Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Роль школьного психолога в фо...

Роль школьного психолога в формировании осознанного отражения состояния общества и воспитании активной жизненной позиции


Фамилия, имя, отчество Вахрушева Надежда Викторовна

Название места работы/учёбы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новопортовская школа-интернат имени Л.В.Лапцуя»

Наименование муниципального образования Ямальский район

Наименование населённого пункта село Новый Порт

 

 

«Жизнь ребенка не рай, а драма».

Я. Корчак

 

Человек – существо социальное, он живёт и развивается вместе с обществом, впитывая в себя понятия и особенности этого общества, принимая его правила и нормы, приспосабливаясь к условиям и требованиям. Общество постоянно развивается и изменяется, изменяя при этом и человека, живущего в нём. Размышляя над этим, невольно задаёшься вопросом: почему не все люди одинаково динамичны, и кто из них наиболее чувствителен к изменениям в обществе?

Многолетний опыт работы с разными людьми и проводимые психологические исследования позволили мне выявить интересные тенденции в данном вопросе.

Как известно, уста младенца глаголят истину, потому наиболее достоверным инструментом в изучении данного вопроса считаю анкетирование школьников. Очень показательными в этом смысле оказываются высказывания 15-летних школьников при написании сочинения «В какой профессии я вижу себя в будущем?».

Самыми популярными среди девятиклассников в 1997 году были профессии банкира, юриста, экономиста и т.п., что объясняется развитием банковской системы, вхождением в обиход финансовых операций. Родители этих подростков, как ни странно, так же признавали первенство этих профессий, сожалели о том, что в своё время выбрали «не ту профессию». Но при этом большинство из них не были согласны получать новую профессию. Всё это указывает на то, что школьники наиболее чутко, чем старшее поколение, улавливают перемены в обществе и готовы меняться вместе с ним.

Эту же мысль подтверждают результаты опроса современных 15-летних школьников, проведённого спустя 20 лет (в 2017 году). Большинство из них мечтают о медицинской профессии (грезя при этом открытиями в генной инженерии), специалиста IT-технологии (мечтая создать исключительно полезный продукт), эколога (чтобы сохранять богатства, данные нам природой). Родители этих подростков, так же, как и родители прошлого века, не согласны что-либо менять в своей жизни. Они предпочитают ждать, когда «придёт их время», и профессии, которыми они владеют сегодня, станут, наконец-то, востребованы.

Кроме того, будучи руководителем педагогического коллектива в течение шести лет, мне пришлось столкнуться с такой же проблемой: педагоги, попадающие под сокращение ввиду уменьшения количества обучающихся, в большинстве своём - сетуют на судьбу, но при этом не спешат овладевать новыми специальностями и проходить переобучение.

Таким образом, становится очевидным, что именно подростки и молодёжь оказываются наиболее восприимчивыми к изменениям социума, готовыми принимать вызовы нового времени. При этом, учитывая неустойчивость подростковой психики, существует опасность необдуманных поступков и рискованных шагов. Основания для таких опасений дают опять же личные наблюдения в течение ряда лет. К примеру, отвечая на вопрос «Когда вы станете родителями, будете ли вы использовать те же методы, какими воспитывают сейчас вас ваши родители?», пятиклассники отвечают, в основном, утвердительно. У восьмиклассников на этот вопрос преобладают отрицательные ответы. Как ни странно, такая позиция сохраняется и у одиннадцатиклассников (Диаграмма 1).

 Такие результаты указывают на всё возрастающее и укрепляющееся к юношескому возрасту желание совершенствовать и изменять мир вокруг. Насколько сильным оказывается такое стремление – настолько возрастает и опасность «революционных» поступков и действий, имеющих первоначально благие цели.

 Такие результаты опроса и личные наблюдения дают основания утверждать, что именно подростки и молодёжь наиболее динамичны в восприятии перемен общества. С одной стороны, это очень хорошо, но, с другой – это таит в себе массу опасностей, поскольку молодое поколение как «лакмусовая бумажка» впитывает не только хорошие, но и негативные процессы, происходящие в обществе. Примерами этого могут служить и асоциальные подростковые группы, и увеличение количества подростков с различными видами девиантного поведения. Конечно, и среди взрослых встречаются таковые, но они, являясь рядовыми членами общества, при этом являются творцами правил и норм в собственной семье. Дети же являются своеобразными «заложниками» ситуации как в обществе, так и в семье, где они воспитываются. И хорошо, если нормы и правила семьи являются идентичными нормам и правилам социума. Если же они противоречат друг другу, то в сознании подростка формируется двойственность, и понятия о том, что правильно и неправильно – формируются искажённо.

Сколько угодно можно приводить примеры на эту тему, но в моей практике имеется очень интересное и неоспоримое наблюдение на этот счёт. Проводя в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса школьников ежегодное исследование детской агрессивности по методике Басса-Дарки и выявляя затем причины этой агрессии, мною была выявлена следующая закономерность: баллы шкалы лжи у подростков и родителей одной семьи были идентичными. При этом, данная закономерность подтверждается уже в течение ряда лет. Данный факт ещё раз указывает на то, что, дети в большинстве своём копируют поведение родителей, интерпретируют события, происходящие в обществе, с корректировкой на мнение своей семьи. Таким образом, взрослый человек самостоятельно принимает решение о том, какие аспекты социума принимать, а какие – отвергнуть. У ребёнка зачастую такой возможности нет, а потому, восприятие им социального общества идёт через призму норм и ценностей своей семьи.  Большое общество базируется на отношениях между индивидами. И семья, в которой тоже всё построено на отношениях её членов, является в некотором смысле микромоделью общества в целом.

Когда же юноша или девушка отправляется в «свободное плавание», семья остаётся далеко, и он самостоятельно вынужден принимать вызовы общества, которые ранее воспринимались им внутри семьи в интерпретации родителей. Зачастую бывает, что общество оказывается совершенно другим, нежели оно представлялось ребёнку ранее. И тут происходит переоценка: либо молодой человек стремится привнести свои нормы и ценности в это новое для него общество (иногда совсем иным, чем было микрообщество его семьи); либо общество изменяет его самого. И здесь уже всё зависит от того, насколько прочным окажется личностный стержень молодого человека, насколько силён он будет духом для отстаивания собственных позиций, и насколько схожи будут его ценности с ценностями общества.

В создании такого нравственного «стержня» огромную роль могут сыграть педагоги, работающие с ребёнком на протяжении всего школьного периода. В Новопортовской школе-интернат, где я работаю, такая работа ведётся очень активно на разных ступенях обучения.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», реализуемый на первой ступени, помогает привить школьникам любовь и уважение к своему Отечеству, научиться уважать культуру и традиции других национальностей, воспитать желание создавать и приумножать всё то прекрасное, что есть в нашей жизни. Являясь преподавателем данного учебного курса, считаю своим долгом возрождать забытые ценности - долг, грех, срам — без них не выжить и трудно рассчитывать на улучшение ситуации в обществе.

Школьники второй ступени с интересом осваивают курс «Основы будущей карьеры», где основной акцент ставится на психологические особенности личности школьников, создаются модели профессионального выбора, изучаются свойства характера и реализуются индивидуальные профессиограммы. На таких занятиях к ребятам приходит осознание того, что не бывает плохих и хороших личностей, а бывают слабые и сильные стороны у каждой личности.

Учащиеся старшей школы успешно осваивают элективный курс «Линия жизни», который призван научить выпускников принимать взвешенные и обдуманные решения, совмещая при этом личные интересы и ценности, принятые в обществе.

…Время идёт, сменяются века… Меняется общество, а люди, как известно, - его зеркальное отражение. И если взрослый человек зачастую мыслит стереотипами, молодое поколение как губка впитывает как положительные, так и отрицательные моменты общественной жизни, немедленно переносят их на себя и закрепляют в своей душе.

Молодое поколение, с одной стороны - это незащищенная группа, являющаяся скорее и дестабилизирующей силой в обществе, а с другой - это поколение, от которого зависит будущее страны. задача семьи и школы (педагогов и моя, как школьного психолога) – посеять в молодых умах и душах такие ценности, создавая которые, они будут украшать наше общество, а не разрушать его.

Молодёжь наиболее восприимчива к новым ситуациям, она свободна от старых стереотипов и пытается как минимум привнести что-то своё; изменять настоящее, создавая будущее. И только молодое поколение, с присущим ему максимализмом, является правдивым индикатором состояния общества.  

 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт