Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » 8. Семейное воспитание подрост...

8. Семейное воспитание подростка на примере Александра Невского


Пахомова Анастасия Геннадьевна, Барсукова Анна Вадимовна

ГБУ ЯНАО «Центр социальной помощи семье и детям «Домашний очаг» в МО Надымский р-н».  Отделение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Надымский район, г. Надым

 

События последних лет показали, что мы многое потеряли в духовно-нравственном развитии. Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе – как Бог велит и учит святая Церковь. Мы утратили прежние устои и преемственность традиционного уклада жизни, и нам предстоит её восстанавливать, если не хотим духовно-нравственной деградации и вырождения. Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей.

Воспитание детей — одна из основных проблем современного общества. Эта проблема сейчас находится в приоритете у большинства учёных и педагогов. Но, к сожалению, практически никто не пытается как-то эту проблему рассмотреть более подробно, так как взгляды на мир у взрослых расходятся. Школа, дом, церковь должны постоянно поддерживать тесную связь между собой, а не пытаться как-то эту связь разорвать. Если личность сможет воспитать в себе духовно-нравственную черту, то он обеспечит правильным воспитанием и свою будущую семью.

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России. Её приоритет осознается педагогами, родителями, Церковью, общественными и государственными деятелями, но благотворно-действенных шагов очень и очень мало – по причине отсутствия единомыслия среди взрослых людей, призванных обеспечить достойное воспитание.

Чтобы подробнее рассмотреть эту проблему, нужно обратиться к примерам, которые живут в сердцах народа уже множество веков. В качестве примера хочется отметить великого полководца и святого Александра Невского, который пожертвовал всю свою жизнь служению родной земле. Александр Невский относится к великому роду Мономахов. Данный род славится своим патриотизмом, именно выходцы из этой семьи смогли внедрить в Русскую землю православие, а так же многие князья Мономахов смогли войти в лику святых.

Цель современного образования — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечает базовые национальные ценности. Носителями базовых национальных ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации. К традиционным источникам нравственности относятся: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источником нравственности определяются и базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Для организации образовательного пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, школы, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

В условиях духовного кризиса, об­ращение к личности святого благоверного Александра Невского, знакомство с его житием может яв­ляться важнейшим источником формирования базовых национальных ценностей. В 2008 году на федеральном телеканале «Россия» был реа­лизован проект «Имя Россия», победу в этих исторических выборах одержал образ святого благоверного князя Александра Невского.

Анализ школьной практики духовно-нравственного воспитания на примере жития Александра Невского позволил выделить критерии сформированности базовых национальных ценностей у младших подростков: когнитивный, мотивационно - ценностный, деятельностный.

Конгнитивный компонент включает: знание истории России, на примере героя Отечества- Александра Невского, знание примеров из произведений литературы и искусства, касающихся его воинской доблести, отношения героя к Руси, своему народу, семье.

Мотивационно-ценностный: уважение к России, к ее истории и культуре, восприятие образа А. Невского, как образцов для подражания, желание быть полезным своей семье, Родине, оценка собственного опыта в семейном и социальном взаимодействии.

Деятельностный: выработка ответственного отношения к учебе, обязанностям к родным и близким людям, умение быть полезным, приносить радость другим членам семьи, проявлять свою заботу, внимание.

В начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. Для младших подростков интересны героические и художественные образы. Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, игровая деятельность, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека.

Воспитать духовно-нравственную личность – значит обрести в её лице опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества. И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов – подвижников веры и благочестия, примеров святости, патриотизма, доблести и чести. Одним из ярких примеров в этом уже на протяжении многих веков для наших соотечественников служит святой благоверный великий князь Александр Невский – потомок и наследник легендарного княжеского рода Мономаховичей. Рода, который дал России 15 из 18 великих князей и 20 святых. Рода, не просто принявшего Православие, а вместившего в себя всю глубину христианского образа жизни и понимания, что власть означает служение Богу, своему народу и сама от себя ничего не имеет. Именно Мономаховичи стали дей­ственно формировать на Руси идею единого православного государства.

Художественный образ Александра Невского, сложившийся веками, обладает всеми качествами для духовно-нравственного воспи­тания школьников, интерес к личности князя не ослабел, и продолжает иметь дидактический характер. Образ Алек­сандра Невского характеризуется тремя обязательными призна­ками:

– диалектичен потому, что в нем каждая эпоха выражала свое субъективно-историческое представление о князе;

– интегративен потому, что в нем слились воедино три ипо­стаси человеческого бытия: христианина, гражданина и семьяни­на;

– субъективен потому, что каждая эпоха и живущие в ней ху­дожники изображали свое видение героя (святого инока, доблест­ного военачальника, мудрого правителя).

Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности – как христианина, семьянина и гражданина. Эти три важнейших слагаемых и составляют генеральную линию педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве семьи, школы и Церкви, родителей, педагогов и пастырей. Без их единомыслия и без подвижнического труда в заботе «о малых сих» недостижимо и воспитание цельной личности.

Александр Невский – самая яркая персона из этой династии. До сих пор его вспоминают как святого правителя. Мало было таких добрых, отважных, а самое главное готовых служить богу людей. Невский своим примером показывает, каким должен быть человек, чтобы воспитать в подростке любовь к родине и ближним.

Так в чём же заключаются заслуги Александра Невского? Почему его так почитает русский народ? Как он смог добиться таких успехов? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к историческим источникам.

Князь Александр прожил очень короткую жизнь, всего 43 года. Свой путь он начал с Новгородских земель, а уже в середине 13 века он стал великим князем Владимирским, и получил он во владение всю Русь. Годы правления связаны с татаро-монгольским нашествием. Александр был мудрым и справедливым политиком, им восхищались даже его противники. Его уважали и любили.

Мы видим, что у Александра чувство долга перед родиной, а так же христианский долг достигали огромной высоты. Он нёс ответственность за Русь с честью и достоинством. Но сейчас мир полон безответственными людьми, которые не готовы отдать даже часть своей души ради блага нашего государства. Безответственность – это очень плохая черта, которая всё чаще и чаще проявляется в душах людей. Именно эта черта губит патриотизм и любовь к окружающему миру. Сейчас люди не боятся нанести вред государству, и это очень печально.

Александр Невский нам преподносит именно те нравственные качества, к которым должен стремиться абсолютно каждый. Он был не только прекрасным полководцем, но и прекрасным семьянином, который почитал свою возлюбленную до конца своих дней.

Работа по приобщению к наследию Александра - это знакомство с книгами об Александре Невском: «Александр Невский» В.Н. Терехова, «Невская битва» А.Я. Дег­тярева, «Александр Невский» Ю. Бегунова. Детям интересно рассматривать иллюстрации, знакомиться с небольши­ми отрывками из этих книг. Основная деятельность младших школьников – игровая, и поэтому новые знания о Руси, о детстве княжича Александра и его обучении военному делу находят свое отражение в сюже­тах игр, в создании крепостных построек из строительного мате­риала, выполнении рисунков по этой теме.

Воспитание подрастающего поколения на примере подвига Александра Невского способствует формированию базовых национальных ценностей:

- патриотизм — любовь к России, к своему народу. Готовность положить живот свой за люди своя – высший иде­ал христианской жизни. В этом проявляется патриотизм Александра Невского, выраженный не только в военных успехах, но и в проведении им внутренней политики. В России именем Александра Невского названы улицы, пере­улки, площади, ему посвящены православные храмы. «Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохра­нение православия как нравственно-политической силы русского народа» (Г. В. Вер­надский.).

- социальная солидарность — выражающая в свободе личной и национальной, доверие и справедливость. Фигура Невского -это знаковая фигура для построения межнациональных и межрелигиозных от­ношений среди народов и конфессий России, она принимается всеми российскими национальностями.

- гражданственность — мужествослужение Отечеству. «Князь Александр совершил пять поездок в Орду. «Кто-то мог соглашаться или не соглашаться с тем, как Александр защищал раздираемую междоусобицами Русь, как он ездил в Орду, как кла­нялся хану, как силою смирял новгородцев, отказавшихся платить хану подать. Но князь шел на эту Голгофу, понимая, что именно этими действиями он оградит Русь и не будет никакого порица­ния его служению» (Патриарх Кирилл).

- верность семье, целомудрие — образ Александра Невского это образ семьянина, молодой правитель женился на Александре Брячиславне, дочери князя Полоцкого. Сын – Даниил причислен к лику святых.

- православие, как традиционная религия — спасение православной веры было для князя Александра основным делом его жизни. Православие не на словах, а   на деле было  «столпом и утверждением истины».   Подвиг Невского — подвиг христианского смирения, сопряженный с патрио­тизмом и христианской нравственностью и христианским мировоззрением. Христианское вероучение в корне изменило сознание лю­дей, их образ жизни, культуру и нормы морали.

- искусство и литература — образ Александра Невского красив, гармоничен, через него раскрывается духовный мир человека, смысл жизни, эстетическое развитие. Очень ярко представлен образ князя и в поэме Константина Симонова «Ледовое побоище».

- человечество — миролюбие. В последний раз в Орде Александр пробыл почти год. В этот период происходит окончательное формирование новой общеевропейской христианской цивилизации, сплоченной, несмотря на непрекращающиеся войны и усобицы, единой рели­гией.

Выделенные базовые национальные ценности на примере подвига Александра Невского определяют современный национальный воспитательный идеал. Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В истории любого народа всегда были люди, имена которых сложно забыть. Одно из таких – это имя русского князя Александра Невского. Биография его вызывает интерес как у историков, так и у обычных людей, которых интересует история их государства. Жизнь этой исторической личности была полна интересными и значимыми событиями. Эта личность смело может служить примером для подражания, как эталон мужественности и справедливости.

В современных условиях социальной и культурной модернизации российского образования, требующих воспитания «высоконрав­ственной, творческой, компетентной» личности образ Александра Невского востребован и педагогически целесообразен.

Каждый человек может стать героем для общества, достаточно лишь правильно себя воспитывать ещё с младенческих лет. Однажды у преподобного Серафима Саровского спросили: “Почему сейчас люди не способны отдать душу за родные земли?”, ответ его немного удивил: “Потому что не осталось таких людей”. Размышляя над словами Серафима Саровского можно прийти к выводу: люди потеряли веру в государство, они не желают быть патриотами, поэтому и не воспитывают в своих подрастающих детях патриотизм. Многие философы утверждают, что именно Александра Невского необходимо приводить в качестве примера своим детям. Они попытаются извлечь из его биографии хорошие моменты.

В заключении хочется сказать, что лишь от родителей зависит, кем станет их будущий ребёнок. Нельзя ни в коем случае настраивать подростка против церкви и государства, ибо это может обернуться плохой стороной не только для всей семьи, но так же и для окружающего общества. А отличным примером для подражания будет служить Александр Невский – человек, которого боялись и уважали многие, но в то же время очень сильно любили.

Список литературы

1. Авдюшина Т.А. Формирование базовых национальных ценностей у младших подростков в процессе освоения произведений русской музыкальной классики в школе искусств // Материалы межвузовской научно-практической конференции, Екатеринбург, 2012г.

2. Акафист о том Благоверном Великом Князе Александре Невском / Коллектив авторов. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 63 c.

3. Васильев Г.Н. Изучение биографии Александра Невского в школе // «Александр Невский на страже Отечества». 770-летие Ледового побоища. Материалы III Международных Александро-Невских чтений 18-19 апреля 2012 г.

4. Гусакова В.О. Значение художественного образа Александра Невского в воспитании современной молодежи // «Александр Невский на страже Отечества». 770-летие Ледового побоища. Материалы III Международных Александро-Невских чтений 18-19 апреля 2012 г.

5. Данелюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. Просвещение, 2011.  – 97с.

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт