Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » «Роль Русской Православной Цер...

«Роль Русской Православной Церкви в Великой Победе»


Волокитина Ирина Васильевна, Муниципальное Бюджетное Учреждение «Лабытнанги- ТВ», г. Лабытнанги

 

«Роль Русской Православной Церкви в Великой Победе»

 

Старая библия в потертом переплете с латунными застежками - настоящее сокровище семьи Штро из города Лабытнанги. Когда то ее купили за пять рублей, сейчас ее стоимость не поддается измерению. И дело не  в том, что книгу напечатали почти два столетия назад, а в том, что она свидетель событий блокадного Ленинграда. Ею не истопили печку, не использовали для других нужд. Бабушка Шарлотта берегла ее как зеницу ока, рассказывает внук  Виктор Штро. Она была верующим человеком и всегда говорила, что Бог  должен быть в сердце человека. В свое время бабушка закончила церковно – приходскую лютеранскую школу. Но когда католические церкви стали закрываться, стала ходить в православную. Она  даже пела в церковном хоре,  хорошо знала молитвы  на русском  и на немецком языках. 

Когда началась война Шарлоте Богдановне было 18 лет. Несмотря на бомбежки и голод, девушка  стойко держалась и молилась  Богу о спасении своей семьи и страны, которая стала для нее и родных второй родиной. Ее предки приехали из Германии в Россию еще при Екатерине Великой.

Наверное, никогда человек не нуждается в помощи свыше, когда попадает в сложные ситуации, находится между жизнью и смертью. В  блокадном Ленинграде были  люди, которые не только не поддавались малодушию, но поддерживали других. Об этом часто рассказывают на тематических встречах сотрудники городского краеведческого музея. Не смотря на то, что были закрыты многие храмы, священники подвергались репрессиям, все- таки оставались действующие приходы, которые сыграли важную роль во время второй мировой. Церкви часто маскировали от бомбежек, а в подвалах размещали детские сады, библиотеки, исторические ценности. Известен тот факт, что экспонаты  Эрмитажа хранились в подвале Исаакиевского собора.  

Но невозможно оценить духовный подвиг священников! Неся свое служение в блокадном Ленинграде, они стремились  укрепить  душевные силы своих прихожан, вызвать стремление бороться за жизнь!

Но вот только батюшек тогда  осталось мало. Перед войной, во время так называемой богоборческой пятилеткой, пленум партии постановил «вытравить из сознания советских людей  религиозные пережитки». И это не смотря на то, что сам Иосиф Сталин был в свое время учеником духовной семинарии!  В Советском Союзе тогда  развернулась  настоящая государственная компания по уничтожению православной веры. Хотя расстреливать священников и их прихожан начали еще раньше, в 20 годы. Гибли сотни тысяч людей - новомученников.

Такая участь постигла и дедушку старожила города Лабытнанги Марии Александровны Митрофановой. Священник Алексей служил тогда в одном из приходов Самарской губернии. Он организовал кружок по изучению православной веры для детей и молодежи. Прихожане охотно посещали занятия.  

«Но сотрудники НКВД,- рассказывает Мария Александровна,- решили,  что он настраивает людей против советской власти и осудили его на пять лет».

Эти годы священник Алексей провел в лагерях на Дальнем востоке, а когда вернулся, устроился простым счетоводом в колхоз. Но неугомонный батюшка, хотя и был в мирском обличии, опять  стал собирать вокруг себя людей и проповедовать православную веру. А через некоторое время официально устроился священником  в соседнем селе. Представители советской власти то угрожали ему, то уговаривали публично покаяться его и снять с себя крест. После категоричного отказа батюшку Алексея расстреляли. Его захоронение поисковики нашли спустя десятилетия в Сызрани. Там возле одного из городских соборов есть братская могила священников.

Мария Александровной ездила туда вместе с дочерью Екатериной, почтили память прадеда, помолились за упокой всех батюшек, погибших за православную веру.

Историю своей семьи внучка погибшего священника часто рассказывает воспитанникам детской  православной школы, которая много лет действует на базе городского храма Великомученика Георгия Победоносца. В течении каждого учебного года юные лабытнангцы изучают Закон Божий, учатся пению, занимаются творчеством.

Каждый раз накануне праздника Победы педагоги проводят особые занятия, посвященные  Великой Отечественной войне. Взрослые рассказывают детям о том, какую роль сыграла Русская Православная Церковь. Как священники самоотверженно помогали  не только своим землякам, но и всей стране. Например,  по инициативе митрополита Алексея были переданы в фонд победы все денежные средства и пожертвования. За всю войну церковь собрала 300миллионов на победу, огромная сумма по тем временам.

В начале 1943 года митрополит Сергий сделал замечательный шаг в отношении легализация церкви в советском государстве. Он отправил телеграмму Сталину с просьбой   открыть банковский счет, куда бы поступали  пожертвования для фронта. Такой счет открыли,  и это был первый и большой шаг в признании церкви.

Впрочем, 43-ий  стал переломным годом  и для церкви, и для всего советского государства. Позади Сталинград и Курская дуга, появилась  большая надежда на победу. Но необходим  второй фронт. Внешний расчет был направлен на западных союзников. Западные церковные организации стали обращаться к своим правительствам с просьбой  помочь Советскому Союзу, но лишь в том случае, что  положение верующих людей там  измениться в лучшую сторону.

« Иосиф Сталин, понимая что без веры войну не выиграть - , рассказывает педагог православной школы  Людмила Вакунова,- призывает духовенство к себе в Кремль».

После этой встречи произошли серьезные изменения в отношении церкви и страны советов. Например, вскоре  состоялся собор, в котором участвовали 19 епископов. Они избрали Патриарха Москвы и всея Руси. Кандидатура Алексея Симанского была одобрена лично Сталином.

Вот и получается, что одни битвы шли в Кремле, другие на передовых. До нас дошло  мало сведений о священниках, воевавших на фронтах ВОВ. Такой статистики тогда никто не вел. Они шли в бой без рясы и крестов, в солдатских шинелях,  с винтовкой в руках и молитвой на устах. Сотни священнослужителей получили награды за героизм, за партизанское движение, за труд во время войны. А сколько наград так и не нашли своих героев! Об этом  тогда никто не задумывался, главным была победа, за которую  сражались, за которую молились. Даже глубокие атеисты вспоминали слова из забытых молитв.

Лично мне дед Василий рассказывал, как ему, коммунисту  и бригадиру колхоза, супруга Анна зажила в гимнастерку нательный крест и молилась за мужа  каждый день. Он благополучно прошел всю войну, когда вокруг гибли люди и рвались снаряды. Небольшое ранение получил почти перед победой. Он так и говорил - «Аннушка своими молитвами меня спасла».

Те, кто остался в тылу, горячо молились за своих родных, сражавшихся в на фронтах. Они и сами молились. Многие бойцы, от простого солдата до маршала носили зашитыми в гимнастерках кресты  и иконочки.

Говорят, что и самому Сталину не чужда была религиозность. Он любил фильмы и заходил в церковь, которую переделали  в кинозал. Есть сведения, что он там молился.

А затем в Кремле прошел молебен о победе, стали открываться храмы, возвращались  из лагерей священники. Был публично закрыт Союз воинствующих безбожников, прекращали свою деятельность антирелигиозные музеи.  Советское командование начало осознавать, что без помощи Бога ничего не получится. По мнению верующих людей, перелом в войне был связан со знаменательным событием- по линии фронта провезли чудотворную икону Девы Марии. С образом  Богородицы облетели вокруг Москвы и  Сталинграда.

А в  блокадном Ленинграде был совершен крестный ход. В этот день не было электричества, - об этом говорили современники в своих воспоминаниях,- встали трамваи.  В утренней тьме, озаряемой вспышками бомбежек, через сугробы снега оставшиеся в живых батюшки, певчие и простые прихожане спешили во Владимирский Собор. Исхудавшие, замершие, закутанные в платки, они были полны веры в Бога и надежды на будущее. Среди них была и юная Шарлотта Штро.  Она искренне молилась и держала в руках библию в кожаном переплете. Для ее потомков эта книга и сейчас - великое сокровище, напоминающее им о великих страданиях, выпавших на долю не только семьи, но и всего российского народа. Напоминание о его стойкости и героизме, об искренней  вере в Бога.

 

 

Заключение

 

Мы все должны помнить о подвиге российского народа в Великой Отечественной войне, о той большой роли, которую сыграла Русская Православная Церковь для ее достижения, о самопожертвовании священников, о горячей вере в Бога простых прихожан, о том, как много было сделано для этой победы! Если мы это забудем, то не будем той великой страной и  великой державой, наследниками Великой Победы.

 

 

Использованные источники

  1. Интернет-сайт «Русская история» http://rus-istoria.ru/component/k2/item/986-tserkov-v-gody-voyny
  2. Интерент-сайт «Родина» https://rg.ru/2018/09/03/rodina-religia.html


Информация © 2011–2019
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2019
Интернет-компания СофтАрт