Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Роль национальной культуры в ф...

Роль национальной культуры в формировании духовно здоровой личности


Роль национальной культуры в формировании

духовно здоровой личности

Окотэтто Серафима Александровна,

обучающаяся 10 класса

МБОУ «Сеяхинская школа-интернат»,

с. Сеяха, Ямальский район

 

Размышляя о роли цивилизации, вторгающейся в самобытную культуру, я вспоминаю слона в посудной лавке. Бесцеремонное вмешательство в веками складывавшуюся культуру, на мой взгляд, несомненно, оказывает негативное влияние. Быть может, и помыслы были благими, но непродуманное вмешательство, а иногда и культурный диктат наносят непоправимый вред становлению личности.

Конечно, мир становится общим и взаимозависимым, избежать внешнего влияния уже практически невозможно, так как это чревато возникновением других проблем, но все-таки нужны фильтры, ограничивающие или хотя бы регулирующие доступ в глобальное пространство информации.

Актуальной темой среди молодежи нашего поселка является антисоциальное поведение. Мусор, громко ругающиеся компании молодых людей возле магазинов, драки по любому поводу – всё это является следствием «цивилизационного», ничем не ограниченного влияния и той слабости духа, который она рождает. Ведь ни алкоголя, ни сигарет на севере до ее прихода не было. Безумное следование модным и вредным привычкам, завезенным из больших городов вместе с общенациональной русской культурой и ее ценностями, придает авторитет «заболеваниям» цивилизации. Когда я уезжаю в тундру, то замечаю важную вещь, чем дальше от поселков и городов живут люди, тем более они здоровы и менее нравственно испорчены. Проблема обостряется еще и тем фактором, что Ямал все более осваивается промышленными предприятиями, и роль традиционных занятий снижается. Новому времени нужны новые специальности, а их освоение людям с традиционным образом жизни дается очень нелегко. Поэтому, помимо всего прочего, к болезням цивилизации добавляется еще и безработица. Нет ничего хуже, чем безделье, помноженное на алкоголь, сигареты и чувство собственной неполноценности, здесь уже рукой подать до преступлений [1].

Самым важным «фильтром» цивилизационного влияния является семья и семейные ценности. Обычаи разных народов складывались на протяжении многих веков и стали своеобразным иммунитетом, фильтром, защищавшим народ от влияния негативных факторов. Ненецкие традиции не являются исключением. В нашей культуре традиции и ценности передаются из поколения в поколение. Детей с пеленок учат почитать старших, хранить и беречь фамильные реликвии, рассказывают о важности семейных праздников. Благодаря этому происходит осознание связи с предками, духовного единства народа. Родители приучают своих детей к труду с малого возраста. Чтобы выжить в условиях тундры надо иметь огромную силу и способность трудиться, не взирая на холод, ветер и другие неблагоприятные моменты жизни. Где же черпать силы на преодоление себя и всего того, что окружает? Только внутри себя, внутри своей культуры и истории.

Законом в тундре всегда было брать от неё только самое необходимое для жизни. Ненецкие запреты («хэвы») очень строги. Нарушение запретов строго каралось осуждением сородичей. В зверях и птицах, реке, тундровом озере, самой земле ненцы видели живую душу и обращались к ним за помощью, старались не обидеть. Перед кочевьем снимали чумы, убирали место стойбища, тщательно подметали землю и прощались с духом-хозяином окрестностей. Вдумчивое, внимательное и бережное отношение к природе помогает ненцам не только выжить в суровой тундре, но и чувствовать себя комфортно. Такие люди находятся под защитой высших сил.

Мужчины в наших семьях занимаются оленеводством, в нужное время перегоняют их на новое место в поисках корма для оленей. Также мужчины занимаются рыболовством и охотой. Все свои навыки они обязаны передать сыновьям, и это не просто формальная обязанность отца, а жизненная необходимость. Главным в семье считается отец, так как именно он добывает для семьи пищу и все необходимое для выживания. Отца обязаны уважать и почитать все члены семьи, ему отводится особое место за столом, ему первое слово, ему первая нарта. Отец не просто проводит время со своими сыновьями, он является для них примером, ограждает своих детей от «мусора», что приходит вместе с цивилизацией. Мужчина в семье – это защита и опора, ведь в тундре нет полиции, социальных и экстренных служб, его ошибка может дорого стоить его семье. Это накладывает на мужчин серьезную ответственность, но взамен он приобретает звание Мужчины. А слово «ненец» (ненэйненэць) в переводе на русский язык означает «настоящий человек».

Женщина-мать также играет важную роль в жизни ненецкой семьи. Мать является покровительницей семейного очага и следит за домашним хозяйством. Она одевается в длинные, красивые платья, поверх головы носит платок, независимо от того, где она находится: на улице или в чуме. Женщина должна быть скромной, расторопной, ей нельзя громко смеяться и быть небрежной. Мать семейства одевает и кормит свою семью. Из шкуры оленя она шьет малицы, кисы и все необходимое для домочадцев. Она заготавливает дрова для печи и носит воду, во всем этом ей помогают дочери. Определить, что девушка не замужем, можно по ложной косе с прикрепленными к ней бусинами, которая выступает своеобразным оберегом. Готовясь выйти замуж, молодые девушки заранее шьют разнообразную одежду, тем самым показывая родственникам жениха свое трудолюбие. В прошлом ненецкие девушки выходили замуж не по любви, а за того, кого выбирали родители.

Копируя с детства поведение своих родителей, дети приобретают культурный опыт, который со временем превращается в духовный стержень, позволяющий отделить дурное от хорошего. Я считаю, что традиции и обычаи имеют огромное значение в формировании личности человека, а этого, на мой взгляд, сегодня не хватает жителям поселков и городов. В результате теряется значимость традиций и иммунитет к «заболеваниям» цивилизации, дети становятся зависимыми от модных тенденций потребительского общества. К примеру, очередным модным поветрием стало повальное увлечение спиннерами, напоминающее массовый психоз.

Другим не менее важным фильтром является школа и социум. В школе ребята знакомятся с великими достижениями мировой культуры и глобальными проблемами человечества. Воспитательные мероприятия, посвященные межнациональному и межкультурному обмену, способствуют скорой социализации тундровых детей. Мы узнаем, как живут люди в других регионах нашей страны, что для них ценно, а что не очень. Классные часы, праздники, беседы и другие формы воспитательной работы помогают детям успешнее самореализовываться, находить занятия по интересам и желаниям. Большая работа ведется воспитателями и педагогами по профилактике противоправного и антиобщественного поведения. Родительские собрания, выступления участкового и инспекторов по делам несовершеннолетних, а также врачей приносили бы больше пользы, если бы не были похожи на страшилки из комиксов. Формальный подход государственных организаций в профилактической работе, на мой взгляд, бросает вызов самомнению подростков. В глазах моих одноклассников я вижу реакцию: «Мы не такие, для нас это не актуально, нас это не касается», но все-таки это лучше, чем увидеть заинтересованность: «А что это такое? А как это? А это, наверное, круто, раз все об этом говорят?». И нет содержательной, донесенной до сознания мысли, что все эти негативные явления просто мусор и грязь человеческой жизни. Не возникает, к сожалению, презрения к обычной человеческой слабости. Об этой и других ключевых проблемах говорила известный ненецкий писатель и педагог, автор сюжета фильма Владимира Меньшова «Белый ягель» Анна Неркаги [2].

Мода – вот ключевое слово в молодежной среде. Мало кто из молодежи будет делать то, что полезно, но при этом не модно и не престижно. Поэтому уговаривать детей сесть в библиотеке и почитать книги – это пустое сотрясание воздуха. Когда не будет нормой не знать произведения Пушкина или Лапцуя, не будет уместно «сидеть в телефоне» на уроке музыки или родного языка, только тогда изменится наше сознание. В качестве доказательства можно привести в пример подвиги комсомольцев, строивших и защищавших нашу страну, декабристов-дворян, рискнувших жизнью во имя идей справедливости. Именно этот принцип жизни должен возродиться. А принцип «Жить, наслаждаясь жизнью», философия гедонизма, потеряет свою привлекательность своей же бессмысленностью и бесполезностью. Философия обеспеченных людей, потерявших смысл в своей жизни и предпочитающих его больше не искать, будет «красной тряпкой» для сильного поколения новых людей, желающих оставить после себя значимый след, принести обществу пусть небольшую, но пользу.

Одними из тех, кто создает моду на формирование физически и духовно здоровой личности являются люди, энтузиасты своего дела. Только тот, кто сам искренне верит в правильность выбранного пути и прилагает немало усилий, может увлечь за собой тех, кто еще не определился с выбором образа жизни и стиля поведения. Таким человеком я считаю своего интернатского воспитателя Окотэтто Ивана Игоревича. Его энергия направлена на формирование моды на национально здоровый образ жизни. Помимо своей основной работы в интернате, он развивает национальные виды спорта в поселке и привлекает к этому делу практически всех детей старшей и средней группы. Особенность заключается в том, что это не просто спорт, а национальный вид спорта. Добиться успеха в национальных видах спорта может только тот, кто является явным сторонником здорового образа жизни. Престижность национальных видов спорта в настоящее время растет. Однако путь к такой популярности национальных видов в нашем поселке был не прост и зависел в большой степени от личных усилий одного человека, его стремления развивать их. Будучи учеником, Иван Игоревич хотел заниматься национальными видами спорта. И сейчас он прилагает все усилия, чтобы его ребята были развиты физически и хорошо знали свои национальные традиции и обычаи. Такая гражданская позиция не осталась не замеченной руководством школы, и в 2016 году директор школы Резвина Ирина Валерьевна предложила ему открыть секцию и стать официальным тренером по национальным видам спорта. В результате школа получила более эффективную систему профилактики противоправного поведения. Уже в 2016 году команда со своим тренером поехала на слет оленеводов и охотников. Тогда в первый раз были открыты детские игры по северному многоборью, и на этих играх команда Сеяхинской школы-интерната заняла третье место, а в 2017 году на очередных соревнованиях ребята заняли второе место.

С целью пропаганды и сохранения национальных традиций и культуры в Ямальском районе проводятся праздники День оленевода, День рыбака, День коренных жителей Севера, способствующие формированию моды на здоровый образ жизни.

Однако, несмотря на все усилия Семьи, Школы, Власти – телевизор и простые человеческие слабости пока все еще сильнее. Большинство людей живет по принципу наименьшего сопротивления, так им удобнее.

И здесь открывается простор для работы Русской Православной Церкви, тем более, что успешный опыт уже есть, и обрела его та же самая Анна Неркаги. «Обычно бывает так, что когда у человека умирает кто-то близкий и любимый, в его душе укореняется глубокая обида, и он задаётся вопросом: за что мне это? За что бог наказывает? Нередко на этой почве человек начинает спиваться. Если в душе человека поселилась обида, от него, как правило, не следует ждать ничего хорошего. Я пошла по другому пути. Как только брата не стало, мы всей семьёй начали строительство храма, чтобы у нас было место для молитвы за его душу.

Вокруг маленькой церкви начал собираться народ, уже не только наши дети. Если среди тёмной ночи разжечь костёр на возвышенном месте, то обязательно найдутся путники, которые, увидев этот свет издали, придут, потому что устали, замёрзли, голодны. Так и наш храм стал собирать людей, которых мы кормили и обучали разным работам. Многие оставались трудиться».

Вот как описывает А. Неркаги визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на земле ямальской: «Это большая честь не только для «Земли надежды», но и для всего Ямала. Патриарх приехал на землю, где много веры. Он сам называл день посещения нашей земли счастливейшим днём своей жизни, потому что ощутил здесь Божью благодать. Более того, он сказал, что общался с разными малочисленными народами на их землях и всегда встречал в их среде обиду: люди жаловались на то, что они в чём-то ущемлены, они были обижены. А здесь Патриарх не встретил никакой обиды, а только «величие и силу духа».

Многие, услышав о фильтрах, наверное, сразу заговорят об очередной попытке ограничения прав и свобод человека. Выскажут претензии о свободе выбора. Но позволю себе заранее не согласиться с ними. Будет гораздо более гуманно ограждать и взрослых людей, и детей от неконтролируемого воздействия научно просчитанных теорий культурного маркетинга. Если государство законодательно сделать это не в силах, так как это не согласуется с Конституцией Российской Федерации, то гражданское общество имеет на это право. Ведь за ребенком, делающим первые шаги, всегда наблюдает мама, и ее заботливые руки поймают нерадивое чадо в опасный момент. Так и общество, социализируя молодежь, вправе наблюдать и иногда подстраховывать ее, иначе в дальнейшем само будет страдать от действий социально дезориентированной группы людей.



 

Список литературы

  1. http://obwest.ru/12354

  2. http://gcbs.ru/pub/pis/Nerkagi/Nerk.htm

 

Приложение 1.



 



Информация © 2011–2017
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2017
Интернет-компания СофтАрт