Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Роль православия в патриотичес...

Роль православия в патриотическом воспитании молодежи


Солодилов П. М.
Диакон
Русская Православная Церковь. Московский Патриархат. Салехардская епархия, приход храма Преображения Господня
г. Муравленко

Патриотическое воспитание молодого, подрастающего поколения на сегодняшний день представляется актуальной проблемой как для Российской Федерации, так и для Русской Православной Церкви, поскольку сегодня в обществе ощущается нехватка патриотического воспитания молодежи.

Однако, прежде чем, переходить к роли Русской Православной Церкви в патриотическом воспитании молодежи, следует обратиться к смыслу понятия «патриот» (патриотизм) и раскрыть его. Само слово «патриотизм» появилось на лингвистической арене сравнительно недавно. Конечно, оно имеет греческие корни и в древности оно означало «соотечественник» (от греч. πατρις – отечество), но соотечественник для грека античного мира никогда не означало того же, что это значит сегодня. Соотечественник для грека это, прежде всего, свободный гражданин из того же полиса, что и он сам. Рабы или свободные граждане другого полиса уже не считались соотечественниками.

Как уже было сказано выше, слово патриотизм появляется сравнительно недавно на лингвистической арене. Приблизительно с 1720-х гг. оно появляется в английской политической риторике. На протяжении всего XVIII-го века контекст и значение термина постоянно меняется. Поскольку формирование и появление слова было связано с Английской буржуазной революцией, то оно приобрело оттенок борьбы с монархом, который наступает на свободные права граждан [7].

В дальнейшем этот термин (патриотизм как любовь к отечеству) был воспринята французскими мыслителями Эпохи Просвещения. Они стали воспринимать патриотизм в противовес тирании монархии, как некую добродетель просвещенного человека. Например, Монтескье в своей работе «Дух законов» писал, что патриотизм как любовь к отечеству есть любовь к равенству, но, - подчеркивал он – эта добродетель не христианская, а сугубо политическая. По его мнению, представители монархии руководствуются понятиями чести, а те, кто является представителями республик, руководствуются патриотизмом. Борьба за патриотизм во время Великой Французской революции использовалась в качестве метода политической борьбы.

Как считают М. Одесский, Д. Фельдман термин «патриот» и «патриотизм» не был обиходным в России до конца XVIII-го в. Через просветительскую литературу он входит в обиходную речь. Декабристы используют этот термин как часть своей революционной риторики и националистического дискурса. Однако, уже при императоре Николае Ι-м этот термин приравнивается к понятию верноподданичества. Концепция официального патриотизма вскоре стала вызывать неприязнь среди интеллигенции. Ко времени правления императора Александра III негативная окраска этого термина усиливается. Он приравнивается к негативной, ксенофобской риторике, к различного рода запретам свобод и прав, что сказалось на дальнейшей исторической ситуации [8. С. 153.].

В советский период этот термин приобретает социалистический окрас. Отчасти это было прямым заимствование идей французских просветителей. Патриот это, прежде всего, тот, кто любит социалистическое общество, стремится к его построению на земле. Однако, уже при И. В. Сталине термин вновь приобретает консервативные тона эпохи дореволюционной России. В советской журналистике 70-80-хх гг. термин приобрел этнонационалистическую окраску. На сегодняшний день, патриотизм воспринимается в контексте любви к своей родине, готовности к защите своего отечества от иностранного захватчика.

Следует сказать, что, хотя этот термин и связан с эпохой просвещения, а также имеет позднее происхождение, но для истории Русского государства и Русской Церкви суть его (о которой было сказано выше. Патриотизм как любовь к родине, как готовность к защите отечества от иностранного захватчика) всегда была актуальна и востребована, хотя для этого и использовались иные термины и выражения.

Святейший Патриарх Кирилл говорил об этом на Епархиальном собрании г. Москвы в 2013-м г. следующее: «Со времен Крещения Руси и доныне Церковь имеет особое попечение о духовно-нравственном состоянии народа. И это – не дань государству за его благосклонное отношение к Церкви, вносящей свой вклад в патриотическое воспитание добропорядочных граждан… Забота о душах людей – главная составляющая церковного служения в прошлом, настоящем и в будущем» [6].

Церковь, на протяжении всего своего исторического сосуществования с государством на Руси, всегда заботилась о патриотическом воспитании народа. Одним из ярчайших примеров подобной заботы об отечестве, о народе – является прп. Сергий Радонежский. Имя преподобного, его подвиг выходят далеко за пределы исторического времени, они как бы заглядывают в вечность, и открываются в истории для тех, кто приходит к раке с его мощами. Каков же этот подвиг, который так освятил имя преподобного? Подвиг прп. Сергия заключался в том, что он в годину опасности, нависшей над государством, выступил от лица Русской Церкви как активный помощник и духовный лидер в этой борьбе. Н. М. Карамзин так характеризует прп. Сергия в этот период: «сей святой старец, отвергнув мир, еще любил Россию, ее славу и благоденствие». По мысли же выдающегося русского историка В. О. Ключевского, главное дело прп. Сергия «простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко захватывало политическое положение всего народа. Это дело – укрепление русского государства». В восприятии Ключевского преподобный выступает как нравственный и духовный катализатор русского общества. Как заключает В. О. Ключевский, прп. Сергий принес народу особое настроение, «этим настроением народ жил целые века: оно помогало устроить ему свою внутреннюю жизнь, сплотить и упрочить государственный порядок» [1. С. 154.].

Другой выдающийся русский историк, дедушка русской поэтессы серебряного века Марины Цветаевой, Д. И. Иловайский (1832-1920) во втором томе своего многотомного исследования «История России» дает достаточно необычную характеристику преподобному Сергию. Описывая деятельность митр. Алексия, он сравнивает ее с деятельностью кардинала Ришелье на церковно-политическом поприще, а деятельность же прп. Сергия он сравнивает с деятельностью аббата Сугерия. Иловайский Д. И. так это описывает: «…патриотические заслуги Сергия Радонежского дают ему значение русского аббата Сугерия». Аббат Сугерий (1081-1151), как известно, был значительной фигурой политического и религиозного характера во время правления Людовика VI. Он активно проповедовал укрепление и усиление власти Людовика, был горячим сторонником его политики. В этом смысле интересно его сравнение с преподобным Сергием. Иловайский как бы намекает на то, что фигура преподобного это не только и не столько фигура религиозного характера, но, прежде всего, фигура политическая, которая стала духовно-политическим основанием государства и народа в период Куликовской битвы [4].

Д. И. Иловайский продолжает в своей работе развивать государственнические и патриотические идеи Н. И. Карамзина. В частности, оценивая подвиг преподобного Сергия, он так ярко описывает его значение: «Преподобный Сергий, хотя и строгий, отрекшийся от мира подвижник, был, однако, пламенный русский патриот. Он горячо любил родину и никому не уступал в ревности к ее освобождению от постыдного ига» [3. С. 54.].

Небольшая подборка высказываний крупных русских историков о деле прп. Сергия Радонежского лишь подтверждает те слова, которые были сказаны Святейшим Патриархом Кириллом на Епархиальном собрании г. Москвы в 2013 г. Действительно, Русская Православная Церковь на протяжении всей истории имела попечение о воспитании патриотических народных чувств, ощущений, имела заботу о том, чтобы отечество было сохранено от различных опасностей и треволнений. В этом плане, Церковь оказывала и продолжает оказывать большое влияние на воспитание в народе любви к отечеству [6].

Сегодня, как уже об этом говорилось в начале доклада, тема патриотического воспитания как никогда актуальна. Особенно актуальна тематика патриотического воспитания молодежи. Естественно, что проблема отцов и детей это вечная проблема, но для нашего государства в постперестроечную эпоху она стала весьма важной, центральной. Государство столкнулось с проблемой «потерянного поколения», когда молодые люди родившееся в эпоху перестройки, стали большими темпами отдаляться от старшего поколения. Как говорит в своем выступлении иг. Иоанн (Ермаков): «Как отмечают специалисты, поколению, родившемуся в 80-е годы двадцатого века, свойственно чувство тревоги, потерянности, ощущение нереализованности своих возможностей. Самоутверждались эти молодые люди, как правило, самыми доступными для них способами. Если украсть может не каждый, то найти алкоголь, табак и наркотики оказались способны многие… В результате возникла пропасть на мировоззренческой почве, разделяющая старшие поколения и тех, кого мы называем подрастающим поколением» [5].

В виду этого, необходимо сказать, что сегодня как никогда востребована патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в деле воспитания молодого, подрастающего поколения. Поскольку очевидно, что подрастающему молодому человек нужна опора, стержень, духовно-нравственный ориентир, который будет для него неким маяком в его жизни, который позволить ему не сбиться с пути. Этим маяком может стать учение Христа, которое преобразовывает жизнь человека. Выше уже было показано, как подвиг отшельника, прп. Сергия стал для Руси и русского народа светом, ориентиром, цивилизационным кодом, который сформировал и продолжает формировать многие поколения людей. Представляется важным, чтобы современное молодое поколение знакомилось с подобными историческими и церковными деятелями как прп. Сергий Радонежский, св. Александр Невский, сщмч. Ермоген Московский, св. Патриарх Тихон (Белавин) и т.д. Знакомство с их жизнью, подвигами, служением позволит сформировать в молодом человеке любовь к своей родине, отечеству, к своему народу, а также будут способствовать укреплению культурных и духовно-нравственных традиций нашего народа.

Как известно, Святейший Патриарх Кирилл дал поручение Патриаршему совету по культуре разработать программу мероприятий до 2017 г., которая направлена на формирование в обществе, в подрастающем поколении культурных ценностей и духовно-нравственных ориентиров, обращенных к светлым периодам истории Святой Руси. Также важно подчеркнуть, что на сегодняшний день вектор усилий Церкви и государства в патриотической работе с обществом и молодежью совпадает, поэтому, будем надеяться, что это позволит преодолеть разрыв, который сложился между поколениями, а также позволит сохранить историческую и культурную память народа.

 

Список литературы

 

1.    Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990. – 624 с. – С. 489.

2.    Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006. – 1020 с. – С. 347.

3.    Иловайский Д. И. История России. Т. 2. М.: типография утв. товарищества И. Н. Кушнерев и Ко., 1896. – 495 с. – С. 98.

4.    Панофский Э. Аббат Сюжер и аббатство Сен-Дени. [сайт]. URL: http://royallib.ru/book/panofskiy_ervin/abbat_syuger_i_abbatstvo_sen_deni.html (дата обращение 18.02.14)

5.    Иоанн (Ермаков), иг. Возрождение русской патриотической идеи и патриотическое воспитание молодежи как важнейшая задача Церкви и Государства. URL: http://www.podvorie-sokolniki.ru/index.php/materialy/ (дата обращения 18.10.14)

6.    Кирилл (Гундяев), Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Епархиальном собрании города Москвы 20 декабря 2013 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/smi/66950.htm (дата обращения 18.10.14)

7.    Бурыгин Д. Пустые слова: краткая история термина «патриот». URL: http://theoryandpractice.ru/posts/8291-patriot (дата обращения 18.10.14)

8.    Одесский М. П., Фельдман Д. М. Поэтика власти. М., 2012. 263 с. 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт