Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Роль православных ценностей в ...

Роль православных ценностей в формировании семейных традиций


Третьякова Татьяна Андреевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №12», город Ноябрьск

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём Слове на открытии XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтений (2010 г.) сказал, что «школьное образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры, утверждать в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия с учётом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков».

Семья — величайшая общественная ценность. В семье начинается и протекает социальная жизнь человека, именно в семье человек постигает всё многообразие человеческих отношений, здесь он развивается физически, умственно, нравственно и духовно. Семья является для ребёнка тем местом, где он получает первый опыт взаимодействия с окружающими людьми. В каждой семье сложились свои устои, традиции, индивидуальный стиль жизни.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ — большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между всеми членами семьи. Учитывая это, задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и педагогов. Ведь именно традиции выступают основой воспитания детей.

Традиции имеют очень важную роль в жизни человека. Ведь они помогают не только нормально влиться в общество, но и изменить общество. По своей сути традиции — это обычаи, привычки, навыки, которые люди накопили в процессе практической деятельности, и передаются новым поколениям.

Семейные традиции делают семью дружней, родственные связи стают крепче и преобладает взаимопонимание, значительно уменьшается число ссор.

Если чтутся уставы семьи, результатом будет:
— дети будут прислушиваться к мнению родителей;
— родители в свою очередь, проявляют больше понимания к трудностям детей и находят оптимальный вариант их решения.

Преподавание основ православной культуры в 4–5 классах общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — вглубь времен. Учащиеся начальной школы, прежде всего, должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

Решение о введении предмета «Основы религиозных культур и светской этики» продиктовано потребностью усилить нравственное воспитание детей в школах. В то же время, новый предмет имеет большое педагогическое значение и для семейного воспитания. В моем классе 18 чел. — 67% выбрали модуль «Основы православной культуры». Это уже говорит о том, что родители повернулись лицом к церкви, а значит к своей истории, своим корням и традициям.

В окружающей семью информационной среде родителям и ребенку крайне сложно найти такие ценности, как бескорыстная любовь к человеку, любовь к семье, своему народу, России, честность, совесть, порядочность, уважение к родителям, забота о старших и младших, трудолюбие, милосердие. Эти ценности не продаются, они бесценны.

Воспитание всегда содержательно наполнено ценностями, идеалами, нравственными примерами. Где нет ценностей, нравственных приоритетов, передаваемых от старших к младшим, там нет и воспитания. Если родители верующие, то проблема содержательного наполнения семейного воспитания решается сама собой: содержание религиозного воспитания (православного, мусульманского и другого) переносится в семью и адаптируется к ее условиям. Верующие родители могут аргументировано объяснить детям, почему нельзя поступать плохо, раскрыть перед ними личностные смыслы нравственного поведения. Важно при этом, что их словесные аргументы подкреплены религиозным укладом семейной жизни, т. е. слова и поступки родителей в глазах детей не расходятся. Хочу привести пример сочинения ученицы 4 класса на тему: «Православные праздники в моей семье» (Приложение № 1)

Какие основы и ценности мы можем выбрать для семейного воспитания? Для России, для русских это обращение к христианским, православным корням своей нравственности.

Уточним значение слова «традиция»:

  1. то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
  2. обычай, установившийся порядок поведения в быту.

На одном из первых уроков православной культуры детям было дано задание: посоветуйтесь с родителями и назовите несколько культурных традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

В основном дети называли, как традицию своей семьи, дни рождения, встреча Нового года, Пасха, Масленица. Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечерним чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные. Полезный обычай — разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.

В итоге мы пришли к выводу, что следование традициям дает людям: взаимоуважение, равенство, следование слову, обещанию, ответственность перед другими, стремление помочь, совместное переживание горя и радости, уважение к старшим.

В воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Самоустранение родителей из процесса нравственного воспитания учащихся, который сегодня впервые за много лет начинается в школе, сделает этот процесс малопродуктивным. На уроках педагоги будут беседовать с ребенком о нравственности, но если родители не проявляют интереса к духовности, моральным нормам общественно приемлемого поведения, не определяют для ребенка родительскую нравственную позицию, то все сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

Поэтому все домашние задания строятся таким образом:
— попросите родителей рассказать вам…;
— вместе подумайте над вопросом…;
— спросите у родителей, что по их мнению…;
— обсудите с родителями…

На уроках мы часто пишем мини-сочинения, которые мне, как учителю очень важны.

Сочинение на тему: «Чему меня учит православие?».

Вот выдержки из некоторых:

  • «Благодаря Ему начинаешь разбираться, где добро, а где зло. И понимаешь, что когда тебя окружает добро, мир становится чище и прекраснее…»
  • «Обращаясь к Богу с молитвой, прикасаешься к Нему всем сердцем, всей душой и внутренне меняешься, но, конечно же, в лучшую сторону…»
  • «Православие научило меня быть добрей к людям. Я стала милосерднее, поняла, что любую ситуацию можно уладить добрым словом. Я стала делать больше добрых дел и от этого мне теплее на душе…»
  • «Я очень люблю Основы Православных Культур. На этом предмете мы знакомимся с Богом и с православными праздниками. Моя семья тоже интересуется этим уроком. Моя мама многое узнала из нашей книги. И я многое узнала из этой книги…»

Приложение № 1

Православные праздники в моей семье
Я люблю отмечать праздники со своей семьёй, в особенности Пасху. Особенная подготовка к этому празднику начинается в Страстную седмицу. Мы с мамой и папой идём в храм. В Великий Четверг мы несём из храма четверговый огонь и рисуем им кресты над дверями и окнами. Мы зажигаем от него лампадки, и он горит до Фоминой недели. В Великую Пятницу я тоже стараюсь быть с родителями в храме на вечерней службе с выносом Плащаницы. После службы мы с мамой начинаем красить яйца и готовить пасхи и куличи. Очень интересна служба Великой Субботы, когда всё в храме переоблачается из черного в белое. Всю Страстную седмицу в храме поются особые песнопения, которые мне очень нравятся. Я стараюсь Причаститься в Великий Четверг и в Великую Субботу, а дома мы с мамой готовимся к Причастию. В саму Пасху мы идём на ночную службу, перед этим папа освещает куличи, яйца и пасхи. Ночная Пасхальная служба- самый радостный и торжественный момент в году. Мы со свечами и с пением «Воскресение Твое Христе Спасе Ангелы поют на небеси." идем крестным ходом вокруг храма и останавливаемся перед входом в храм. И тут священник первый раз в этом году говорит: „Христос Воскресе!“ А мы отвечаем:„Воистину Воскресе!“ И особая пасхальная радость переполняет меня. Потом в храме начинается особенная Пасхальная служба, и хотя в эту ночь в церковь приходит очень много людей и все толкаются, все равно мне очень радостно. После ночной службы мы разговляемся, едим пасху, куличи, крашенные яйца, мясо и все это после поста необыкновенно вкусно. А на следующий день я с папой иду на Пасхальный концерт.

Ещё мы особенно празднуем Рождество Христово. Перед этим мы всегда ставим ёлку, и я делаю из очень тонкой бумаги снежинки, украшаю ими квартиру. В сочельник мы не едим до первой звезды, а потом, сидя перед елкой при свечах, едим сочиво. На Рождество я тоже иду с мамой на ночную службу. Она мало чем отличается от обычной Литургии, но все равно рождественское убранство храма и праздничная ночная служба создают особенное настроение. На Крещение мама приносит из храма крещенскую воду, и мы с пением окропляем всю квартиру. Вечером я не хожу с папой купаться на озеро, а окунаюсь в крещенскую воду дома в ванне. Вода холодная, но это всегда очень весело.
Я люблю ходить в воскресную школу, там я узнаю многое о Богослужении, и раз в месяц участвую в нём. Всё это мне очень нравится.

Дома мы с мамой часто разговариваем о Боге, о вере, о том, как должен вести себя христианин в повседневной жизни, как нужно исполнять Заповеди Иисуса Христа, никого не обижать, не лениться. У меня не всё получается, но я стараюсь.

Сочинение Маркеловой Марии, ученицы 4, А класса
(воспитывается в семье священника)

Приложение № 2.

Семья.

Это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. Сколько в семье загадок и поучительных открытий! Слово „семья“ можно разделить на два слова: „семь“ и „я“. Тогда оно будет говорить нам: „Семья — это семеро таких же, как я“. И, правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом, характером. Полезно знать, что слово „семья“ происходит от слова „семя“.
Маленькое семя, с любовью посаженное, дает росток. На нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда твои родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.

Наши предки издавна учили, что это семя не взойдет без помощи старших и без воли Божией. Вот почему жених и невеста от родителей получали благословение, а от Бога — венчание. Семья крепнет, и семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки — сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени.

У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом — достаток и благополучие. Помни мудрую заповедь: „Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и будешь ты долго жить“. Почитать родителей значит: в детстве — их слушаться, в молодости — с ними советоваться, в зрелом возрасте — о них заботиться. Если заповедь исполнена, то сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды.

Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.
„Истоки“. 2 класс».

Послушание опыту.

Послушание

На Руси высшей оценкой для детей издавна были слова: послушный сын или послушная дочь. Они приносят радость родителям, которые видят, что дети доверяют их жизненному опыту, перенимают его. Такие дети — надежда семьи.
Со временем, когда станешь взрослым, ты приобретёшь свой собственный жизненный опыт. Многое будешь решать и делать сам. Но и тогда советы более опытных, умудренных жизнью людей останутся полезными. А пока ты мал, послушание родителям, старшим помогает тебе не делать лишних ошибок на жизненном пути. Оно учит жизни.

«Истоки» 3 класс.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт