Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Роль православия в патриотичес...

Роль православия в патриотическом воспитании молодежи


Козубица Юлия Максимовна
студентка III курса
Государственное бюджетное профессиональне образовательное учрежденияе Ямало-Ненецкого автономного округа «Новоуренгойский многопрофильный колледж»
г. Новый Уренгой

Козубица Юлия Максимовна

студентка III курса

Государственного бюджетного

профессионального образовательного  учреждения

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Новоуренгойский многопрофильный колледж»,

специальность  «Преподавание в начальных классах»

 

 

Роль православия в патриотическом воспитании молодежи

 

     События последнего десятилетия показали, что экономические трудности, значительная социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей и ориентиров оказали негативное влияние на общественное сознание, в том числе сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. При этом отмечается резкое снижение позитивного воспитательного воздействия на сознание населения со стороны российской культуры, искусства и образования как важнейших инструментов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата традиционного для российского общества патриотического сознания. Ряд объективных и субъективных процессов существенно обострил национальный вопрос, следствием чего стало перерождение кое-где патриотизма в национализм и утрата истинного значения и понимания большинством населения понятия интернационализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, не мотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

  В русском государстве понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны и Отечества. Многие государственные деятели, представители науки и искусства, такие как Н.М.Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество», что перекликается с Евангелием от Иоанна: « Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» Цель исследования рассмотреть роль православной церкви в патриотическом воспитание молодежи.

  Патриотическое воспитание – это процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему свои трудом и защищать его интересы. Патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа, так как Родина это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история.

    Описывая период Смуты XVII века на Руси, отечественный историк В.Ключевский  заметил: « когда государство потеряв свой центр, стало распадаться на составные части, когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пошли на выручку гибнущей земле. Призывные грамоты архимандрита Дионисия и келаря Авраамия, расходившиеся из Троицкого монастыря, подняли нижегородцев под руководством их старосты, Кузьмы Минина».

   Уже во времена Петра I патриотизм считается самой высокой добродетелью и практически становится российской государственной идеологией. Слова «Бог, Царь и Отечество « отражают главные ценности того времени. Русский солдат служил не ради своей чести, а в интересах Отечества. «Вот и пришел час, который решит судьбу Отечества, - обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. – И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за свой род, за Отечество… А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего…». Святейший Правительствующий Синод,  созданный в это время, полностью поддерживал идеи Петра в патриотическом воспитании .

     Первым посланием, которое было обращено к народу СССР после начала Великой Отечественной войны, было послание Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия, в котором от имени Русской Православной Церкви говорилось, что война эта священная, она ведется в защиту родины, ее достижений, культуры, веры, семей и самой жизни. В первом же публичном выступлении Сталина прозвучало выражение , которое  объединило народ православное христианское обращение : «Братья и сестры!»

   Не случайно в годы войны были востребованы образы великих русских святых – великих князей Александра Невского и Дмитрия Донского, исконно православных полководцев Суворова , Кутузова, Ушакова, причисленного к лику святых . Образ Святой Руси оказался главным в России в годы тяжелого испытания. Не столько и не только коммунистическая идеология явилась источником героизма и стойкости русского народа в этой войне, но и воспитанная веками внутренняя потребность защищать Отечество «не щадя живота своего», воспитывалась прежде всего Православием и Церковью. Несмотря на воинствующий атеизм и массовые гонения на веру, в течение длительного времени, основы православной нравственности были сохранены.  Произошло это главным образом в семье, где старшее поколение сумело передать детям и внукам основные принципы православной морали, духовность, патриотизм, воспитать в молодежи любовь к Родине, чувство долга и ответственности за ее судьбу. Советский Союз выстоял, несмотря  на превосходство гитлеровцев в начальный период войны, потому что народ сохранил свою внутреннюю готовность защищать Родину. Перед лицом смертельной угрозы объединились люди разных религиозных конфессий, у них была одна Россия и они ее защищали.  

    На сегодняшний день можно констатировать наличие большого числа разнонаправленных мнений по вопросам патриотизма, отсутствие в обществе единого понимания патриотического воспитания. Так, Геннадий Зюганов пишет: «Обращение к нашей истории, особенно к истории советского времени, позволяет сделать важнейший вывод: на каждом новом этапе развития происходило уточнение и наполнение идеи единства патриотизма и социализма. Мы, современные коммунисты – патриоты, коммунисты – государственники, являемся законными наследниками идеологии русского патриотического социализма. Эта идеология опирается на вековой опыт нашего народа, которому от века присущи любовь к Родине, и жажда справедливости. Процветания и могущества Россия достигла только тогда, когда эта любовь и эта жажда соединилась в единый  порыв. Поэтому и сегодня патриотизм и социализм должны идти рука об руку в деле возражения Великой России».

Ирина Хакамада пишет: « ….Я отношусь к нетрадиционным патриотам, а именно к тем людям, которые не связывают патриотизм с бездумной верой в собственной государство, а которые связывают свою судьбу со своей страной, потому что именно эта страна позволяет человеку реализовать себя, как свободную личность, и достоинство которого уважает власть».

Лидер партии  «Единая Россия» Борис Грызлов связывает понятие патриотизма с историей и величием России: «Богатство России – это не только ее недра, не только и не столько нефть и газ, а огромный творческий потенциал нашего народа, наше единство, наша любовь к Родине. Именно национальное единство и патриотизм не раз решали судьбу нашей страны. Благодаря народному единству и патриотизму Россия стала великой державой и останется такой на век.»  

  Мне ближе точка зрения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который говорил: « Важно, чтобы каждая личность, каждый народ оставались самими собой, сохраняли свою самобытность. Отсюда со всей очевидностью следует, что каждый человек призван к заботе о благосостоянии своего народа и своего государства, к бережному отношению к своей истории и культуре к защите своего Отечества. Это является нашим нравственным долгом. В этом мы видим основу христианского патриотизма. Вместе с тем подлинный патриотизм не должен оскверняться враждой и ненавистью к другим народам и к кому-либо в среде своего народа, национальной гордыне, стремление к силовому решению межнациональных и межгосударственных споров, нежелание и неумение выслушивать различные точки зрения  и приходить к согласию, желание монополизировать идею патриотизма в узко эгоистических целях. Наша Церковь открыта к сотрудничеству на общее благо с людьми всех национальностей, культур, мировоззрений… Мы, служители Церкви видим в патриотизм не потворствующим порокам  народа, но очищающим его, преображающим и тем подвигающим чад Божиих к святости». 

  Таким Образом, в современных условиях России нужна, едина государственная политика в области патриотического воспитания. Для ее реализации должна быть создана система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать усилия различных государственных, общественных и религиозных институтов воспитания в этом направлении. 

Библиографический список

       1.      Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан З.Т.Гасанов // Педагогика. М. 2009, № 6.

       2.      Кузнецова А. В. Патриотическая идея в Российском обществе: генезис, состояние, тенденции ,/ А.В. Кузнецова М., 2010.

       3.      Пашкович А.П. Как воспитать париота / А.П. Пашкович. – : СПб: КАРО, 2009



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт