Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Семья и школа в формировании т...

Семья и школа в формировании традиционных духовно – нравственных ценностей в современном обществе России


Фадеева Валентина Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 1»
г. Новый Уренгой

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В такое время нарушается духовное единство общества. Молодёжь с трудом  находит  для себя жизненные ориентиры. Пересматриваются  ценности старшего поколения, а также искажаются или разрушаются   традиционные для страны моральные нормы и нравственные установки.

Совершенно очевидно, актуальными направлениями в такой период становятся: духовно-нравственное развитие и воспитание; формирование традиционных духовно-нравственных ценностей.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха. Но наиболее системно духовно-нравственное развитие и воспитание личности  происходит в сфере  общего  образования. Именно в школе наряду с интеллектуальной жизнью  должна быть сосредоточена  и гражданская, и духовная, и культурная жизнь школьника.  Ребёнок школьного  возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Воспитательный  процесс общеобразовательных школ на современном этапе строится на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Основные общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ребёнок с первых лет жизни усваивает ценности семейной жизни, которые  имеют большое значение для человека в любом возрасте. Сложившиеся взаимоотношения в семье являются основой гражданского поведения человека. На мой взгляд, перед общественными организациями, религиозными объединениями, культурными учреждениями, средствами массовой информации ставится задача просветительского характера. Особенно молодая семья нуждается в поддержке выбора ориентира при формировании ценностей семейной жизни, выбора стиля воспитания и общения.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Значение таких понятий, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом» ребёнок начинает понимать через семью и социальное окружение.

В своей статье я рассматриваю образовательную  и воспитательную программу в рамках начального звена общеобразовательной школы.

В каждом классе разрабатывается воспитательная система, которая способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Одним из направлений воспитательной программы является духовно-нравственное воспитание.

Классный руководитель в воспитательном процессе формирует у учащихся нравственную культуру миропонимания, способствует осознанию значимости нравственного опыта прошлого и будущего, своей роли в нём.

Классный руководитель направляет свою деятельность на формирование основных понятий духовно-нравственного воспитания: нравственные ценности, нравственный выбор, нравственная позиция, нравственное поведение, самоактуализация и самореализация.

Духовно-нравственное воспитание красной нитью проходит по всем рабочим программам основной российской общеобразовательной школы.

Одной из целей при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе является духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Решая данную цель, мы формируем уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни

В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» систематизируются и расширяются представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивается интерес к их познанию, обогащается нравственный опыт учащихся. Литературное чтение способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. При этом происходит обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Актуальны в связи с этим слова К. Д. Ушинского: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка».

Большая возможность в реализации духовно-нравственного воспитания и развития предоставляется занятиями внеурочной деятельности обучающихся. Такие занятия, как «Азбука добра», «Я гражданин», «Мир книг» и т. п. способствуют формированию ключевых компетенций младшего школьника.

Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации является более высокой ступенью духовно нравственного развития гражданина России. Открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами – важные качества и результат духовно-нравственного развития личности.

Общей целью духовно-нравственного воспитания и развития является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

  • Shkola1 10 ноября 2015 г.
    Если семья и школа сосредоточат свои совместные усилия на питании духа, а не тела ребенка, мы вырастим настоящих граждан своей страны, высоконравственных, ответственных, духовно развитых. Согласна с мнением автора.
    Если семья и школа сосредоточат свои совместные усилия на питании духа, а не тела ребенка, мы вырастим настоящих граждан своей страны, высоконравственных, ответственных, духовно развитых. Согласна с мнением автора.
  • jannetka 10 ноября 2015 г.
    В современном обществе одной из главных проблем является постепенная утрата духовно-нравственных ценностей и традиций семьи. Согласна с автором статьи, что все вместе мы сможем воспитать всесторонне развитую личность, которая сможет находить ответы на волнующие вопросы: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Что будет после меня?».
    В современном обществе одной из главных проблем является постепенная утрата духовно-нравственных ценностей и традиций семьи. Согласна с автором статьи, что все вместе мы сможем воспитать всесторонне развитую личность, которая сможет находить ответы на волнующие вопросы: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Что будет после меня?».
  • Светланика 12 ноября 2015 г.
    Именно в школе наряду с интеллектуальной жизнью  должна быть сосредоточена  и гражданская, и духовная, и культурная жизнь школьника. Абсолютно разделяю взгляды автора.
    Именно в школе наряду с интеллектуальной жизнью  должна быть сосредоточена  и гражданская, и духовная, и культурная жизнь школьника. Абсолютно разделяю взгляды автора.
  • svfadeew 14 ноября 2015 г.
    Соглашусь с автором статьи, что духовно-нравственное воспитание и развитие личности должно стать основным лейтмотивом образовательных программ. 
    Соглашусь с автором статьи, что духовно-нравственное воспитание и развитие личности должно стать основным лейтмотивом образовательных программ. 


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт