Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Роль учреждений социального об...

Роль учреждений социального обслуживания семьи в духовном развитии несовершеннолетних


Короткова О. И.
Заведующая отделением временного пребывания несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или оставшихся без попечения родителей
МУ «Центр социальной помощи семье и детям «Домашний очаг»
г. Надым

Короткова О. И.,

Заведующая отделением временного пребывания

несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

или оставшихся без попечения родителей.

МУ «Центр социальной помощи семье и детям «Домашний очаг»

г. Надым

 

Роль учреждений социального обслуживания семьи в духовном развитии несовершеннолетних

 

Время вновь востребовало обратиться к истокам духовно-нравственной русской культуры, ее ценностям как неотъемлемой части восточно-христианской цивилизации. Жизнь показывает, что без знания традиций своего народа, без знания истории страны, без тесного сотрудничества светского и религиозного воспитания невозможно подготовить к будущей жизни достойное молодое поколение: честных, самостоятельных, истинных граждан своей страны.

Многовековая православная культура является ценнейшим достоянием всех граждан Российского государства, всех народов нашего Отечества. Она устанавливает преемственность российской цивилизации с великими цивилизациями древнего мира, образует основу ее самобытности и выводит Россию в ряд мировых цивилизаций.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в канун дня памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и в канун Дня Крещения Руси обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом: «Крещению Руси предшествовали годы осмотрительного изучения всего того, что тогдашний мир предлагал с точки зрения религиозного выбора. И из всего многообразия этих предложений князь Владимир делает судьбоносный выбор, принимая веру православную. А поскольку крещение князя не было только его личным делом, - ведь крестился глава народа, - то его выбор стал выбором всего народа…

Вместе с Крещением Русь сделала свой цивилизационный выбор и на протяжении веков сохраняла верность этому выбору. В наше непростое время мы сталкиваемся с теми же искушениями, с которыми столкнулся равноапостольный князь Владимир. Кто-то говорит об ошибке великого князя, о том, что не в ту географическую сторону обратил он свой взор, что надо было сделать иной выбор, и тогда, мол, наша жизнь была бы лучше. Наверняка то же самое говорили древние киевляне: зачем он делает этот выбор? Зачем возлагает на нас новые бремена? Зачем требует от нас того, что не требовала старая вера? Но ведь и сегодня для многих, как и для древних язычников, православная вера является бременем неудобоносимым. Некоторым кажется, что она связывает их личную свободу, что она требует невозможного, что она мешает жить в свое удовольствие, по голосу плоти.

Действительно, христианство, в отличие от языческого образа жизни, — будь то в глубокой древности или в нынешнее время, — требует работы над собой, борьбы со своими страстями, постоянного воспитания духа и воли, восхождения горе, а идти вверх, как мы знаем, гораздо тяжелее, чем спускаться вниз».  [Патриархия.ру Источник: http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-knyaz-vladimir-opredelil-civilizacionnoe-razvitie-svoego-naroda]

Значимость духовно-нравственных устоев, уважение к российским традициям не раз подчеркивали и высшие светские руководители страны.

О ценностях, общественных идеалах и нравственных принципах, которые делают нас единым народом, без которых мы не можем себе представить Россию, говорил 5 ноября 2008 г. в своем Послании Федеральному Собранию Президент Д.А. Медведев. А несколько раньше, в апреле 2007 г., Президент В.В. Путин подчеркнул, что «духовное единство нашего народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность...». Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Следует также отметить, что согласно ст. 29 "Конвенции о правах ребёнка", каждый ребенок имеет право воспитываться в культуре и традициях того народа, которому он принадлежит от рождения.  Конвенция также требует уважения к ценностям страны, в которой ребёнок проживает, даже если эти ценности отличаются от ценностей, на которые ребёнок ориентирован своими родителями. 

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

В современных условиях школьной жизни помимо приобретения обучающимися научных знаний всё чаще возникает необходимость обращения к вопросам милосердия, человеколюбия, толерантности, трудолюбия, нравственности… И в дальнейшей жизни подросткам необходимо будет уметь вести себя в обществе так, “чтобы с ними рядом было легко и надежно”.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, общества и государства. Так в Муниципальном учреждении «Центр социальной помощи семье и детям «Домашний очаг» в 2012 году была разработана программа «Зажги звезду добра», направленная на духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних, совместно с отцом Артемием прихода Николая Чудотворца «Зажги звезду добра»,  для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или  социально опасном положении. Данной программой предусмотрено тесное сотрудничество социальных партнеров: Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделения по делам несовершеннолетних при ОМВД, Департамента образования, ГБУЗ «Надымская центральная больница», Управления социальных программ.

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Именно для таких «трудных» подростков рассчитана эта программа. Это те дети, которые состоят на различных видах учета, которые проживают в асоциальных семьях и не могут видеть простые человеческие ценности, такие как доброта, сочувствие, трудолюбие, милосердие, забота, человеколюбие являющиеся основой православных семей.

Понятие «трудный» – очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. Таким образом, «трудные» – это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по степени устойчивости и разнообразных по форме проявления отклонений в нравственном развитии и поведении, обусловленных недостатками воспитания.

Чтобы компенсировать эти недостатки нравственного воспитания, специалисты при разработке программы поставили конкрутную цель: гармоничное духовное развитие личности несовершеннолетнего и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Работа с несовершеннолетними строится на основе сочетания лекционного материала, бесед, применения активных форм обучения и  воспитания. Данный материал предполагает обширное знакомство с наиболее важными вопросами духовности и нравственности в культуре России: «Язык – отражение духовного мировоззрения человека»; «Что такое настоящая вера?»; «Добро или зло. Твой нравственный выбор»; «Путь к себе. 10 заповедей» и др.

На мероприятиях в рамках программы «Зажги звезду добра» несовершеннолетние  знакомятся с культурой православия, мероприятия не несут в себе ярко выраженных религиозных установок, а прививают культурно-нравственные ориентиры постепенно, по принципу от простого к сложному.

Материал занятий отличается информационной насыщенностью, гибкостью и вариативностью. В зависимости от состава несовершеннолетних,  выбирается та или иная форма проведения мероприятия.

Основной метод работы с подростками – диалог, в основе которого – постановка проблемы, актуальной для подростков и молодежи в данное время, лекционное изложение материала, проведение беседы в рамках курса (с постановкой проблемных ситуаций и элементами дискуссии, с использованием интерактивных технологий), круглый стол, экскурсии  в приход храма в честь Николая Чудотворца, просмотр видеофильмов. На данных мероприятиях несовершеннолетние получают навыки культуры ведения дискуссии, учатся слушать и слышать друг друга, самостоятельно мыслить, грамотно формулировать и аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения.

Несовершеннолетние стали проявлять интерес к занятиям, где их познакомили с основными религиозными праздниками, с духовной литературой, и как результат несовершеннолетние стали проявлять интерес к данной тематике, самые любопытные даже пробовали прочитать на славянском языке Евангелие.

Многим неверующим, и верующим может показаться, что пример князя Владимира — неактуален на современном этапе. Мы не находимся в ситуации княжения, у нас нет восьмисот наложниц, убивать — не убивали никого, Русь уже крещена… И все же, мне кажется, у каждого есть свой «зверь», от которого надо перейти к человеку. В каком-то смысле история князя Владимира — это модель христианской жизни. Житие равноапостольного князя — яркий пример необходимости суда над самим собой, важности изменения собственной души. Ему удалось повысить международный авторитет Руси, объединить народ единой религией, отменить жестокие языческие обычаи. Если мы поймем это, если будем готовы смиренно впустить Христа в свое сердце, то, наверное, тогда и мы сможем когда-нибудь повторить вслед за князем Владимиром: «Я был зверь, а стал человек».


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт