкладе всех представителей многонационального округа в его развитие и процветание, о трудовых и творческих достижениях ямальцев, об их вкладе в науку, искусство, образование; в-третьих, общаясь в ходе проведения праздников, фестиваля, выставок с представителями разных национальностей, ребята проникаются сознанием того, что каждый житель города и округа – полноправный его гражданин.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт