Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Семья и школа в формировании т...

Семья и школа в формировании традиционных духовно-нравственных ценностей в современном обществе России


Огурцова Ольга Юрьевна
Педагог-психолог
МБОУ «СШ № 7»
г. Новый Уренгой
Ахмадиева Гульнара Ильгамовна
Социальный педагог
МБОУ «СШ № 7»
г. Новый Уренгой

В семейном кругу мы с вами растём 
Основа основ – родительский дом. 
В семейном кругу все корни твои, 
И в жизнь ты выходишь из семьи. 
В семейном кругу мы жизнь создаем, 
Основа основ – родительский дом!

Семья является первым и основным воспитательным институтом, взаимосвязь с которым человек испытывает в течение всей жизни. Именно в семье закладываются основы личности ребёнка, зарождаются основы нравственности и морали человека, формируются нормы поведения, проявляются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность.  Таким образом, в семье происходит первичная социализация ребёнка.

Политика государства, направленная  на защиту прав современной семьи, защиту прав ребёнка, заботу о его жизни, развитии, образовании и воспитании, отражается в следующих документах: Конвенции о правах ребёнка, Семейном кодексе РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями), ФЗ «Об образовании в РФ».

В вышеуказанных государственных документах ребёнок рассматривается не только как объект, который требует специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Одним из базовых прав ребёнка является право жить и воспитываться в семье. Именно на родителей (законных представителей) несовершеннолетних    возлагаются обязанности по воспитанию и образованию детей. Они обязаны заложить основы физического, духовно-нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка, обеспечить получение детьми общего образования.

Семья  выступает в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры – не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. Семья призвана обеспечить ему благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосферу любви, заботу и поддержку. Только в семье ребёнок ощущает духовную связь и преемственность между поколениями, усваивает систему ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения.

 И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Критерием благополучия или неблагополучия семьи можно считать её воздействие на детей, стиль отношения к ребёнку и окружающим, выполнение семьёй в полном объёме её воспитательной и социализирующей функции.
Чаще всего встречаются следующие типы семейного неблагополучия:

·      алкогольные, наркотические (психическая зависимость от алкоголя или наркотиков);

·      асоциально-аморальные (бродяжничество, тунеядство, нежелание работать, асоциально-аморальный образ жизни);

·      криминальные (семьи, в которых родители, другие члены семьи – отбывают либо отбыли наказание в местах лишения свободы);

·      конфликтные (семьи, в которых постоянно происходят семейные конфликты,  заканчивающиеся ссорами, скандалами, рукоприкладством);

·      педагогически несостоятельные (семьи, в которых родители в силу разных причин утратили свое влияние на  детей);

 Существует много причин, приводящих к  семейному неблагополучию:

·              социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений;

·              ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки.

·              педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей.
         Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, они могут быть единичными,   могут быть комплексными,  к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер. 

Тем не менее не всякая семья, которая сталкивается с трудностями, становится неблагополучной. Признаки неблагополучия могут быть временными, большая часть семей справляется с этим самостоятельно либо обращается за помощью к специалистам.

В нашем учебном заведении количество социально-неблагополучных семей, состоящих на учете в КДН и ЗП, за последние три года практически не меняется (все семьи поставлены на учет за употребление родителями спиртных напитков и невыполнение родительских обязанностей). На конец прошлого  учебного года сняты с учета 4 семьи,  но всё же количество семей с различными признаками неблагополучия увеличивается. Представим типы этих семей:

1. Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счёте, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей-коллективистов, но и педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотёк.

3. Семья с низким материальным положением, находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Тормозится развитие детей; эксплуатация детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы, растлевающую духовно сопряжённую с риском для жизни; отрыв от учёбы и систематического воспитания в школе и семье. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.

4. Семья неполная из-за недостатка материального или отцовского влияния может породить маску феминизации мальчиков и девочек.

5. Семья с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи. Причём конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребёнка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из благотворного влияния семьи и школы.

6. Семья, умышленно или неумышленно допускающая безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодёжи.

  Учащимся из социально опасных семей выделяется материальная помощь по программе «Обеспечение общественной безопасности». По решению педсовета предоставляются льготы  по питанию, оказывается помощь в организации летней занятости, трудоустройстве. Учащимся, воспитывающимся в таких семьях, необходим организованный досуг и отдых, этот вопрос стоит на особом контроле у социального педагога и классных руководителей. Каждому ребёнку нужно найти интересное дело и занять его свободное время.

Большую помощь в работе с данной категорией семей нашему образовательному учреждению оказывает  ГКУ ЯНАО СРЦН  «Садко». Мы много лет сотрудничаем с ним на договорной основе. Специалисты Центра помогают в работе с социально неблагополучными семьями и семьями, находящимися в «группе риска». Учащиеся школы из данных категорий семей посещают дневное отделение Центра, родителям оказывается консультативная помощь (юридическая и психологическая),  помощь в оформлении документов, помощь в устройстве на работу. Но результат нашей совместной работы зависит от родителей, их желания изменить свою жизнь и жизнь своих детей в лучшую сторону. Если результата нет, то неблагополучие становится фактором риска  деформированной социализации личности ребёнка, что проявляется, в конечном счёте, в совершении правонарушений, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Два учащихся данной категории состоят на учёте в ОДН ОМВД за совершение общественно-опасного деяния и употребление спиртных напитков, но один из них снят по исправлению, он серьёзно увлёкся боксом, является кандидатом в мастера спорта.

Анализируя причины совершения правонарушений учащимися, мы пришли к выводу, что  8 учащихся из 11, состоящих на учёте в ОДН, воспитываются в семьях, имеющих комплексные признаки неблагополучия, что послужило причиной совершения правонарушения. Пятеро учеников воспитываются одинокими матерями: два из них растут во вседозволенности, с постоянно растущими потребностями (драка и употребление ПАВ), а трое с низким материальным положением. Данные семьи находятся за чертой бедности (дети из этих семей совершили кражи); 3 ученика проживают в полных семьях, с постоянно пьющим одним родителем (кража и употребление спиртных напитков); 5 учеников воспитываются в конфликтных семьях, из них 1 ребёнок воспитывается отчимом.

Совершение правонарушений данными учащимися стало следствием слабого родительского контроля,  снижения их социальной активности, переноса функций воспитания на образовательное учреждение.

Подводя итог, можно сказать, что основным фактором, вызывающим риск совершения правонарушений в детской и подростковой среде, является семейное неблагополучие, которое выражается в совокупном влиянии причин различного характера на процесс социализации и развития личности ребёнка.
Работа с неблагополучной семьей - одно из сложных направлений в работе педагогов: она не всегда приносит результаты,  а если результат есть, то он отсроченный.  



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт