Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Самый обычный…подвиг. О духовн...

Самый обычный…подвиг. О духовном возрождении человека в творчестве Н.С. Лескова


Ры

Рылова Надежда Александровна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков»

Г.Ноябрьск

 

О, бездна богатства

и премудрости

и ведения Божия!

Как непостижимы

судьбы Его

и неисследимы

пути Его! (Рим.11:33).[7]

Мы постоянно обращаемся к житиям святых, пророков, угодников, чтобы обрести духовный идеал. При этом осознаем, что идеал недостижим для простого грешного человека. Душа наша жаждет духовного познания и подвига, но нас гложет червь сомнения: как идти по пути духовного самосовершенствования, не боясь не соответствовать высшему идеалу? Как совершается работа над собой? Как не попасть на путь обольщения и тщеславия, совершая духовную работу? И в этих размышлениях уже часто занимаемся самообольщением.

Герои Лескова не думают об этом, они просто живут по заветам Христа. Это самые обычные, но в то же время великие люди. Великие потому, что совершают добро ради добра, милосердны в великом, русском понимании этого слова («Милосердие у русских никогда не понималось как простое бескорыстие. Это есть личное стремление человека очиститься путем помощи слабейшему» [1, стр.110]), потому что едины, соборны в любви к ближнему, просто потому, что не могут иначе, желая всегда быть со Христом.

В своих произведениях автор повествует о самом трудном в работе над собой - о преодолении низменных влечений: гордыни и самолюбия, алчности, гнева и обиды, нивелирует в наших глазах понятие «праведного гнева» во взаимоотношениях с людьми.

«Само христианство было бы тщетным и бесполезным, если бы оно не содействовало умножению в людях добра, правды и мира», - вот жизненное кредо Лескова-писателя и Лескова-человека. [2, стр. 22]

В 1862 году Лесков вступил в полемику с публицистами журнала «Современник», отстаивая важность для русского человека жизни духовной, а не материальной. И это было по-настоящему важно, ведь Россию во второй половине XIX века захлестнула волна нигилизма, начали пускать свои корни атеизм и терроризм.

Явление нигилизма автор исследует очень глубоко. Каковы причины и последствия его укоренения в душе русского человека? Молодая чистая душа жаждет свободы и справедливости, перемен к лучшему в себе и в жизни своей страны. Вот тут-то и настигает ее «новая вера» отрицания. «Для начала нужно отказаться от устаревшей бабушкиной морали! Долой прошлое! Свободу женщине!» - трубил нигилизм. В ожидании новых, добродетельных свершений молодежь слепо отринула все «старое». А что же взамен? Ничего! Ведь, отрицая прошлое, молодые люди отвергли семью, веру, милосердие, бескорыстие, способность прощать. Фундамент разрушен, и нет возможности построить новое светлое здание. Христианин видит смысл жизни в служении Богу и ближним, «новое поколение», отказавшись от веры, потеряло смысл жизни. Куда идти? «Некуда!» Так и называется один из романов Лескова, проникнутый антинигилистическим пафосом. Жизнь одной из главных героинь, доброй, умной и справедливой девушки Лизы Бахаревой, закончилась трагически. Своей тетке игуменье Лиза яростно заявляет: «Вы отстали от современного образа мыслей». [3, т. 4, стр. 19] Лиза пыталась построить коммуну, но столкнулась с тунеядством, бесчестностью, развратом так называемых прогрессивных людей и погибла. Она была верна своим убеждениям до конца, не смогла смирить гордость и гордыню, и оказалась в духовном тупике. Неудивительно, что в свое время роман был встречен крайне негативно, и автор жестоко пострадал за то, что показал истинное лицо нигилизма.

Еще более трагична была судьба тех, кто, отказавшись от «бабушкиной морали», не принял и новую. Это Лара Висленева из романа «На ножах»: «Лариса выслушала от брата и его друзей самые суровые осуждения старой «бабушкиной» морали, которой так или иначе держалось общество до проповедования учений, осмеявших эту старую мораль, и она охотно осудила эту мораль, но потом еще охоте осудила и учения, склонявшие ее к первым осуждениям. Отбросив одно за другим, и то и другое, она осталась сама ни при чем…Ей нечем жить, ей не к чему стремиться…» [3, т. 9, стр. 47] В душе Лары образовалась невосполняемая, гибельная пустота, и она, как сильная натура, не смогла с этим жить. Пустота – в русской традиции – это самое страшное. Не зря считаются проклятием слова: «Чтоб тебе пусто было». Речь идет не только о пустых амбарах, но и о духовной нищете. Лара выбрала путь лжи, ненависти, клятвопреступления и в итоге покончила жизнь самоубийством.

Разве не повторились в начале и в конце XX века «лесковские» времена, когда многие в  России стали на путь разрушения, отвергая веру и уничтожая институт семьи и брака.

В школьную программу включены не все произведения Лескова, изучаются «Левша», «Человек на часах», «Старый гений» и роман «Очарованный странник» в старших классах. ЕГЭ без точного указания, рекомендует одно произведение Лескова по выбору. Необходимо познакомить учащихся не только с тургеневским образом нигилиста, Базаровым, но и лесковскими героями, формируя при этом у юношей и девушек верную ценностную шкалу.

Возможно ли духовное возрождение человека? Может ли он побороть в себе искушение встать на сторону отрицания, зла? Да, может, как это сделали Женни Гловацкая, майор Форов. Для этого человек должен уметь работать над собой. Не каждый может достичь святости, но каждый может сделать выбор в пользу Христа. Так герой рассказа «Фигура», офицер, переносит тягчайшее оскорбление: рядовой ударил его по щеке и сорвал эполет. Чтобы спасти свою честь, по всеобщему мнению, офицер должен был жестоко наказать обидчика. Фигура признается: «…на все еще я тогда смотрел не своими глазами, а как задолбил, и рассуждения тоже было не свое, а чужое, вдолбленное, как принято» [3, т. 7, стр. 234] Мысленно человек обратился за помощью в принятии решения к Богу и сказал: «Я хочу быть твой: я простил! Я твой…» Христос говорил своим ученикам, что за него их будут гнать: «Тогда будутъ предавать васъ на мучения и убивать васъ; и вы будете ненавидимы семи народами за имя Мое» [5 Мтф. 24:9] Простой человек из лесковского рассказа выбрал Христа, за это был наказан и уволен со службы. Обычный человек совершил самый настоящий подвиг самоотречения в пользу ближнего.

Подвиги христианского прощения совершают герои рассказов «Христос в гостях у мужика» и «Пугало». Остановимся на первом примере. Мужика Тимофея настолько поглотили гнев и обида на дядю, что это мешало ему жить, отравляло все его существование. И только прощение, способность к которому обрел Тимофей свыше, дало покой и мир его душе, снизошло как великое чудо. Финал рассказа звучит как рождественский гимн во славу Господа: «Так научен был мужик устроить в сердце своем ясли для новорожденного на земле Христа. И всякое сердце тоже может быть такими яслями, если оно исполнит заповедь: «любите врагов ваших, благотворите обидевшим вас», и Христос придет в сердце его, как в убранную горницу, и сотворит себе там обитель» [4, стр. 27]

Герои Лескова «любят добро просто ради самого добра и не ожидают никаких наград от него, где бы то ни было». [2, стр. 26] «Как православные люди, они чувствуют себя в этом мире странниками и не привязываются к земным, материальным благам». [2, стр. 26]

Русский феномен странничества исследует автор в повести «Очарованный странник». «Русские писатели и философы всегда считали странничество важным элементом русского самосознания». [1, стр. 118] И это не случайно, речь идет не только о страннике-путешественнике и даже не о богомольце, а о человеке, который ищет свой путь, жаждет познании истины и Бога, духовно трудится или служит людям, как это делал Христос:

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

[6, стр. 203]

Не сразу Иван Северьянович постиг свое истинное предназначение, в начале произведения он предстает перед нами как бунтующая личность, а только пройдя странничество и много духовных испытаний. В душе будущего монаха благостно сливаются очарованность красотой родной земли и нравственная память.

Открытием для читателя становятся размышления автора о том, нужно или нет обращать атеистов или иноверцев в православие принудительно, чтобы они встали на путь спасения. Очень тонко и деликатно, как и его поэтичный поп Евангел, говорит с нами об это Лесков. Проблеме миссионерства посвящен рассказ «На краю света», особенно актуальный для нас как жителей Севера. Молодой, пылкого нрава священник был поставлен в епископы в отдаленную сибирскую епархию, где столкнулся с уникальным человеком, отцом Кириаком, который наотрез отказывается насильно крестить инородцев-северян. Отец Кириак по-своему, душевно воспринимает Господа: «…но тут вдруг на меня чудной прохладой тихой повеяло, и у сердца как голубок тепленький зашевелился, и стал я верить в невозможность спасении как в возможное». [3, т.1 стр. 347] «…всей вселенной он не в обхват, а, видя ребячью скорбь, под банный полочек к мальчонке подполз в дусе хлада тонка и за пазушкой обитал» [3, т.1 стр. 348]. Добрый батюшка очень просто объясняет причину своего отказа выполнять роль миссионера: «…во Христа-то мы крестимся, да во Христа не облекаемся» [3, т.1, стр. 350]. Это значит, что многие воспринимают крещение как внешний обряд, и поэтому никакого блага душе это великое таинство не несет. Еще хуже, когда миссионеры обращают в христианство, гоняясь за показателями, лишь бы больше человек окрестить, не задумываясь о том, чтобы разъяснить им слово Божье. Веру нужно постигать, воспринимать, как дар, кроме того, писатель убежден, что верить нельзя заставить. В книге Лескова жизнь преподает пылкому епископу жестокий урок в доказательство неисповедимости путей Господних и справедливости мнения отца Кириака. Епископа спас от верной смерти во время бурана некрещеный дикарь, в то время как его крещеный собрат бросил отца Кириака умирать на снегу, спасая свою шкуру. И пораженный епископ воскликнул: «А где же мои средства его воспитать, его просветить, когда нет их, этих средств, и все как бы нарочито так устроено, чтобы им не быть в моих руках?» [3, т.1, стр. 389]

Отрадно замечать доброму читателю, что автор не спешить осуждать тех героев, которые в чем-то нарушают церковные каноны и предписания, далеки от святости порой даже не полностью приняли веру православную: мнимого нигилиста майора Форова, генеральшу Синтянину, Тимофея из рассказа «Христос в гостях у мужика». Не осуждает он и злодеев, по-христиански их жалея. Писатель призывает доверить свою жизнь Господу и духовно трудиться, исполняя заветы Христа.

Изучение творчества Лескова несомненно поможет молодым людям XXI века понять, в чем смысл жизни, научиться самому трудному – работать над собой.

 

Список литературы.

  1. Крылова Л. А. Культурологический аспект преподавания литературы в школе. – Петропавловск: Северо-Казахстанский университет, 1990.
  2. Лебедев Ю.В. Николай Семенович Лесков// Литература в школе, 2000г.№6.
  3. Лесков Н.С. Собрание сочинений в 12 томах. - М.: Издательство «Правда», 1989.
  4. Лесков Н.С. Христос в гостях у мужика// Литература в школе,1992г., №5-6.
  5. Святое Евангелие, Общество памяти игумении Таисии, Манкт-Петербург, 2010г.
  6. Тютчев Ф.И. Стихотворения/ Сост. И подгот. текста Л. Озерова. – М.: Худож. Лит., 1986.
  7. Е.В. Яхненко. Древнерусские традиции в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»// Литература в школе, 2003г.№2.
  8. http://www.pravoslavie.ru/6929.html
  9. Yznai-ka.ru

Тезисы.

  1. Герои произведений Н.С. Лескова самые обычные, но в то же время великие люди, потому что они неуклонно следуют заветам Христа.
  2. В своих произведениях Н.С. Лесков повествует о самом трудном в работе над собой - о преодолении низменных влечений: гордыни и самолюбия, алчности, гнева и обиды.
  3. Лесков глубоко исследует явление нигилизма.
  4. На примере своих героев, Н.С. Лесков показывает, что христианин видит смысл жизни в служении Богу и ближним, в то время как «новое поколение», отказавшись от веры, потеряло смысл жизни.
  5. Необходимо познакомить учащихся не только с тургеневским образом нигилиста, Базаровым, но и лесковскими героями, формируя при этом у юношей и девушек верную ценностную шкалу.
  6. В повести «Очарованный странник» автор исследует русский феномен странничества.
  7. В рассказе «На краю света» Лесков поднимает проблему миссионерста и выражает твердую уверенность в том, что Веру нужно постигать, воспринимать, как дар, кроме того, писатель убежден, что верить нельзя заставить.
  8. Н.С. Лесков призывает доверить свою жизнь Господу и духовно трудиться, исполняя заветы Христа.
  9. Изучение творчества Лескова несомненно поможет молодым людям XXI века понять, в чем смысл жизни, научиться самому трудному – работать над собой.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт