Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Семья как школа любви

Семья как школа любви


Глухарева Г. Р.
методист отдела разработки и реализации профилактических программ
муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической помощи населению «Доверие»
г. Ноябрьск


«Дай Бог, чтоб милостию неба Рассудок на Руси воскрес.

Он что-то, кажется, исчез»

А. С. Пушкин

         В газете «Советская Россия» 17 мая 2001 г. было опубликовано письмо девушки, ставшей невинной жертвой исполнителей плана А. Даллеса. Вспомним его. Оно ценно тем, что пробуждает совесть и волю к Победе, которую мы должны одержать.

         «Дорогая редакция, пишу Вам, потому что Вы еще не оставили таких, как я. Прошу мое письмо напечатать. Мне очень надо, чтобы его прочитали молодые - девушки и ребята. Хочу им сказать, чтобы подумали и поняли. Я и другие из моего окружения многого раньше не понимали. Мне 18 лет. Зовут Ольга. Фамилию не сообщаю. Вот уже 2 года, как я больна СПИДом. В больнице я не одна, здесь у меня такие же подруги и друзья. Теперь на все смотрю иначе, чем раньше.   Зачем вы, взрослые, нас, детей своих, под «танк» бросили? Зачем смяли сексом, «порнухой», наркотиками? Мы были еще детьми, а нас «папаши» уже тащили в постель. «Мамаши» получали за детей деньги. Вы, вы виноваты в наших болезнях и наших смертях! Вам хотелось «раскованности», «расслабленности», «свободы». Вы развели «голубых», вы поощряете «порнуху». Проповедуете «свободные связи», афишируете режиссеров-гомиков. Вы делаете все это, удовлетворяете свое беснование. А мы умираем! Мы медленно умираем, и не надо врать, что ничего с нами не случилось, что мы будем жить... У нас не будет любви, не будет семей, мы не родим детей. Вы понимаете, что происходит с нами, поколением, которое пришло после вас?! Мы еще живы, а нас уже нет. Нас лишили детства и отобрали наше будущее. Когда я встречаю на улице пожилых людей, смотрю на стариков и старух, меня охватывает непонятное чувство, не знаю, с чем его сравнить. В нем обида. Злость. Безысходность, страх, зависть, бессилие и невозможность что-либо поправить, изменить. Поздно. Мы не знаем, что значит любовь, не знаем нравственного наполнения понятий «стыд», «нравственность», «позор». Все это ушло из школы, из жизни. Но вы-то знали?! Вот вы дожили до 70 лет, до 80 и больше. А мы не доживем! Мы умрем молодыми! За что? Почему? Четверо моих друзей, вчерашних школьников, умерли. В моргах лежат молодые. Мы уже хороним друг друга...

         Почему вы нас не предупредили с вашим «безопасным сексом»? Нам хочется жить! Лучше бы нам целину пахать, трактора водить, чем в иномарках умирать от СПИДа. И никто вас не будет судить за нас. Вы же никого из нас собственными руками не убивали. Вы растлевали нас, вы развращали нас вашими «картинками», вашими «произведениями». Вы жеманничали в школах, «открывая» нам глаза, как «хорошо» «этим» заниматься не в подвалах, а «цивилизованно», и преподносили фильмы, брошюры. Таких насильников ныне не судят. Их поощряют, выбирают во власть.

Вы продолжаете это делать с другими детьми, которые младше нас. Остановитесь! Как была бы я благодарна тому, кто вырвал бы у меня из рук сигарету, кто отхлестал бы крапивой …, когда меня можно было спасти, вытащить из-под «танка». Помогите тем, кто болеет за народ, остановить то, что происходит в стране повсюду. Помогите прекратить безумие. Примите законы и запретите порнорекламу, порнолитературу, фильмы, наркотики, водку. Мы погибаем, и вы тоже. Кто там на «танке»? Пьяные, «голубые», «свободные» от стыда и ответственности?! А мы под ними... Нас переехали. Все! Ольга, Краснодарский край».

         После опубликования этого письма прошло 14 лет. Жива ли эта девушка, не известно. Ее письмо взято в качестве эпиграфа к книге «Самозащита от наркомании», автор А.М. Карпова [2]. Его прочитали не менее десятки тысяч людей. Хочется думать, что лично для себя они приняли правильные решения…

         Масштабы медицинских, социальных, финансовых, криминальных и иных вредных для людей и общества последствий распространения зависимостей от алкоголя и наркотиков еще в 1997 г. в Указе Президента Российской Федерации №1300 были признаны угрозой национальной безопасности. За прошедшие 18 лет эта угроза не только не устранена, но и увеличилась. Появились новые зависимости – от Интернета, компьютерных игр, курительных смесей, казино и игровых автоматов, психоделической музыки, деструктивных религиозных сект, авантюристов, аферистов, мошенников, партнеров по специфическим интересам, молодежных компаний, тусовок и криминальных группировок, от иллюзий, заменяющих физически, душевно и духовно здоровую жизнь [5].

В настоящее время в нашей независимой стране число зависимых от алкоголя около 15 млн., от табака – более 40 млн., от наркотиков – 3 млн., от игровых автоматов пока не подсчитано, но тоже сотни тысяч. Уже больше половины наших соотечественников зависимы, подвергаются финансовой, моральной и физической эксплуатации, отдают что-то «хорошее» и нужное самим себе за что-то «плохое», вредное для себя, семьи и общества.

    Это глобальная и очень сложная проблема, в которой связались в узел интересы: производителей и продавцов табака, алкоголя, наркотиков и курительных смесей, игровых автоматов; российских политиков, ответственных за безопасность, борьбу с коррупцией, права, здоровье, образование, воспитание, отдых наших соотечественников; зависимых людей и членов их семей; врачей-психиатров, наркологов, психотерапевтов, психологов, социологов и многих других специалистов.

         Распутать этот узел сложно, но нужно, поскольку он представляет угрозу национальной и личной безопасности, разрушает здоровье миллионов наших соотечественников и нацию в целом.

         Почему же происходит рост числа зависимых людей? Для защиты безопасности и независимости России, здоровья и прав граждан в стране созданы специальные министерства, в которых работают миллионы образованных людей, честно и добросовестно выполняющих свои профессиональные обязанности. Но они не могут добиться успехов, потому что у них есть конкуренты, превосходящие их числом и умением. Они тоже граждане России, но они заинтересованы в том, чтобы соотечественников, зависимых от сигарет, алкоголя, наркотиков, игровых автоматов, моды, косметики, викторин и конкурсов, становилось больше. Искусственные заменители радости культивируются и рекламируются, а естественные радости, которые люди получают от труда, творчества, от отдыха, от добрых дел, от любви и дружбы, от героических поступков, от классического искусства, от еды, от солнца, от воздуха и воды, становятся менее привлекательными и доступными. В единой стране граждане, объединенные в одну нацию и культуру не понимают, что единство между ними исчезает, когда их отношения переходят в рыночные. С началом внедрения бизнес- принципов в человеческие отношения наступает ситуация, в которой  для получения прибыли одним россиянам надо сделать зависимыми других россиян, вытеснив из отношений все, что их объединяет на уровнях культуры, патриотизма и духовности.  Что произошло в стране с поколением, которое ощутило на себе действие духа коммерции, внедренного в сознание народных масс без развития духовного начала в человеке. Все огрехи «жесткого» внедрения рыночной экономики, помноженной на навязанные западом потребности мы пожинаем сегодня. Мнение профессора А. М. Карпов, о том, что ощущение боли при повреждении тела заставляет человека обратить внимание на повреждение и принуждает его прекратить.  И выводы его исследований о том, что разрушение души алкоголем, табаком, наркотиком, властью, развратом боли не вызывает. Наоборот, появляются сильные приятные ощущения. Если при повреждении тела появляются эмоции – чувство страха, тревоги, опасности и активизируют, не дают покоя, вынуждают человека совершать действия для устранения повреждения. То при разрушении души водкой, табаком, наркотиком, развратом возникает эйфория, радость, праздник. Только при повреждении тела мышление активно работает. Человек начинает думать, устанавливать причинные связи между фактом повреждения и поступками, которые к нему привели, появляются представление об опасности. Заблокированное эйфорией сознание человека от суррогатных потребностей не дает ему вовремя критично осознать плачевное состояние свой души…

Люди рождаются свободными. У них нет врожденных потребностей в курении табака, употреблении алкоголя и наркотиков, посещении казино и игровых салонов и пр. Зависимыми их делают целенаправленно с корыстными целями. И самое страшное, что порой работающие миллионы специалистов в области психологии, социологии, рекламы, дизайна, моды, журналисты, фотографы, операторы, художники, композиторы, поэты, му­зыканты, режиссеры, шоумены, артисты, манекенщицы и другие мастера обмана своих соотечественников не осознают разрушительной силы своей деятельности. В стране используется огромные ресурсы средств массовой информации – телевидения, радио, журналов и газет, тратятся колоссальные средства, ведутся научные исследования, разрабатываются специальные технологии.

Выдержать такое высокотехнологичное и массированное наступление на свободу и права неподготовленному человеку невозможно. Дети и подростки – совсем легкая добыча. Они охотно заглатывают любой рекламный «крючок». И итоговый результат заключается в том, что наши дети и соотечественники становятся зависимыми от чего-то или кого-то, начинают разрушать себя и других, и нация в целом вымирает.

Одним из направлений государственной политики в  РФ является сохранение семьи, укрепление физического и психического здоровья детей, создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества [4]. «Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка»,– сказал  В.В. Путин в одном из своих выступлений.

В рамках программы духовно-нравственного воспитания и профилактики экстремизма «Учусь быть толерантным» в общеобразовательных школах города был проведен цикл общих родительских собраний на тему «Роль родителей в воспитании духовно-нравственной личности». Родителям была представлена лекция на тему «Основы нравственной культуры человека» с просмотром видеопроекта.  В рамках тематики родительского собрания выступили: священник Храма Артистратига Божия Михаила отец Евгений, Имам-Хатыб  Соборной мечети г. Ноябрьска Рустам Хазрат Хамалтдинов, врач-нарколог Евдокимов Дмитрий Александрович. На родительском собрании были рассмотрены следующие вопросы воспитания детей: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми», «Что включает в себя понятие «нравственный человек»?». Совместно пришли к выводу, что в семье надо не только говорить о том, как надо жить, но и вырабатывать у детей привычки правильного поведения. Также прошла дискуссия о том, как дети реагируют на события, которые разворачиваются в книге, на экране телевизора, в кино или театре. Они дают советы любимому герою, разделяют с ним радости и печали, награждают гневными репликами его врагов. Детям не желательно видеть на экране бессмысленную жестокость, кровь, убийства, грубое поведение людей, нецензурные слова и выражения. Это глубоко ранит их психику, закладывает семена животного варварства в их неокрепшие души. Задача родителей – оградить детей от просмотра таких фильмов и чтения таких книг. Надо учить детей тому, что добро должно побеждать зло – совместные выводы. Такие диалоги в родительской аудитории  проводятся регулярно, в этом видится огромная польза для установления понимания и согласия в семьях.

В наш век, когда произошло мощное развитие рыночных отношений, не все измеряется деньгами. Подлинное счастье человек испытывает тогда, когда он занимается любимым делом. Один может усваивать математику, но любить растения и стать хорошим садоводом. Другой любит возиться с велосипедом, отцовской машиной, его тянет к технике, к работе на тракторе или комбайне. Он может стать прекрасным хлеборобом. Девочка с детства шьет наряды своим куклам, интересуется модными журналами, думает, как сделать ту или иную выкройку. Родители, заметив это, должны помочь ей выбрать профессию модельера, портнихи. Стремление любой ценой дать ребенку высшее образование, неважно какое, заставляет некоторых родителей переступать через детские способности и желания, тем самым делая их несчастными на всю жизнь.

Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач. Если этого нет в семье, ребенок уходит на улицу, к таким же неустроенным, как и он сам.

В городе, особенно крупном, многие люди разобщены, здесь в одном доме, в одном подъезде люди могут жить годами и не знать друг друга. Это дает почву для различных отклонений в моральном плане. Никто не узнает и никто не осудит! Здесь намного труднее вести воспитательную работу среди молодежи. Много раз личных соблазнов: игровые клубы, дискотеки, бары и т.д. В этих условиях задача семьи, школы и общественных органов не оставлять подростков без постоянного внимания и контроля, находить время, желание, нужные слова и аргументы для оценки событий и поступков. То, что будет упущено в нравственном воспитании в детстве, превратится в большую беду в будущем. Этические нормы поведения человечество вырабатывало на протяжении всей своей истории. Эти нормы были отражены в различных религиозных учениях: христианстве, мусульманстве, иудаизме, буддизме и в еще более древних учениях, например, конфуцианстве в Китае, которому насчитывается более 5000 лет.

Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и негативных сторон) выстраивается система принципов нравственного воспитания в семье: дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья; родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего; воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей; диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания; личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей; воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке. Оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье [1].Эти принципы, разумеется, могут быть расширены, дополнены, видоизменены… Главное, чтобы они были пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности Ребенка.

       Мы уже давно пришли к убеждению в том, что единство и последовательность в решении проблем такой сложности легче достигается, если проблему перенести из общества в личность. В обществе для охраны психического здоровья не хватает законов, прав, специалистов, финансов, методик и пр., и эти дефициты никогда не исчезнут. А человек, осознавший опасность потери психического здоровья для самого себя, находит время, силы, информацию, средства, права, методы и другие ресурсы для устранения опасности. С этой целью мы и создали программу «Право на счастье», в которой реализовано предупреждение социальных девиаций посредством проведения профилактических мероприятий, что, в целом, не ново, однако, на сегодняшний день  имеет необходимость в осуществлении комплексного подхода к перечисленным проблемам. Ценность программы развития и сохранения духовно-нравственных традиций, пропаганды семейных ценностей и сохранности репродуктивного здоровья  молодежи «Право на счастье» заключается в обобщении подходов к рассмотрению демографической проблематики молодежи от 16-21 года как в современном мире, так и в городе Ноябрьске  Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – ЯНАО). Практическая значимость программы заключается в создании педагогических условий для возможности применения в своей будущей жизни теоретических знаний и навыков молодежью, приобретенных в ходе участия в программе. Представленная комплексная программа развития и сохранения духовно-нравственных традиций, пропаганды семейных ценностей и сохранности репродуктивного здоровья «Право на счастье» подразумевает реализацию новых идей в процессе организации профилактической работы в учебном заведении и рассчитана на привлечение к ней старших подростков, молодежи от 16 до 21 года, студентов, педагогических коллективов и родителей. Основной идеей построения программы является организация первичной профилактики социальных девиаций в институтах: семьи и брака, в школе и на улице.

В ходе работы над данной программой были изучены работы специалистов из разных отраслей знаний. Теоретическую базу работы составили материалы изданий, посвященных проблемам демографии, а также законодательных нормативных актов. Методологической базой приняты общенаучные практические подходы по изучению демографической политики в современной России. Тематический план комплексной программы развития и сохранения духовно-нравственных традиций, пропаганды семейных ценностей и сохранности репродуктивного здоровья «Право на счастье» разработан с учетом последовательности и системности подачи содержания данных мероприятий. Мероприятия, представленные в программе, будут проводиться в виде интерактивных занятий с использованием разнообразных форм и методов взаимодействия с аудиторией. Каждое мероприятие является звеном системы профилактики социальных девиаций, реализуемой в МБУ «ЦПППН «Доверие» и  в городе Ноябрьске ЯНАО.

Опыт показывает, что эффективность проведенных мероприятий чаще зависит от того, насколько адекватно выбрана форма проведения по содержанию. В этом направлении в программе предусмотрено применение таких форм, как беседа, круглый стол, ток-шоу, занятия с элементами тренинга, с упражнениями, с просмотром видеофильмов с последующим обсуждением, экскурсии в женскую кунсультацию (для девочек 16-21 года), экскурсии в Православный Храм и мечеть. С целью осуществления сотрудничества и получения обратной связи от разных слоев населения в программе предусмотрена реализация мероприятий на городском уровне: организация и проведение круглых столов, молодежных ток-шоу по актуальным темам с привлечением специалистов межведомственных структур; взаимодействие с психолого-педагогической службой образовательных учреждений в форме бесед, консультаций и т.д.

Программа разделена на 3 основных направления: нравственный,  работа с семьей, сохранности репродуктивного здоровья. Основной задачей нравственного направления является ознакомление молодежи с понятиями «нравственность» и «духовность», т.е. его цель – установление единого понятийного уровня «договориться» о рассмотрении основных понятий, на которых будет выстраиваться весь курс программы. В процессе реализации данного блока рассматриваются различные ситуации проявления нетерпимости в общественной жизни, и как альтернатива – развитие представлений у молодежи об искусстве проявлять любовь (осуществлять гармоничные коммуникации). В программе – мероприятия, предполагающие возможность осознания молодежью необходимости изучения своих исторических корней, (христианских или относящиеся какой- либо другой религиозной конфессии) ценностей, которые являются сегодня прочной основой семьи и брака.

Так как мы живаем в стране, имеющий многовековую христианскую культуру, каждый юноша и каждая девушка, желающие перечислить себя к образованным, воспитанным людям, должны осознать необходимость изучения своих исторических корней (христианских или относящиеся какой- либо другой традиционной религиозной конфессии), ценностей, которые являются сегодня прочной основой семьи и брака.

С этой целью по данному направлению представлен материал, который знакомит молодых людей с духовными ценностями, полагая, что они являются стержневыми понятиями для осуществления воспитательной деятельности [7]. Также здесь уделено внимание развитию способности молодежи к самоанализу, самопознанию, навыкам ведения позитивного диалога с окружающими и самим собой.

Автором программы и психологами МБУ «ЦПППН «Доверие» предусмотрено выполнение участниками программы мини исследований, в которых рассматриваются проблемы «духовности» и «нравственности» в непосредственно окружающем мире, позволяющие проанализировать и оценить, откорректировать и прогнозировать социально-нравственное развитие личности молодого человека. Данный блок представляет собой систему мероприятий, включающих видеоматериалы, обеспечивающих наглядностьи затрагивающих актуальные для молодежи и родителей проблемы. В программе также предусмотрено повышение компетентности родителей по вопросам психолого-педагогического знания о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни, которые помогут им грамотно оценивать проблемные и критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом возрастной специфики. Предполагается, что предусмотренные программой мероприятия помогут способствовать формированию у родителей понимания важности и значимости в семье организации интересного и содержательного досуга как одного из средства профилактики асоциального поведения детей, и создадут условия для повышения родительской мотивации к осуществлению эффективного семейного воспитания. Мероприятия, направленные на работу с семьей, нацелены на воспитание у старших подростков отношения к семье как ценности и обусловлены современной социально-нравственной ситуацией развития молодежи, поиском ими ценностных ориентиров. В данном блоке сделана еще одна попытка ответить на вопрос, который всегда интересовал человечество « что такое семейное счастье?» Хотя счастье сугубо индивидуально, и сколько людей на планете, столько и вариантов понимания этого чувства, есть все же у него свои закономерности, свои составляющие, и они известны. Если взять сферу межличностных отношений между мужчинами и женщинами, то наивысшее счастье достигается в любви, семье, рождении и воспитании детей. Поэтому одна из приоритетных задач данного блока помочь молодым людям осознать необходимость развития у себя качеств хорошего семьянина. Также в этих мероприятиях заложено воспитание культуры прояления чувств и главных свойств любви, педагогическая помощь  в понимании молодежью, чем отличается любовь от влюбленности, влечения и пр., и формирование позитивного образа поведения в межличностных отношениях между юношами и девушками [8].  Мероприятия, направленные на сохранности репродуктивного здоровья, нацелены на привитие у молодежи культуры межличностного общения; в них заложена реализация идеи сохранности репродуктивного здоровья. В данном блоке реализация мероприятий предусмотрена в виде информационных бесед с элементами дискуссий и экскурсии на базе женской консультации Ноябрьского ЦГБ с целью формирования культуры проявления чувств, умения их контролировать. Для молодежи подготовлен доступный материал о ранних добрачных отношениях и их последствиях,  профилактике нежелательных последствий ранних интимных отношений. Также данные мероприятия способствуют формированию у молодежи  объективного отношения к своему здоровью как ценности и главному своему достоянию. В них представлены понятия, расширяющие представления о пагубных привычках и мотивации молодежи на ведение полноценного здорового образа жизни, которые научат старших подростков и молодежь анализировать типичные ошибки в своем характере, в том числе и свое собственное поведение. В каждом мероприятии  предусмотрена реализация принципа наглядности и подобраны тексты, мультимедийные и видео презентации, видеофильмы. Обратная связь с молодежной аудиторией показывает интерес и возрастание востребованности в занятиях по данной программе, которую мы адаптируем, корректируя при необходимости ее содержания, подстраиваясь под потребности молодежи.

Опыт внедрения данной программы в молодежную среду позволяет  обобщить: духовные потребности у всех людей похожи – у президентов и пенсионеров; у владельцев предприятий и безработных; у производителей алкоголя и деградированных алкоголиков, у правозащитников и правонарушителей; у православных и мусульман и т.д. Для удовлетворения духовных потребностей, для жизни по разуму и по совести, для творчества и труда на благо других препятствий нет. На уровне духовных потребностей люди объединяются. Всем нужны мир, чистый воздух, знания, накопленные человечеством. Развитие духовности является самым цивилизованным и достойным человека способом гуманизации и гармонизации отношений между людьми и народами, гражданами и государством. Мужество и патриотизм в настоящее время проявляются в способности здраво мыслить, действовать, руководствуясь своим собственным умом, своими интересами, которые не должны противоречить интересам народа и государства. Нет необходимости лезть под пули, проливать кровь, тратить деньги, и предпринимать, какие-то героические усилия. Надо любить и беречь самих себя и на основе разумного эгоизма добровольно отказаться от всех видов дурмана и самообмана.  И это возможно, прежде всего, в родительской семье. Именно родителям нужно пересмотреть свое отношение к пагубным пристрастиям (алкоголю и пр.), так как это может помочь восстановить нормальную структуру нашего общества, обрести единство человека, общества и государства, построить более здоровое во всех отношениях гражданское общество.

Литература

1.    Азаров Ю.П. В.С. Лысенко Родительское собрание. – Москва, 2004.

2.    //Карпов A.M. К26 Самозащита от саморазрушения. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии зависимостей и стрессов / А.М.Карпов. – М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 136 с.

3.    Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. – Минск, 1981.

4.    Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. – 1993. С. – 6;

5.    Фройченко Е. Жизнь моя – кинематограф.– Москва, 2005.

6.    Статья подготовлена в рамках федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».

7.    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru ;http://www.km.ru/referats/.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт