Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Роль православия в патриотичес...

Роль православия в патриотическом воспитании молодежи


Семенчук И. А.
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МОУ ДОД «Центр детского творчества»
г. Надым
Вафина О. Н.
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр детского творчества»
г. Надым

Вафина О. Н., педагог дополнительного образования,

Семенчук И. А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МОУ ДОД «Центр детского творчества» г.Надым

 

 

 

 

Роль православия в патриотическом воспитании молодежи

 

 

«Обучение чтению, письму и счету, должно быть в нераздельной связи со знанием и любовью Бога и  Отечества, почитанием родителей».

                                     К. П. Победоносцев.

 

Становление педагогики, образования и школы в России осуществлялось параллельно со становлением русского народа, его традиций, культуры и национального самосознания. Полем национальной самоидентификации русского человека является, прежде всего, национальная культура России, которая обладает высоким духовным потенциалом. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и в важнейших сферах его деятельности. Как идея объединения русских в борьбе против общего врага она отчетливо звучит в одной из древнейших рукописей «Повесть временных лет» и проповедях Сергия Радонежского. Патриотизм является важнейшим компонентом «русской идеи», подразумевающей объединение и упрочение русской нации, российского общества и государства. «Русская идея» родилась как государственно-религиозное мессианство - стремление России быть главной носительницей подлинно христианских ценностей.

Первое, что скрепляет духовно человека, семью и общество в одно целое, регулируя и направляя жизнь от самых маленьких детей до стариков, является религия. В «Завещании отеческом к сыну» И. Посошков пишет, что если «даст тебе Бог ребенка, воспитывай его так, чтобы прежде, чем он назовет тебя тятею, а мать мамою, научи его, что на небе есть Бог, и, руку его взяв, показывай ею на небо, когда об этом говоришь» [9]. Знания всегда могут быть пополнены, а любовь, преданность и самопожертвование Родине не пополняются впоследствии. Ведь патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, и поэтому оно не наследуется, а формируется. Как невозможно одними призывами научить любить Бога, родителей, так невозможно только по книгам воспитать из ребенка гражданина.

Патриотизм должен формироваться в постоянном общении с родной природой, искусством, литературой и, обязательно, в общении с Богом. И, конечно, семья здесь играет важнейшую роль. Отец и мать собственным примером отношения к вере, труду, земле-матушке, приобщением ребенка к истокам русской культуры через колыбельную, сказку, песню, библейскую притчу опосредованно, ненавязчиво формируют ценнейшие духовные качества личности ребенка. Профессор П. И. Ковалевский говорил: «Я глубоко убежден, что все русские религиозны, все искренне исповедуют православную веру, но только это исповедание заключается внутри их самих, и они ее как бы стесняются проявить вне себя, как бы таят ее внутри своей души. Такое тихое, задушевное исповедание веры православной имеет многое за себя, оправдывая тем русскую кротость, смирение и искренность. Но имеет это и против себя, особенно в семейном отношении. Молодые члены семьи, не видя, или видя редко и слабо исповедание веры во внешности, могут принять это за религиозное малодушие и безразличие, и сами станут относиться к религии слишком слабо и безразлично. Поэтому важно, чтобы каждый из нас открыто и без стеснения исповедовал свое православие на глазах всей семьи, и тем был ее примером и руководителем.

 А явное и открытое исповедание нашей православной веры обязывает нас и к другому нашему человеческому и гражданскому долгу: явному и открытому исповеданию любви и беспредельной преданности к нашему отечеству» [2.с.138]. Поэтому, желая воспитать наших детей в национальном духе, мы в своей семье сами должны быть для них примером уважения, преданности и любви к своей Родине и ко всему родному.

Патриотизм нашего народа издревле был связан с духовно-нравственными ценностями, отражающими специфику формирования нашего общества и государства, образа жизни, миропонимания и веры. Вполне естественно, что эти ценности были присущи и русскому воинству, которое отличалось преданностью государственным интересам, гордостью за принадлежность к великой нации. Как подчеркивал А. Елчанинов «...там, где сознавали, чего хотели, где горела вера в Бога и в славное оружие России, где войска и вожди были объединены чувством взаимного доверия – там, в умелых руках эти рати делали чудеса». Великий полководец А. В. Суворов говорил: «Возьми себе за образец героя древних времен, иди за ним вслед, поравняйся. Обгони – слава тебе!» [15, с. 32]. Примеры беззаветной любви к Родине святых благоверных князей А. Невского, Д. Донского, святого праведного адмирала Ф. Ф. Ушакова, великих полководцев А. В. Суворова, М. И. Кутузова, верных Отечеству и православной вере солдат Е. Родионова, А. Трусова, И. Яковлева, А. Железнова и многих других «христолюбивых воинов»,  которые служили родной земле, исполняя евангельскую заповедь «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя», должны вечно жить в памяти потомков. 

Изучение истории нашего Отечества свидетельствует о том, что одна из традиционных ценностей российского патриотизма – преобладание духовного начала над материальной стороной жизни. Люди, конечно же, всегда стремились к различным благам, но главной целью их жизни было не только материальное благополучие, но и совершенствование души. Жизнь России имела преимущественно духовно-нравственную направленность, но в советское время эта духовно-нравственная направленность стала «хромать», классовое, интернациональное сознание преобладало над национальным, безверие преобладало над верой, церковь подверглась гонению... Да и само понятие патриотизма стало «размываться»... Конечно, во многом на это повлияли соблазны, непростая экономическая ситуация и те перемены, многие из которых нам искусственно навязывали. И несколько десятков лет назад российское общество изменило направленность и сместилось в сторону материально-прагматического подхода. Речь идет, прежде всего, о деформации ранее сложившихся традиционных ценностей, отражающих содержание высших человеческих добродетелей: честности, порядочности, милосердия, доброты, стремление отстаивать интересы страны. Снижению духовного и культурного уровня современного общества, в том числе традиционной духовно-национальной иерархии ценностей, во многом способствует то обстоятельство, что на молодежь через прессу, телевидение, радио, Интернет обрушивается поток низкопробной информационной продукции. Все это приводит к интеллектуальной и духовной деградации личности. Пути выхода из сложившегося положения предлагаются разные. Один из них обозначен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом: «Я не вижу другого пути для духовного возрождения нашего народа, кроме как перевести религиозный фактор исключительно из сферы фольклора, культуры в сферу реальных размышлений, в сферу реального творчества, чтобы религиозные истины помогали человеку справляться, в том числе, и с кризисными явлениями... Чтобы сохранить себя, свою страну, свою культурную самобытность, чтобы нас не раздавил информационный поток, мы должны научиться сопрягать свои убеждения с реальностью» [2, с. 3]. 

Что касается России, то не следует забывать, насколько тесно переплетены и нераздельны понятия «Россия» и «православие». Об их вселенском значении говорили А. С. Хомяков, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев и другие мыслители. А в Законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подчеркивается, что русскому православию принадлежит особая роль в истории страны, в становлении ее духовности и культуры, при этом необходимо уважение и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России.[1] 

На протяжении веков Русская православная церковь была хранительницей патриотических традиций народа, смотрела на несение воинского долга как на добродетель, которая требует высочайшего духовного напряжения. Слово «Бог» и произошедшее от него слово «богатырь» - не случайно однокоренные слова. Церковь содействовала духовно-нравственному воспитанию военнослужащих. К примеру, эффективным способом поддержки боевого духа русской армии были полковые священники. О мужестве и подвигах полковых священников в дореволюционной России рассказывал журнал «Вестник военного духовенства», выходивший в период с 1890 по 1917 г.  Если случалось попасть в окружение, погибал командир или начиналась паника, полковой священник становился на самом опасном и ответственном участке, с крестом в руке останавливал бегущих, призывал к мужеству.[14.с.10]

В настоящее время, слава Богу, потихоньку все возвращается «на круги своя». Православная вера и любовь к Отечеству едины. Подтверждение этому мы находим и в государственной символике Российской Федерации. Великомученик Георгий Победоносец, олицетворяющий покровительство и защиту ратных людей, украшает Государственный герб нашей Родины. Он же изображен на символах столицы России. А вспомним слова Государственного гимна Российской Федерации (слова С. Михалкова):

Россия - священная наша держава.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

 Сегодня вновь настали времена, благоприятные для сотрудничества церкви и армии, церкви и образовательных организаций. На территории сборных пунктов, воинских частей России, появились часовни. Принятие присяги новобранцами все чаще происходит с участием священнослужителей, с их благословения и начинается служение Отечеству.  

Конечно, существенную роль в становлении патриота играют литература, история, музыка, живопись... Но, важно помнить, что вопросы патриотического воспитания не должны рассматриваться изолированно от религии.  

Подводя итог, можно сказать, что воспитание человека, готового «служить Отчизне верой и правдой», есть первостепенная задача современного российского общества. Подлинными и действенными основами всех возможных практических подходов в ее решении являются религия, вера и духовность. Чтобы возродить во всей полноте систему патриотического воспитания молодежи, необходима консолидация сил общественных, образовательных и религиозных институтов.

 

 Список использованной литературы:

 

1.   Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997г. №125-ФЗ.

2.   Будем сильнее всякого кризиса // Наука и религия. — 2009. — № 6. — С. 2—4. 

3.   Кузьмин В. Верой и правом / Кузьмин В., Латухина К.// Российская газета. - 2009.- 23 июля.

4.   Куликова С. В. Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания в России /Куликова С.// Управление современной школой. Завуч. - 2013. - №8. - С.72 - 77.

5.   Миннер В. Воспитание патриотизма /Миннер В. // Военные знания. - 2004.- №4. - С.25-26.

6.   Опыты православной педагогики /сост. А. Стрижев, С. Фомин - М.: Литературная учеба,1993.

7.   Патриотизм и христианская традиция. URL: кйрУ/т.’МЙре&а.о^/’мИ/Патриотизм

8.   Поворотова В. П. Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании / Поворотова В. П. // Начальная школа.- 2013. - №4. -С.19-21.

9.   Посошков И. Т. Завещание отеческое к сыну своему, со нравоучением, за подтверждением Божественных Писаний – М.: Директ-Медиа, 2008. – 591. –(1). –Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=28581 . – На рус. яз. – ISBN 978-5-94865-275-7. 

10.                  Православная церковь о революции, демократии и социализме. - М.: Дарь, 2007. - 448с.

11.                  Святые Отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 2. URL: http://www.katehizis.ru.

12.                  Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на церемонии открытия III Межрегионального фестиваля молодежи и студентов «Обретенное поколение». URL: http: //www.rv.ru/content.php3?id=5217

13.                  Смирнов А. Церковь и армия // Наука и религия. - 1997. № 5. - С. 9 -14. Философская мысль в афоризмах IV—XVIII веков / сост. Л. Е. Лавренова. — СПб.: Паритет, 1999. — 352 с.

 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт