Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Роль Русской Православной Церк...

Роль Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.


Максимова Татьяна Михайловна
МБОУ «Школа №2»
г. Муравленко

 

Минуло уже более семидесяти лет с того незабываемого и страшного дня, когда распахнулись огромные, от Баренцева до Чёрного морей, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли  шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа. Как трагично было то время, сколько скорби и страданий, горя и слёз, боли и отчаяния! Сколько надежд на скорую победу, веры в свою страну и свой народ.                                                      Враг, напавший на нас в этот день, не ведал что переступил границы нашей Родины в день Всех святых.                                                                   Митрополит Московский и Коломенский Сергий в первый день войны обратился к верующим с посланием, в котором он призывал не падать духом, помнить о долге перед священной Родиной. Все его послания, с которыми он обращался, были пронизаны верой в победу. [5] Кто бы мог подумать, что после десятилетия гонений и радикального атеизма, каждый солдат, каждый житель нашей многонациональной страны обратится к Богу, почувствует его спасительную силу и присутствия в своей жизни. «Шестнадцать лет креста не носил, а тут надел», - вспоминал мой дед, ветеран Великой Отечественной войны.

Годом перемен отношений русской православной церкви с государством можно считать 1943 [3]. Идеи коммунизма вдохновляли лишь меньшую часть населения, идеи патриотизма, долга, моральные ценности – вот что вдохновляло, вселяло веру в победу. Отсюда и возрождается роль Церкви, как носительницы духовных корней русского народа, культуры, религиозных традиций.                                                                       Русская Православная Церковь не только духовно благословляла воинов, воодушевляя их на исполнение священного долга, но и организовывала сборы пожертвований для фронта, строила оборонительные рубежи, взяло шефство над госпиталями, детскими домами, создавала убежища для престарелых и детей, перевязочные пункты. Многие из числа духовенства трудились в военных госпиталях, таким примером является архиепископ Крымский Лука, причисленный к лику святых определением Святейшего Синода от 1995 года. С началом войны епископ Лука, отбывавший ссылку в Красноярском крае, пришел к представителям светской власти и предложил свою помощь. В 1941 году его назначили «консультантом всех госпиталей» Красноярского края. По нескольку часов находился в операционной, спасая жизни раненых, консультировал других хирургов, читал лекции и занимался научной деятельностью в области медицины. За свои заслуги был удостоен Сталинской премии I степени, грамотой Военного совета Сибирского военного округа, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и самым главным – благодарностью спасенных солдат [4]. 

В боевых действиях принимали участие многие представители православного духовенства. Диакон Б. Краморенко, священник Г. Степанов, клирик С. Козлов, отец Василий Копычко, священник В. Троицкий, священник П. И. Ранцев, дьякон Р. Л. Чух, архимандрит Алипий, митрополит Калининский и Каширский Алексий, священник Уфимской епархии отец Д. Логачевский, протоиререй В. Бирюков, и были удостоенны орденами и медалями за свою доблесть и отвагу, отмеченны благодарностями [2]. Также известен героический подвиг священника Минской епархии Дмитрия Петровича Хмеля, сражавшийся в Восточной Пруссии близ города Гумбинена, награжденный орденом Красной Звезды. До нас дошли его воспоминания о сражении в Восточной Пруссии, записанные в Издательском отделе Московского Патриархата в 1985 году: «…Продолжая наступать, мы подошли к городу Гумбинену, где встретили еще одну сильно укрепленную полосу. …Мы выкатили орудие, но успели сделать только один выстрел. Противник начал обстрел разрывными снарядами, которыми был уничтожен весь наш артиллерийский расчет. В живых остался я один. …С противотанковой гранатой я пополз в обход вражеского дзота. Приблизившись к нему, поднялся и бросил гранату в маленькое окошко – единственное уязвимое место в укреплении. В этот момент появился немецкий часовой и в упор выстрелил в меня. Раздался оглушительный взрыв от моей гранаты – весь бункер был разворочен. Я ощутил острую боль и толчок от взрывной волны. Меня отшвырнуло в сторону и засыпало землей. Чудом в завале осталась небольшая щель, через которую я мог дышать» [2]. Сутки пролежал священник, пока наша его бригада санитаров, позже вернулся на фронт. После окончания Великой Отечественной войны посвятил свою жизнь служению церкви.                                                                   Огромную роль играли верующие и священнослужители, оказавшиеся на оккупированных территориях СССР. Проводили богослужения, входили в число партизанских отрядов, являлись вдохновителями народа. Неожиданным для немецкого командования стала деятельность Русской Православной церкви, которая сплотила весь русский народ, пробудила национальное самосознание [5].                                                                            Великую победу празднует государство вместе с церковью. Сколько же воин за многовековую историю повидала наша страна, сколько раз подвергалась нашествию. История не повторяется, но дает поучительные уроки. Нужно научиться быть с Богом не только во время кровопролитий и землетрясений, войн и революций. Нужно научиться жить с Богом каждый день. Пусть наше обращение к нему не будет сопровождаться страданиями. Давайте вместе будем укреплять веру в наших сердцах.

Список литературы:

1. В. Бирюков «На земле мы только учимся жить». М.: Даниловский благовестник, 2004. — 136 с. 

2. Наука и религия. - № 5’2005. – С. 9.

3. Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1983.

4. Новейшая Отечественная история. XX век – кн. 2. Глава XII. Великая Отечественная война. – М.: Владос, 2004. – С. 154-159.

5. Православный просветитель. - №3, 2015. 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт