Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Роль туризма и краеведения в д...

Роль туризма и краеведения в духовно-нравственном воспитании молодежи на примере опыта паломнических поездок в Казахстане и Киргизии


Роль туризма и краеведения в духовно-нравственном воспитании молодежи на примере опыта паломнических поездок

в Казахстане и Киргизии

Мачульская Маргарита Борисовна,

МБОУ «Средняя школа № 9»,

г. Новый Уренгой

 

При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал, и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского.

Праведный Иоанн Кронштадтский

Сегодня многие причины заставляют задуматься о состоянии духовно-нравственного воспитания в нашей стране. Любые экономические и социальные реформы в государстве не дадут большого результата, если произойдет в обществе утрата духовно-нравственных ориентиров. Люди в таком обществе деградируют, растут негативные явления. Мы все окажемся заложниками этой ситуации, и поэтому даже люди, далекие от веры, понимают о необходимости восстановления духовно-нравственного потенциала людей.

Общество и современная школа сталкивается с проявлением агрессивности и жестокости среди детей и подростков. Очень часто родители не справляются со своими функциями воспитателей. Ребенка не воспитывают согласно принципам христианского поведения, а просто исполняют его многочисленные желания. В дальнейшем все это переносится и во взрослую жизнь. Для такой категории молодых людей приоритет имеют только материальные ценности. Вот и заполнена жизнь только поиском новых развлечений и удовольствий или достижением собственного комфортного существования. Нет в такой жизни целеполагания, стремления к духовному росту, осознания своей роли в этом мире. Особенно молодежи трудно противостоять рекламным призывам жить одним днем, совсем не задумываясь о своем будущем. Совсем недавно прочла объявление на одной из остановок города. «Зависаете в социальных сетях и в YouTube??? Любите играть онлайн игры и слушать музыку??? Именно для вас вышел уникальный тарифный план ХАЙП (молодежный), плати 450 рублей в месяц и навсегда забудь о потраченных ГБ интернета».

Сегодня Интернет для ребенка – источник информации, общения и развлечения. Он с каждым годом становится все доступнее. Интернет-зависимость является социальной проблемой современного общества. Наши бабушки и дедушки в советское время имели мощную идеологическую поддержку со стороны государства в лице молодежного движения – пионерии и комсомола. Эти организации активно участвовали в формировании духовно-нравственного облика советского подростка. В дальнейшем, в 90-е годы, когда «железный занавес» рухнул, этот духовный вакуум стал заполняться западными ценностями, появились опасные формы сектантства. Современные молодежные субкультуры очень часто пропагандируют опасные идеалы. В детском возрасте идет приобщение к курению, употреблению спиртных напитков, вызывает тревогу растущая в обществе либерализация половой морали, отрицание родительского авторитета. Эти негативные явления, к сожалению, усиливаются.

Сегодня государство прекрасно понимает всю важность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Приняты государственные программы «Развитие образования на 2013-2020 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020г.». Современные государственные стандарты общего образования, с одной стороны, нацеливают на повышение конкурентоспособности наших выпускников, с другой стороны, нацеливают на формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей. Все усилия школы – преподавание и внеурочная деятельность направлены на формирование у молодого человека чувства патриотизма, нравственного поведения, основанного на культурных ценностях православия.

В законе о молодежной политике в ЯНАО указывается, что одной из задач молодежной политики в регионе является «реализация системного комплексного подхода к решению молодежных проблем, предусматривающего объединение усилий различных социальных институтов» [3].

Одним из институтов, способных формировать и корректировать духовно-нравственное воспитание детей и молодежи является Русская Православная Церковь. «Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности, – сказал Святейший Патриарх Кирилл, выступая с приветственным словом на III Сретенских встречах. – Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире» [8].

Одной из эффективных форм работы с молодежью в формировании духовно-нравственных ценностей в современных условиях может быть и паломническая деятельность. Паломничество имеет достаточно важное образовательное значение. Такие поездки дают возможность более подробно ознакомиться с историческими фактами, традициями, изделиями ремесленников, но при этом преследуются определенные духовные цели. Безусловно, главным в таких поездках является поклонение святыням и участие в богослужениях.

На одном из православных сайтов я прочитала, что причиной негативных явлений в обществе, с духовной точки зрения, может быть «ненормальное, болезненное состояние души». Когда мы задумываемся и работаем над своим духовным развитием, мы по-другому себя ощущаем в этом мире, у нас доброе отношение к окружающим людям, повышается желание трудиться. Главными становятся здоровый образ жизни, семейные ценности, вера. Христианство проповедует нам любовь не только к Богу, но и к окружающим нас людям, и даже любовь к врагам.

В нашей стране паломничество развивается в двух направлениях. Это поездки на Святую Землю, посещение святых мест на территории России. Новым направлением является паломнические поездки в страны СНГ. Мой доклад посвящен второму направлению духовного туризма, паломническим поездкам в Казахстан и Киргизию.

Особенностью Ямало-Ненецкого автономного округа является не только суровые климатические условия, но и многонациональный состав региона. На открытии научной конференции, посвящённой изучению деятельности псевдорелигиозных организаций и сект, губернатор ЯНАО подчеркнул, что сегодня в нашем регионе в дружбе и согласии живут представители более 120 национальностей. Паломничество дает возможность познакомиться с культурными традициями и ценностями как русского народа нашей страны, так и наших соотечественников в СНГ. Сегодня паломничество и туризм являются сравнительно общедоступными и оказывают большое эмоциональное воздействие на человека. Возникают условия для диалога между представителями разных религий и народов. Развивая духовный туризм среди детей и молодежи, мы способствуем развитию толерантного поведения, веротерпимости.

Такие поездки способствуют расширению представлений о культуре и обычаях народов Средней Азии, которые в настоящий момент становятся гражданами Российской Федерации и проживают на территории ЯНАО.

Невозможно развивать патриотизм, любовь к своей Родине, духовные ценности без знания истории своей страны. История нашего государства тесно связана с историей Русской Православной Церкви. Паломнические поездки в Среднюю Азию расширяют представление молодежи об истории региона, о влиянии русской культуры и православного христианства на духовный мир его жителей.

Средняя Азии вошла в состав России во второй половине XIX века. Раннее христианство появилось на этих территориях в I н. э. Есть предположение, что апостол Фома двигался к среднеазиатским культурным центрам и достиг Самарканда, где рукоположил несколько епископов. Археологическими данными подтверждается нахождение в VII-VIII веках в Семиречье и Южном Казахстане христианских несторианских церквей.

Христианские общины располагались в северной части Киргизии на побережье озера Иссык-Куль. Сохранилось предание о том, что на берегу озера армяне несторианцы образовали монастырь и, возможно, там находились мощи апостола и евангелиста Матфея. Сегодня доктор исторических наук, вице-президент Академии наук Киргизии В. Плоских организовывает российско-киргизские археологические экспедиции для изучения этой гипотезы, и есть интересные результаты исследований.

Возрождение христианства в регионе связано с деятельностью Русской Православной Церкви. После присоединения Средней Азии к Российской империи на новые земли стали переселятся русские и украинские крестьяне. Во всех русских поселениях строились православные храмы. Сегодня в Киргизии ежегодно паломники приезжают в город Каракол. Этот город был основан в 1869 году бароном Александром Васильевичем Каульбарсом как военно-административное поселение. В городе сохранился деревянный храм святой Троицы, построенный в 1895 году. 9 июля Русская Православная Церковь чтит образ Пресвятой Богородицы Тихвинской. Именно в этом храме сегодня находится чудотворная икона Божией Матери Тихвинской. Это святыня, которой гордится весь православный народ Киргизии. Икону написали афонские монахи и подарили тогда основанному Свято-Троицкому мужскому монастырю, открытому на побережье Иссык-Куля в тихом и живописном месте под названием Светлый мыс. Монахи смогли наладить свое хозяйство и даже открыли школу для местных ребятишек, учили их читать и писать. Судьба монахов сложилась трагично, почти все они были убиты, а монастырь разграблен с установлением советской власти в регионе. Сегодня на бывшей территории монастыря сохранилась небольшая часовня и красивая аллея деревьев, которым больше 100 лет. Место это намоленное и благодатное, об этом не раз рассказывала паломникам директор детского дома «Мээрим Булагы», говоря, что здесь не раз чувствовала духовную помощь в работе с трудными подростками. В одном из сохранившихся построек монастыря работает частный приют для детей. Приезжая с юными паломниками, мы оказываем поддержку этим ребятам. Ежегодно на Светлом мысу проходит служба в память об убиенных монахах.

Несколько монахов после разгрома монастыря уцелели и, перейдя горный перевал, обосновались в Аксайском ущелье в Казахстане, в 20 км от Алматы. Монахи организовали скит, построили кельи, обустроили подземную церковь в честь преподобного Серафима Саровского. В 1921 году красноармейцы, поднявшись в скит, убили находившихся там монахов Серафима и Феогноста. Каждый год 11 августа в день памяти иеромонахов Серафима и Феогноста группы паломников из Казахстана и Киргизии собираются в Аксайском ущелье. Скит находится в горах, часто в это время идет дождь, но никто не жалуется, все паломники преодолевают эти трудности. Паломники разбивают палаточный лагерь и идут на Божественную литургию. Девушки и юноши из казахского города Караганда приехали за несколько дней, они были ответственны за организацию питания всех паломников. Встречали всех с приветливой улыбкой, готовили и кормили паломников. А наши ребята с ними перезнакомились и уже возникли планы на будущее о сотрудничестве. Паломническая поездка в Свято-Серафимо-феогностовскуя пустынь – прекрасная возможность для молодых людей совершить духовно-телесный подвиг, работу над собой, молитву.

В Киргизии почитают святого преподобного Ираклия, исповедника Иссык-Кульского. Он был послушником в Свято-Троицком мужском монастыре, чудом спасся во время разгрома, ушел в горы, жил в Аксайском скиту. Долгое время скитался, жил в ущелье. Тяжело больного его подобрал один из жителей села Ананьева и выходил его. Ираклий все время проводил в молитве. Несмотря на гонения на верующих в советское время, люди приезжали к нему поклонится или за советом. Когда семью, в которой жил Ираклий, арестовали, его приютили другие сельчане. Люди не побоялись прийти на похороны старца. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Архиерейском соборе в 2000 году он был прославлен как новомученник. Православные приходят на могилку к преподобному Ираклию в селе Ананьево помолиться, читают акафист. Поклониться мощам преподобного Ираклия можно в Свято-Воскресенском соборе Бишкека.

Приезжающие группы паломников с интересом для себя посещают святые места, знакомятся с историческими и культурными достопримечательностями народов Средней Азии. Такие поездки лучше помогают понять традиции народов, исторически объединенных с Россией.

Паломнические поездки позволяют сочетать в себе элементы туристического похода с высокодуховными целями. В рамках проекта «Памяти новомученников и исповедников земли Кыргызстанской в XX веке послуживших» летом 2017 года были организованы экспедиции на юг Киргизии. Из 18 человек 14 были из военно-патриотического клуба «Наследие» при Свято-Михайловском храме города Ош под руководством протоиерея Виктора Реймгена. В советское время в окрестностях Джалал-Абадской области, в малозаселённых местах, покрытых лесами горных районах, скрывались преследуемые священнослужители, монахи, миряне. Поисковая группа обнаружила тайный скит, в котором скрывались преподобномученик Пахомий (Русин), афонский монах Досифей, иероманах Макарий (Ермоленко) и многие другие.

Паломнические поездки в Казахстан и Киргизию способствуют формированию активного образа жизни и позволят вывести молодого человека из мира компьютеров и телефонов, оглянутся вокруг, увидеть красоту природу, её неповторимые ландшафты. Она способна дать нам энергию, зарядить нас духовно. Любить природу, видеть красоту окружающего мира является задачей воспитания. Приезжающих из северных регионов детей особенно привлекает уникальное озеро Иссык-Куль и красивые горные пейзажи.

В таких поездках паломники знакомятся с самобытной культурой кыргызов, казахов и других народов многонационального азиатского региона. Принимающая сторона стремится к открытости, демонстрируя свое национальное гостеприимство. В Средней Азии поддерживается «культ еды». Гостей обязательно приглашают к столу, угощают лучшими национальными блюдами. Одна из приехавших в Киргизию групп паломников говорила, что их поразила богатство культуры и обилие природной красоты. Но самым неожиданным открытием для россиян оказалась «глубина православной культуры в азиатском крае», удивительная доброжелательность и искренность местных жителей.

Во время паломнических поездок проводится и просветительская работа. Рассказывается об историческом прошлом региона, о храме и святых, которые имели отношение к данному храму. Паломники могут поговорить с настоятелем храма, местными жителями, а в некоторых случаях даже найти себе наставника духовного. Когда работаешь православным гидом, то понимаешь огромную ответственность, которая ложится на тебя. Нужно быть человеком с широким кругозором, обладать большим терпением и с любовью относиться к людям. В работе с детьми и молодежью хорошо помогает и собственный педагогический опыт.

Работая с группами паломников, хочется отметить, что в течение всей поездки поведение людей меняется, уходит настороженность, нервозность, меняется не только их настроение, выражение лица, но и душевный настрой. Действительно, посещая святые места, постоянно обращаясь к молитве, паломники делают шаг к Богу, очищают свою душу. Во время таких поездок паломники живут при храмах, и у них появляется возможность побеседовать с настоятелем на волнующие их темы.

Полезными оказываются поездки, в которых вместе с родителями находятся дети. В наше время многие родители жалуются, что не имеют влияние на своих детей. Отношения с родителями складываются как истерично-агрессивные или наоборот замкнуто-отчужденные. Поездки с группой сверстников и приобщение к благодатной таинственной жизни Церкви меняет установки ребенка. Паломническая программа, в которой есть дети, организуется так, чтобы в ней есть место и духовным беседам с настоятелями храмов, и общей молитве, и участию в церковных службах, и участию в различных совместных играх, спортивных мероприятиях, познавательных занятиях. В одной из таких поездок мне помогал художник Николай Старниченко. Во время общения с юными паломниками возникла идея проводить занятия по рисованию. Художник Николай стал показывать детям приемы и технику карандашного рисунка, и они с удовольствием рисовали увиденные пейзажи, купола церквей и даже кошку, живущую при храме. Это были совсем не профессиональные рисунки, но в них сквозила радость.

В своей работе с детьми и молодежью паломнический отдел Бишкекской и Кыргызстанской Епархии использует разные формы проведения паломнических поездок. Это может быть велотур по святым местам, и православный музыкальный фестиваль с экскурсиями и походами, и даже поощрительная поездка. К примеру, летом 2017 года среди воскресных школ Киргизии прошел конкурс «Знаешь ли ты историю православия в Кыргызстане?» В качестве главного приза победители получили денежную сумму на организацию паломнической поездки по Иссык-Кулю. Во время поездки дети вместе с родителями вели дневники, в которые записывали свои впечатления. Они побывали во многих храмах Иссык-Кульского благочиния, посетили в городе Чолпон-Ата единственный в Киргизии храм, посвященный священномученику Вениамину, митрополиту Петроградскому. Дети с учителями воскресной школы пели тропарь, кондак и величание и просили защитить родную землю от всяких волнений и бед. Были в этой поездке экскурсии в музей под открытым небом, где на камнях остались наскальные рисунки, и купание в озере. Полученный положительный настрой долго будет ощущаться у детей после поездки. Учителя же стали ближе к родителям, увидели, как надо работать в духовном плане. И у всех есть желание отправиться в новую поездку.

Можно организовать паломнические поездки не только для верующей молодежи, но для тех, кто хочет узнать об истории государства, о православной церкви. Такие поездки преследуют экскурсионные цели, но могут способствовать приобщению к вере. В какой-то мере духовный туризм преследует и благотворительные цели. Сегодня в Средней Азии православные общины малочисленны. Эти средства тратятся на поддержку храмов.

Сегодня государство стремится к диалогу с национальными культурами народов, исторически связанных с Россией. Богатые духовные традиции народов способствуют духовно-нравственному развитию подрастающего поколения. Современные интеграционные процессы на постсоветском пространстве позволяют объединить усилия по сохранению нашей общей культуры и самобытности, противостоять западному давлению на духовно-нравственные ценности, развивать патриотизм, у которого достаточно отличий от национализма. Следует отметить, что в настоящее время среди россиян растёт количество верующих людей, возрастает роль Русской Православной церкви в общественной жизни. Преодолеть многочисленные социальные проблемы в обществе возможно только совместными усилиями всех заинтересованных институтов. Каждая из сторон – государство и церковь – может и должна использовать все доступные инструменты для формирования духовно-нравственных ценностей у молодого поколения. Паломническая работа является одним из способов приобщения детей и молодежи к общечеловеческим ценностям России.

В рамках современной политической, социальной, культурной интеграции с бывшими республиками Советского Союза успешно происходит обмен опытом в развитии духовного туризма и краеведения. Ребят из Киргизии и Казахстана многое объединяет с российской молодежью. Необходимо продолжать работать в этом направлении. Знаю достаточно примеров международных православных фестивалей и паломнических поездок. В таких встречах складывается та духовная среда, в которой происходит нравственное воспитание молодежи.

 

Список литературы

  1. Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы».

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020г.»

  3. Закон о молодежной политике в Ямало-Ненецком Автономном Округе. – 2009г. – Ст. 4.

  4. Святой праведный Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. В 2-х частях. Избранное. – М.: Издательство Летопись, 2013. – 512 с.

  5. Озмитель Е. Е. Православные храмы Киргизии (XIX-XXI вв.). Кыргызско-Российский славянский ун-т. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2010. – 191 с.

  6. Христов Т. Т. Религиозный туризм. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

  7. Русская Православная церковь. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/558163.html.

  8. Московская Епархия Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл о духовно-нравственном воспитании молодежи [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mepar.ru/library/vedomosti/45/597/

  9. Православная беседа [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=329.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт