Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Сценарий классного часа на тем...

Сценарий классного часа на тему «Детская литература» в 5 классе


Корх Ольга Владимировна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3
г. Салехард

Цель:

Получение учащимися представления о литературе вообще и о детской литературе как об искусстве слова. Для этого необходимо, во-первых, познакомить их со значением слова «литература», во-вторых, наглядно продемонстрировать, в чём специфика литературы для детей.

 

Цветущие розовые кусты

заглядывали с крыши в открытое окошко;

тут же стояли их детские стульчики.

Кай с Гердой сели каждый на свой

и взяли друг друга за руки.

Холодное, пустынное великолепие

чертогов Снежной королевы

было забыто ими как тяжёлый сон.

Г.Х. Андерсен.

 

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Актуализация знаний.

Классный час проводится после изучения творчества Г.Х. Андерсена  на уроках литературы. Дети уже имеют представление об особенностях сказок этого автора.

Звучит сообщение, приготовленное учеником:

Начиная с 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге  ежегодно 2  апреля , в день рождения великого сказочника из Дании Г.Х. Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги. В этот день всё человечество вспоминает о том, что с малых лет человеку необходимо читать хорошие книги. – непреходящая роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли.

Детская литература появилась сравнительно недавно. До середины 17 века детям в основном рассказывали сказки устно, или они читали примерно то же, что и родители, например, басни . Но в основном круг детского чтения сводился к чтению Библии. В 18 веке дети читали уже такие знаменитые сегодня произведения как «Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, не менее популярными были сборники восточных сказок. И только в 19 веке они смогли читать специально для них написанные произведения, в частности, сказки братьев Гримм и Г.Х. Андерсена, который внёс свой вклад в создание детской книги.                                                                В России- своя история. Ещё в 17 веке иеромонах Савватий писал стихи специально для детей , а в 18-19 веках детские произведения создавали С. Аксаков, А. Шиишков, А. Погорельский и другие. Тогда же начали появляться и первые детские журналы. Свой вклад в развитие детской литературы реализовали советские детские писатели  и  поэты: А. Гайдар, Н. Носов, А. Барто, К. Чуковский, В. Бианки, Б. Заходер, Э. Успенский и многие другие.

В настоящее время детская литература – это отдельное направление искусства слова. Каждый год одно из национальных отделений Международного совета получает почётное право выступать международным спонсором этого замечательного праздника - международного Дня детской книги. Ежегодно определяется тема праздника, приглашается известный автор из страны-хозяйки, чтобы написать послание всем детям планеты. Также приглашается известный художник, чтобы создать плакат  Международного дня детской книги. В дальнейшем эти материалы используются для популяризации книг и развития интереса к чтению по всему миру.

Также в День детской книги (раз в два года) детским писателям и художникам вручается  главная и самая престижная в данной литературной области награда – международная премия имени Г.Х. Андерсена с вручением золотой медали (её ещё называют «Малой Нобелевской премией»). Золотую медаль с профилем великого сказочника вручают лауреатам на очередном конгрессе Международного совета по детской книге, как и Почётный диплом за отдельные книги для детей, который присуждается за иллюстрирование детских книг и их лучшие переводы на языки мира.

Традиционно к Дню детской книги приурочивают проведение различных выставок, конкурсов, представлений, конференций и фестивалей, посвящённых лучшим детским произведениям. А ещё - утренники и Недели детской и юношеской книги,  куда приглашаются современные детские писатели и поэты, которые читают свои произведения и отвечают на вопросы маленьких читателей.

Регулятивные УУД

 

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем обобщать результаты собственной работы на уроке.

 

Познавательные УУД

1. Пользоваться изучающим видом чтения.

2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

3. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

4. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

5. Пользоваться словарями, справочниками.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

7. Строить рассуждения.

 

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

 

Личностные результаты

 

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

 

 

III. Открытие новых знаний.

1.Формулирование темы урока.

 

– Справедливым ли вам кажется. Что  именно в день рождения Андерсена принято отмечать Международный день детской книги?

- Чем должна отличаться литература для детей от литературы для взрослых?

С помощью учителя формулируются признаки произведения для детей.

(1 - интересно для детей-присутствуют чудеса, развивает фантазию;

2 - понятна для детей—язык прост, выразителен (тропы), необычные герои, образы;

3 - воспитывает какие-то качества, поучает, способствует формированию личности.)

Оставив место для темы-заголовка, ответы оформляются письменно на листах бумаги, которые раздал учитель в начале урока в 2-3х предложениях.

(в ответах отмечаются особенности произведений, которые могли бы вызвать интерес и реализовать потребности маленького читателя и особенности произведений Андерсена, которые соответствуют требованиям читающего ребёнка .)

Желающие поделиться своими ответами зачитывают их .

Формулируется и записывается тема классного часа.

Что объединяет известные вам произведения Андерсена ?

- это сказки.

Какие бывают сказки?

- народные, и авторские.

Определение сказки по толковому словарю Т.Ф. Ефремовой – «повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях».

– В чём отличие народной сказки? (Автор не указан, автором является сам народ.)

Фронтальная работа.

– Почему сказку называют «маленькой дверью в большой мир»?

Потому что в сказках в упрощённой, иносказательной, сказовой форме рассматриваются жизненные ситуации и поднимаются достаточно непростые жизненные вопросы.

– В чём отличие авторского произведения?

 (Оно в большей степени универсально, то есть может быть воспринято всеми, всем человеческим сообществом.)

В чём отличие народной сказки—авторской сказки--особенность сказки Г.Х. Андерсена?

 

2. Постановка задачи.

1. – Давайте вместе проанализируем  особенности  авторской сказки Андерсена.

Назовите известных вам героев его произведений.

( ученики вспоминают сказки и героев сказок Андерсена).

2. - Наша задача доказать, что авторские сказки Г.Х. Андерсена являются литературой для детей, поэтому очень справедливо , что день рождения данного писателя является Всемирным днём детской книги.

 

3. Открытие и применение нового знания.

1. Работа в микрогруппах.

Ученикам предложены тексты самых известных сказок Г.Х. Андерсена.

(«Снежная королева», «Оле-Лукойе», «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Свинопас», «Пастушка и трубочист»…) .

 На листе микрогруппы учеников оформляют признаки детской литературы, выявленные в предложенной им сказке Андерсена. Признаки оформляются в виде 1 ветви интеллект-карты. Используются рисунки, определяются связи  по желанию учеников.

 

 На доске в центре - объект  «Сказки Г.Х. Андерсена».

 

IV. Итог урока.

 

- микрогруппы у доски представляют результаты своей работы, прикрепляя к центральному объекту свою ветвь интеллект-карты с названием доставшейся группе сказки.

 Таким образом на доске постепенно возникает большая интеллект-карта с центральным объектом « Сказки Г.Х. Андерсена» в результате все выступившие микрогруппы приходят к выводу, что сказки Г.Х. Андерсена – являются произведениями детской литературы.

На данном этапе учителю важно вместе с детьми назвать «сквозные» темы сказок Андерсена.

 – Что нового открыли для себя? (Мы разобрали понятие «детская литература», доказали, что сказки Андерсена являются произведениями для детей и что очень справедливым является то, что именно в день рождения Андерсена отмечается Всемирный день детской книги.)

– Чего вы ждёте от новой встречи со сказками Г.Х. Андерсена?

 

 

V. Домашнее задание.

Подготовить проект об одном из детских писателей по выбору, с элементам доказательства, что его произведения—произведения для детей.

 

 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт