Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Роль Русской Православной церк...

Роль Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.


Боровик В. Ю.
учитель истории и обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей»
г. Муравленко

 

После окончания Великой Отечественной войны прошел 71 год. Но каждый раз общенациональный День Победы – это напоминание о том, что народ выдержал невиданную ранее войну.Уроки истории по теме «Великая Отечественная война 1941-1945гг.» обладают огромным образовательным и воспитательным потенциалом, поскольку позволяют, с одной стороны, сформировать у учащихся представление об общей картине войны, её периодизации, а с другой – раскрыть важную страницу о жизни человека и общества в условиях войны. История этой темы довольно сложна по причине появления и изучения новых фактических источников и, как следствие, необходимости более глубокого осмысления трагических для страны событий. К сожалению, учебники истории, как и Историко-культурный стандарт, в основном, раскрывают содержательную (событийную) часть темы, а изучение важнейших составляющих элементов,  таких как «Человек и война», «Советские полководцы», «Народ и власть в годы войны», «Истинные спасители Отечества» (региональная история), «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны» происходит либо самостоятельно учащимися, либо совместно с учителем в сжатые сроки. Вместе с тем в целях воспитания национального самосознания и духовного единения у подрастающего поколения учителю истории необходимо обращать внимание на малоизвестные для современных школьников факты, изучение которых должно происходить не только на основе текстов учебника истории, но и помощью дополнительных источников на основе  активной познавательной деятельности.

Одной из малоизвестных страниц в истории Великой Отечественной войны для современных школьников является патриотическая деятельность Русской Православной Церкви. В учебниках истории приводится лишь краткая информация об изменении политики государства в годы войны по отношению к религиозным организациям, в частности, к РПЦ, об избрании Патриарха Сергия в 1943г. А с чем связаны эти факты нашей истории? Какое значение имели эти факты для человека, общества и государства в целом?

Ответ на поставленные вопросы сформулирован в докладе на основании источников, содержащих фактическую информацию о роли Русской Православной Церкви в 1941 – 1945гг. Тема освещается мной в классах, изучающих историю на профильном уровне, где количество часов позволяет искать, изучать и анализировать новую информацию. Изучение темы начинается с ознакомления учащихся с важнейшими датами Великой Отечественной войны: 

22 июня 1941 года Русская Православная Церковь отмечала день всех святых, в земле Российской просиявших;

6 декабря 1941 года в день памяти Александра Невского наши войска начали успешное контрнаступление и отбросили немцев от Москвы;

12 июля 1943 года в день апостолов Петра и Павла начались бои под Прохоровкой на Курской дуге;

на празднование Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 1943 года советскими войсками был взят Киев;

Пасха 1945 года совпала с днём памяти великомученика Георгия Победоносца, отмечаемым Церковью 6 мая. 9 мая – на Светлой седмице – к возгласам «Христос воскресе!» добавился долгожданный «С Днем победы!»;

Парад Победы на Красной площади был назначен на 24 июня – День Святой Троицы.

Есть над чем задуматься и над чем поразмышлять! Эта информация позволяет читателю убедиться в том, что деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны – это продолжение и развитие сложившейся на протяжении многих веков патриотической традиции нашего народа. Положение Русской Православной Церкви до войны и во время войны – первый факт для изучения школьниками. Внимание учащихся обращено на ключевой вопрос: почему изменилась политика государства по отношению к церкви? Ответ формулируется совместно с помощью следующих сведений. Перед началом Великой Отечественной войны государство продолжало проводить курс на построение «безрелигиозного общества», что выливалось в гонения против существовавших религиозных общин и духовенства. Наиболее масштабная волна закрытия молитвенных зданий и гонений на духовенство всех исповеданий пришлась на 1937–1941 гг. Так, в 1937 г. были арестованы 136 900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляны 85 300; в 1938 г. арестованы 28 300 клириков, расстреляны – 21 500; в 1939 г. арестованы 1500 представителей православного духовенства, расстреляны – 900; в 1940 г. арестованы 5100 клириков, расстреляны – 1100; в 1941 г. арестованы 4 тыс. священно- и церковнослужителей, расстреляны 1900. Только в 1937 г. было закрыто более 8 тыс. православных храмов, ликвидировано 70 епархий и викарств, расстреляны ок. 60. В 1940 г. число православных общин в СССР составляло 8279, из них большинство находилось на территории присоединенных в 1940 г. Прибалтики, Молдавии, западных областей Украины и Белоруссии. В РСФСР к 1940 г. было зарегистрировано 950 общин, однако реально действовали около 100 храмов, находившихся в основном в крупных городах [3]. В кон. 30-х гг. обычным явлением были судебные процессы над руководителями религиозных объединений, которые обвинялись во «вредительско-шпионской деятельности», «связях со спецслужбами иностранных государств» и т. п. Таким образом, к 1943 году на территории СССР не должно было остаться ни одного действующего храма и ни одного действующего священника. Однако этим планам не суждено было сбыться.

Начавшаяся война показала верность церкви патриотическому служению своему народу. «Нам не приходилось даже задумываться о том, какую позицию должна занять наша Церковь во время войны», – вспоминал впоследствии митрополит Сергий. Русская Церковь решительно выступила с осуждением германской агрессии против СССР. Послание митрополита Сергия (Страгородского) от 22 июня 1941 года содержало следующие строки: «Фашиствующие разбойники напали на нашу родину... Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу»[4]. Послание рассылалось по епархиям и приходам. 26 июня митрополит Сергий совершил в Богоявления Господня соборе Москвы молебен о победе русского воинства, зачитав молитву, составленную в Отечественную войну 1812 году.В Послании от 11 ноября 1941 года митрополит Сергий писал: «Всему миру ясно, что фашистские изверги являются сатанинскими врагами веры и христианства. Фашистам, с их убеждениями и деяниями, конечно, совсем не по пути за Христом и за христианской культурой». Митрополит Сергий в годы войны обращался к русской церкви с 23 посланиями, и во всех них выражалась надежда на конечную победу народа.Позиция руководства Московской патриархии, а также личные качества иерархов церкви, которые были патриотами своей Родины способствовали развертыванию деятельности церкви. Вместе с тем и Советское государство, оказавшись перед необходимостью сплотить все население страны и мобилизовать его на достижение победы над врагом, стало отказываться от антирелигиозной пропаганды и репрессивной политики в отношении церкви и верующих. Большое значение для развертывания деятельности церкви имела историческая встреча митрополита Сергия с И.В. Сталиным 4 сентября 1943 г. Архиерейский собор РПЦ 8 сентября 1943 г. провозгласил в числе своих деяний «Осуждение изменников вере и Отечеству», согласно которому «всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлучённым, а епископ или клирик – лишённым сана» [4]. Собор единогласно избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Сергия, интронизация состоялась 12 сентября в Богоявленском соборе Москвы. Сталин согласился с церковнослужителями по вопросу о необходимости выпуска церковных книг. При патриархе решено было образовать Священный Синод из трёх постоянных и трёх временных членов. Было принято решение об образовании Совета по делам Русской Православной Церкви.Было принято также решение о создании духовных академий в Москве, Киеве и Ленинграде. Таким образом, руководством страны была осознана важнейшая для того времени задача: необходимо обращение к идеологии патриотизма, историческим, духовным корням народа. К сентябрю 1943 г. насчитывалось 9829 православных церквей, в 1944 г. открыто ещё 208, а в 1945 – 510. Были учреждены ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского[5].

Второй факт. Сегодня малоизвестными остаются имена священников, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Статистики никто не вёл. Наряду с мирянами, православные священнослужители являлись соратниками, связными, помощниками партизанских отрядов и групп подпольщиков, сотни священнослужителей за свою патриотическую деятельность подвергались арестам, тюремным заключениям, были расстреляны или заживо сожжены. Партизаны через своих связных распространяли в церквах листовки: воззвания Патриарха Сергия с призывом о молитвах за победу советского воинства, сообщения о проводившейся Московской Патриархией патриотической работе и другие материалы.
За связи с партизанским движением десятки священнослужителей были расстреляны или сожжены фашистами. Многие пастыри, невзирая на опасность для собственной жизни, находили возможность помогать советским партизанам, спасать от вывоза в Германию молодежь, а еврейские семьи – от неминуемой гибели.

С осени 1943 г. к награждению государственными орденами и медалями начали представлять священнослужителей и активных верующих. Почти сорок священнослужителей были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более пятидесяти – «За доблестный труд во время войны», несколько десятков представителей духовенства – медалью «Партизану Великой Отечественной войны»[5]. На уроке истории необходимо рассказывать о служителях церкви, внесших личный вклад в победу в войне. Несколько имен. Человек удивительной судьбы, хирург с мировым именем, земский врач в селе Романовка Саратовской губернии, епископ Русской Православной Церкви Лука (Войно-Ясенецкий) встретил войну в ссылке в Красноярске. Был назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя, делал сложнейшие операции. Когда срок ссылки закончился, епископ Лука был возведён в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. Возглавляя кафедру, он продолжал работу хирурга. После операций профессор консультировал врачей, проводил приём больных в поликлинике, выступал на научных конференциях, читал лекции, писал медицинские трактаты. В 1943 году опубликовал второе, переработанное издание своего знаменитого труда «Очерки гнойной хирургии» (позже за него он получит Сталинскую премию, из 200 тысяч рублей которой 130 тысяч владыка перечислил в помощь детям, пострадавшим на войне). После перевода на Тамбовскую кафедру в 1944 году продолжил работу в госпиталях, и после войны был награждён медалью «За доблестный труд».

Подлинным примером мужества является поведение православного духовенства и мирян во время 900-дневной блокады Ленинграда (8 сентября 1941 – 18 января 1944). Находясь в осажденном городе, Ленинградский митрополит Алексий (Симанский; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) служил литургии в Никольском Морском соборе и др. храмах, совершал отпевания жертв блокады, обращался с патриотическими воззваниями к клиру и верующим епархии. Его примеру следовали священнослужители Ленинграда, не прекращавшие пастырского попечения о верующих, совершавшие богослужения, отпевавшие погибших, оказывавшие посильную помощь медикаментами и дровами из приходских запасов.

 Священник Н. И. Куницын с 1941 г. воевал, гвардеец, дошёл до Берлина, имел пять боевых медалей, двадцать благодарностей от командования. Этот список можно и нужно продолжать. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в Послании к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне отметил, что победа народа в годы войны стала возможной потому, что воины и труженики тыла были объединены высокой целью: они защищали весь мир от смертельной угрозы, от антихристианской идеологии нацизма. Отечественная война стала для каждого священной. "Русская Православная Церковь, – говорится в Послании, – неколебимо верила в грядущую Победу и с первого дня войны благословила армию и весь народ на защиту Родины. Наших воинов хранили не только молитвы жён и матерей, но и ежедневная церковная молитва о даровании Победы"[6].

Третий факт. Материальный вклад Русской Православной Церкви, что явилось одним  из самых важных направлений патриотического служения духовенства и верующих в период войны. С лета 1941 года практически все православные приходы страны начали сбор денежных пожертвований и ценных предметов в фонд обороны. В приходах проводились сборы средств на военные нужды, на подарки воинам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах.В письме протоиерея А.А. Архангельского Патриаршему Местоблюстителю в апреле 1942 года читаем: «Любовь к Родине, защита ее целостности от врагов была заветом всех православных христиан. Поэтому верующие особенно горячо отнеслись к призыву о помощи на нужды фронта, на нужды и помощь раненым бойцам. Достаточно указать, что нами собрано пожертвований и передано в Фонд обороны свыше двух миллионов рублей. Верующие охотно несли не только деньги, облигации, но и лом серебра, меди и другие вещи, обувь и прочее. Было заготовлено и сдано немало валяной и кожаной обуви, шинелей, белья. Был организован особый сбор на подарки для бойцов в день годовщины Красной Армии, давший свыше 30000 рублей»[4]. Широкую патриотическую работу проводили возрождающиеся православные монастыри, где нередко устраивались госпитали и детские дома. Проявляя заботу о детях воинов, сражавшихся на фронтах, православная Церковь объявляла сбор средств во всех действовавших храмах в особый Фонд помощи детям. Всего за годы войны Московской Патриархией, духовенством и верующими было собрано более 300 млн руб. без учета пожертвованных ценностей и вещей.На собранные Русской Православной Церковью деньги были построены колонна танков «Дмитрий Донской» для полка, дошедшего до Праги, самолеты для авиаэскадрилий «За Родину» и «Александр Невский». Боевую технику получили 38-й и 516-й отдельные танковые полки. История танковой колонны«Димитрий Донской» – это первый опыт сотрудничества Советского государства и Московской патриархии Русской православной церкви. Сферой этого сотрудничества стала их совместная деятельность по организации обороны страны. В своем обращении к пастве с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны имени Димитрия Донского (30 декабря 1942 г.) митрополит Сергий писал: «Пусть наша церковная колонна понесёт на себе благословение Православной нашей Церкви и её неумолкаемую молитву об успехе русского оружия. Нам же всем даст утешительное сознание, что и мы не останемся стоять в стороне, что и мыпо нашей силе и способности участвуем в святом деле спасения родины»

[4].

Более подробное освещение истории танковой колонны «Дмитрий Донской» приведено в сборнике материалов международного  научно-общественного форума, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Великая Отечественная война: история и историческая память в России и мире» (статья С.И. Демидова «Танковая колонна «Дмитрий Донской» в фокусе различных аспектов истории ВОВ»). Статья интересна как для учащихся, так и для учителя, поскольку раскрывается неизвестная история формирования танковой колонны, приводятся технические характеристики модификаций танков, описывается боевой путь колонны. Об этом факте мало кто знает среди современной молодёжи.

Итак, обобщая содержание доклада, необходимо отметить следующее: патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны проводилась по нескольким направлениям: идейная критика фашизма как антигуманной, античеловеческой идеологии; патриотические послания к духовенству и пастве, в том числе и на территории, оккупированной противником; вдохновляющие проповеди пастырей; организация сбора пожертвований на оружие и боевую технику, в пользу детей и семей воинов Красной Армии, а также шефство над госпиталями, детскими домами. Церковь внесла значительный вклад в достижение победы в Великой Отечественной войне – как моральный, так и материальный. Об этом нужно говорить со школьниками на уроках истории, внеклассных мероприятиях, особенно сегодня, когда предпринимаются попытки фальсификации итогов Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны, опровергается факт освобождения Европы и мира советской армией от фашизма, возникают проблемы в области понимания как самой истории, так и форм и методов сохраненияи формирования коллективной и исторической памяти Великой Отечественной и Второй мировой войны в России и за рубежом.

Список литературы

1.    ВеликаяОтечественная война: История и историческаяпамять в России и мире: Сб. материалов междунар. науч.-общественного форума, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: В 2 т. Т. 1.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-таим. Л. Н. Толстого, 2015.

2.    История России.XX – начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2014г.

3.    Православная энциклопедия.

4.    http://www.sedmitza.ru/text/413993.html

5.    http://biofile.ru/his/32578.html

6.    http://www.world-war.ru/obrashhenie-k-veruyushhim-s-prizyvom

  • kate-28 29 октября 2016 г.
    Доклад интересен. Написан на основе документов и статистических данных. Читая доклад, можно узнать много нового о роли церкви в трагические годы нашей страны.
    Доклад интересен. Написан на основе документов и статистических данных. Читая доклад, можно узнать много нового о роли церкви в трагические годы нашей страны.
  • 55555 29 октября 2016 г.
    Материалы доклада полезны как учителю при подготовке к урокам, так и учащимся, интересующимся историей нашей страны. Действительно, малоизвестные страницы патриотической деятельности Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны, ее роли в сплочении всего населения страны перед лицом врага необходимо раскрывать, изучать и обсуждать с молодежью.
    Материалы доклада полезны как учителю при подготовке к урокам, так и учащимся, интересующимся историей нашей страны. Действительно, малоизвестные страницы патриотической деятельности Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны, ее роли в сплочении всего населения страны перед лицом врага необходимо раскрывать, изучать и обсуждать с молодежью.
  • maksim_topilin 29 октября 2016 г.
    Согласен с предыдущим комментарием. Мне, как представителю молодежи и работнику другой сферы деятельности, было интересно ознакомиться с содержанием доклада. Факты истории нужно изучать и транслировать. 
    Согласен с предыдущим комментарием. Мне, как представителю молодежи и работнику другой сферы деятельности, было интересно ознакомиться с содержанием доклада. Факты истории нужно изучать и транслировать. 
  • viktoriya8405 29 октября 2016 г.
    Мне как учителю иностранного языка доклад очень полезен. Почерпнула для себя много полезной информации. Узнала много нового и интересного о роли церкви в годы  Великой Отечественной войны. Хочется сказать большое спасибо автору. 
    Мне как учителю иностранного языка доклад очень полезен. Почерпнула для себя много полезной информации. Узнала много нового и интересного о роли церкви в годы  Великой Отечественной войны. Хочется сказать большое спасибо автору. 
  • fhbyf188 29 октября 2016 г.
    Хочется отметить, что автор точно отражает патриотическую деятельность духовенства. Представители православной церкви были верны основным принципам и заповедям православия. Они оказывали помощь, а нередко и спасали от гибели людей разных национальностей и веры. Учитель истории обращает внимание на то,  почему обучающимся необходимо изучать данную тему, на основе источников соотносит даты православного календаря  с фактическими датами Великой Отечественной войны, что впечатляет читателей.
    Хочется отметить, что автор точно отражает патриотическую деятельность духовенства. Представители православной церкви были верны основным принципам и заповедям православия. Они оказывали помощь, а нередко и спасали от гибели людей разных национальностей и веры. Учитель истории обращает внимание на то,  почему обучающимся необходимо изучать данную тему, на основе источников соотносит даты православного календаря  с фактическими датами Великой Отечественной войны, что впечатляет читателей.
  • galinka 02 ноября 2016 г.
    Доклад автора заслуживает внимания своим содержанием и значимостью. Движение Соборности, поднятое православной церковью, внесло свой вклад в победу в Великой Отечественной войне. Православная церковь помогала не только материальными ресурсами, но и духовно питала наш народ на протяжении всей войны, формируя православную культуру, несущую огромный духовно-нравственный потенциал. Материал доклада и отдельные факты можно использовать на уроках истории, литературы и др., а также внеклассных мероприятиях. Раскрывая роль церкви в ВОВ, автор ставит целью воспитывать любовь не только к ближнему, но и к Родине и своему народу. 
    Доклад автора заслуживает внимания своим содержанием и значимостью. Движение Соборности, поднятое православной церковью, внесло свой вклад в победу в Великой Отечественной войне. Православная церковь помогала не только материальными ресурсами, но и духовно питала наш народ на протяжении всей войны, формируя православную культуру, несущую огромный духовно-нравственный потенциал. Материал доклада и отдельные факты можно использовать на уроках истории, литературы и др., а также внеклассных мероприятиях. Раскрывая роль церкви в ВОВ, автор ставит целью воспитывать любовь не только к ближнему, но и к Родине и своему народу. 
  • rudakovazp1 03 ноября 2016 г.
    Автором  доклада такая тема выбранаочень верно и потому материал, изложенный в нём,  является как для учителя любого профиля, так и для учащихся очень важным и нужным (автор доказывает это исходя из образовательных нормативных документов), т.к. может быть использован и во  внеклассной   и в учебной работе. Большой интерес вызывают найденные соотношения наиболее значимых дат ВОВ  и  церковных  событий. Ценностью доклада является то, что автор всесторонне раскрывает деятельность православной церкви в такой сложный для страны период, подчёркивая при этом те, порой непреодолимые препятствия и лишения, которые пришлось испытать религиозным деятелям. Я думаю, что большой интерес должна вызвать опора на фактический материал и использование первоисточников.
    Автором  доклада такая тема выбранаочень верно и потому материал, изложенный в нём,  является как для учителя любого профиля, так и для учащихся очень важным и нужным (автор доказывает это исходя из образовательных нормативных документов), т.к. может быть использован и во  внеклассной   и в учебной работе. Большой интерес вызывают найденные соотношения наиболее значимых дат ВОВ  и  церковных  событий. Ценностью доклада является то, что автор всесторонне раскрывает деятельность православной церкви в такой сложный для страны период, подчёркивая при этом те, порой непреодолимые препятствия и лишения, которые пришлось испытать религиозным деятелям. Я думаю, что большой интерес должна вызвать опора на фактический материал и использование первоисточников.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт