Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Русская культура XXI века: тра...

Русская культура XXI века: традиции и инновации


Картузова Катерина Игоревна
ученица 11 класса
МАОУ СОШ№4
г. Губкинский

В прошлом году вместе с классом я побывала в старинном городке Нижегородской области, который поразил всех нас своей самобытностью и народным творчеством. Это город Городец.
Мне захотелось больше узнать об этом талантливом городе и рассказать тем, кто не был в нем, приобщить ребят к народному творчеству.

Обращения к культуре вижу в гармонизации отношений человека с действительностью, которые в настоящее время имеют огромное значение в развитии современного общества. Объясняется эта необходимость тенденциями, ставящими под угрозу духовное выживание человечества.

Городец — древнейший город Нижегородской области. Он относится к числу малых исторических городов России. За века он пережил периоды расцвета и упадка, славы и забвения. Городец был городом честолюбивых князей и талантливых мастеров, городом суровых старообрядцев и предприимчивых купцов. Возник он во второй половине XII века на левом берегу Волги как пограничная крепость Владимиро-Суздальской Руси. Город стоит на высоком левом берегу Волги, в 53 км вверх по реке от Нижнего Новгорода.

Современный Городец — известный на всю Россию центр развития художественных промыслов. Сегодня живут в городе и радуют глаз замечательные промыслы и ремёсла: резьба и роспись по дереву, жбанниковская свистулька, гончарное дело, изготовление дымников из просечного железа, золотное шитьё и многие другие.

Городец XIX века был не только богатым купеческим селом, но и местом сбыта изделий кустарных промыслов, преимущественно резьбы и росписи по дереву. В окрестных деревнях издавна изготовляли и расписывали глиняную посуду, конские дуги, сани, игрушки, прялки.

Городецкий краеведческий музей обладает двумя прекрасными образцами местной кустарной мебели конца XIX века — это богато украшенные резьбой и росписью шкафы для посуды, изготовленные мастером Токаревым-Казариным. Это настоящая иллюстрированная энциклопедия. На уголках шкафа вырезаны и раскрашены фигурки русских князей и царей — вся династия Рюриковичей. На створках вырезаны сцены из мировой и русской истории, портреты Дмитрия Донского, Ермака, Василия Шуйского, Ивана Грозного, Михаила Фёдоровича Романова. Рядом с ними — красочные иллюстрации к литературным произведениям на исторические темы. О самом авторе известно немного, тем не менее, выполненные столетие назад, работы мастера до сих пор остаются непревзойденными шедеврами. Никто из современных мастеров резьбы не пытается выполнить подобное.

Сегодня традиционный народный художественный промысел «Городецкая роспись» развивается как искусство. Мастера фабрики участвуют в различных выставках. Некоторые из них в 1985 г. за возрождение традиции Городецкой росписи были удостоены Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина.

В настоящее время предприятие выпускает более 500 наименований изделий: хлебницы, солонки, наборы посуды, доски, сундучки, шкатулки, детские игрушки и мебель. Работы городецких мастеров можно увидеть во многих странах мира.

Во многих деревнях и селах Городецкого района Нижегородской области издавна лепка глиняных игрушек была массовым явлением. Лепили игрушку и взрослые, и дети — каждый по своим фантазиям и разумению. Опытные мастера — для продажи, остальные — для души. Лепили игрушки и в Рыжухино, и в Ромпино, и в других деревнях, но центром стала деревня Жбанниково — по ее имени игрушка и стала называться «жбанниковской».
Среди народных скульпторов Жбанникова выделяется Ларион Трифонович Потатуев. Он делал серии свистулек в виде оленей, птиц, охотников и др. В изображении животных он добивался большого сходства, обобщённости, яркости. Хороши были также радужные расцветки его игрушек. Степан Григорьевич Сироткин стал не менее известным мастером свистульки. Секреты своего мастерства он успел передать своим детям. Благодаря им старинный промысел был спасен от исчезновения и сейчас переживает второе рождение. В Городце проживает потомственный мастер жбанниковской свистульки Тимофеева Прасковья Степановна (дочь С.Сироткина), которая сохранила старинный вид народного прикладного искусства и по наследству передала это искусство своим детям и внукам. Тимофеева Прасковья Степановна — Народный мастер декоративно-прикладного искусства, член Союза художников России с 1989 года, Дипломант многих всероссийских выставок.

В настоящее время в селе Первомайском Балахнинского района, где жила семья Тимофеевых, в их доме расположен музей.

Городецкие мастера по выделке глиняной посуды были известны еще в глубокой древности. Еще в течение XIII — XIV веков Городец-Радилов считался крупным торговым городом, имел широкое развитие промыслов и ремесел. К концу XIX — началу XX века в Городецком уезде насчитывалось 93 гончарных предприятия по выпуску гончарных изделий. Жители этих мест до сих пор помнят старых мастеров: Е. П. Мордвинова, А. М. Мордвинова, В. М. Иванова, Т. М. Иванова и других, которые делали много узорчатой посуды с выдавленными рисунками, умели украсить изделия орнаментами. Традиции старых мастеров продолжают в настоящее время.

Нижегородская область славится своей вышивкой, а Городец всегда был известен как один из центров золотного шитья. Традиции этого промысла очень глубоки. Вышивка — одно из самых любимых и традиционных занятий русской женщины. В фондах музея немало прекрасных народных костюмов XVIII — XIX веков, украшенных городецкими золотошвеями. Во второй половине 20 века на базе артелей возникла Городецкая строчевышивальная фабрика. В 1960-е годы существенно изменился ассортимент её продукции. Накомодники, подзоры, скатерти, портьеры, блузки с вышивкой «ришелье» и мужские рубашки «гуцулки» быстро выходили из моды. В 1965 году на фабрике была создана экспериментальная группа, в которую вошли художники, модельеры-конструкторы, лекальщицы, вышивальщицы. В производственную жизнь предприятия эта группа внесла дух творчества.

В настоящее время АО «Татьяна» вышивает шали, полотенца, столешники. Эти работы украшены в технике золотного шитья, верхошова, горьковского гипюра. Их авторы — известные городецкие художницы А. Г. Грачёва, Д. А. Белова, О. Калягина, А. А. Обрядова, Л. С. Нагибина, А. К. Осипова. Золотное шитьё — один из интереснейших художественных промыслов Городца — продолжает успешно развиваться.

Городец был известен не только как крупный центр торговли хлебом и щепным товаром, но и центр пряничного дела. Выпечка печатных пряников — один из самых старых местных промыслов, известен он с XVIII столетия.
Расцвет пряничного дела пришелся на конец XIX века. Городецкие пряники славились наравне с тульскими и вяземскими. Было их более 30 сортов: печеные, сахарные, сиропные, ликер, медовые, фруктовые и другие. С Нижегородской ярмарки они расходились по всему Поволжью, шли на Дон и в Сибирь. Выпечкой пряников занимались несколько фамилий потомственных пряничников, преимущественно староверы: Бахаревы, Беляевы, Глазуновы, Лемеховы, Щербаковы. Кроме традиционных птиц и зверей, в XIX — начале XX века на пряничных досках вырезались сложные картинки с разными пожеланиями и фирменными надписями: «Кого люблю, того дарю сердечно», «Дарю Маше», «Миндальный пряник», «Кислая кавришка» и прочее. Традиции пряничного дела живут в Городце до сих пор.

Декоративно-прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца.
Воспитать любовь к прекрасному — это значит знакомиться с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.

Народное творчество — источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомясь с изделиями народных промыслов, дети приобщаются к родной культуре, входят в мир прекрасного, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность любить и радоваться жизни.

  • Горячев В. А. Древний Городец — «Малый Китеж». Москва, 1993.
  • Емельянова Т. И. Мастера Городецкой живописи // Записки краеведов. Горький, 1975.
  • Еранцев А. Н. Городецкие пряники. Городец, 2001.
  • Климова Н. Т. Народная вышивка Горьковской области. Горький, 1983.
  • Маврина Т. А. Городецкая живопись. Л., 1970.
  • Супрун Л. Я. Городецкая роспись. Тверь, 2006.
  • Чуянов С. П. Древо красоты. Н. Новгород, 2002.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт